Внеклассное мероприятие "Хороша ты, кухня русская!"
план-конспект занятия по зож (2 класс)

Натарова Елена

Мероприятие в рамках занятий внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.11.19_horosha_ty_kuhnya_russkaya.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Хороша ты, кухня русская!»

Цель: Знакомство детей с традиционными блюдами русской кухни, особенностями их приготовления, приобщение гостей к традициям русского гостеприимства

Задачи:

Познакомить гостей с традиционными блюдами русской кухни, особенностями их приготовления, начать приобщение к традициям русского гостеприимства; расширить кругозор

Воспитывать чувство патриотизма через изучение традиций национальной кухни;

Формировать позитивные эмоции посредством приобщения к народным традициям

Гостей встречают  дети в русских костюмах с хлебом-солью.

Здравствуйте, люди добрые!

 Милости просим.

Хлебом, солью всех встречаем

Самовар на стол несём,

 За чаем мы не заскучаем,

Поговорим о том, о сём!

 Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

От души они, от доброты.

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Все – наши родные.

Я смотрю на ваши лица:

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

(Вручают гостям каравай)

-Рассаживайтесь, гости дорогие!

Дети исполняют песню «Россия - ты моя судьба»

 Ребята, вы исполнили очень красивую песню  о России.

 А что для каждого из вас Россия?

(Наша Родина, Россия-это страна, в которой я родился и горжусь ею, Россия-это наши культурные традиции…)

-  Для нас Россия – это наша Родина, имеющая многовековую историю. Корнями в прошлое уходит не только наше культурное наследие, но и традиции нашей национальной кухни.  Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Мы стараемся не забывать традиции  питания,  хотим иметь стол, простой и разнообразный, здоровый и полезный. Сегодня мы предлагаем совершить небольшую экскурсию в прошлое и вспомнить традиции нашей русской кухни.

Дети рассаживаются на «завалинке»

-Елисей, а как раньше делились информацией, как учились традициям, ведь  не телевизора не было, не компьютера, даже рецептик негде посмотреть!

-Лиза, раньше семья часто собиралась вместе и гости приходили и собирались…

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и ныне мы, общались -

Без общенья жизни нет.

Вспомним радость русской кухни,

Дедов искренний досуг!

Отдых – это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

-Ребята, а как готовили на Руси, ведь не было газовых и электрических плит?

- Я знаю! Была добрая теплая помощница, отгадайте, кто она?

Наша толстая Федора наедается не скоро,

А зато когда сыта – от Федоры теплота.

Дети (хором).

-Печка!

  • Хозяин: Как о чем? А впрочем, ребята, догадайтесь сами. 
  • Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато когда сыта – от Федоры
  • теплота. (Печь). 
  • Хозяйка: В избе – изба, на избе труба, зашумело, загудело в трубе, видит
  • пламя народ, а тушить не идет. (Печь) 
  • Вася: Стоит в углу Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают – 
  • глотает. (Печь). 
  • Юля: Лето придет – не глядят на нее. Зима придет – обнимают ее. (Печь). 
  • Ведущий:  Так  о  чем  же  сегодня  пойдет  речь  в  этом  доме?  (Ответы
  • детей). 
  • Догадлив  крестьянин  –  на  печи  избу  поставил

Показываю макет русской избы

 (Показываю печь) Забывать мы стали, что главное в доме печь.  А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырёх тысячелетий? Причина её долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жильё, в ней готовится пища, выпекается хлеб, варится  и квас, на печи сушили грибы, ягоды  и травы, в ней даже мылись!

Показываю посуду

Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом.

Главное в доме - печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а

на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг

другу  сказки.  От  печи  теплый  пар  клубится-струится,  вкусным  да  сдобным

калачом  тянет,  угольки  светятся  да  горницу  освещают.  Дети  у  печки  сидят,

сказки сказывают, друг друга перебивают.  А вы, ребята, узнаете сказки? 

-Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу сказки.

-Ребята, а знаете, ведь печка является важным персонажем русских сказок. На нашей печке я нашла волшебную куклу, кому она в руки попадет, тот сказку и загадает.  А вы, ребята, должны сказки узнать!

Дети у печки сидят, кому кукла в руки попадёт- сказки сказывает.

1) Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как

выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». («Лиса и заяц»)

2) Бежала девочка, бежала, видит, стоит печка: «Печка, печка, скажи,

куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу».

(«Гуси-лебеди»)

3) Углы в избе затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели. И печь

сама пошла по улице, прямо к царю. («По щучьему велению»)

4) Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперед, нашел там

женину кожу, да и сжег ее в печи». («Царевна-лягушка»)

5) Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует. А

младший брат сидит на печи за трубой и говорит: «Возьмите меня с собой».

(«Сивка-бурка»)

-Ой, спасибо, потешили вы меня, да только проголодалась я!(Говорит куколка тоненьким голоском)

-Ребята, и правда, гости к нам пришли, а стол не накрытый стоит.

 У нас в народе говорят: « Что в печи – всё на стол мечи!»

А поводов, чтобы собраться за накрытым столом было достаточно: народные праздники, свадьба, рождение ребенка, крестины и еще много чего. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, полезно и продукты вполне доступны. А самым главным на столе был хлеб!

Дети выходят с корзиной хлеба

1. Ставится он первым на столе,

2. Славится он первым на селе,

1. Ветер его холит, холят его поля.

2. Он лежит сейчас парной,

Ситный, белый и ржаной.

1Выбирай, тебе – какой?

Дети ставят корзину с хлебом  на стол.

(рассказывают)

К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом.

-Хлеб можно было брать только чистыми руками, его нельзя было выбрасывать.

-А если кто обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!

- А хлебные крошки собирали в ладошки – и в рот.

 -“Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!” – так говорили наши предки.

Визитная карточка русской кухни – это пироги. Народ-хлебопашец с большим почтением относился к зерну, зная ему цену.Первым и главным угощением на Руси всегда были  пироги, блины.

Пироги были и закуской, и едой, и подавались в качестве десерта.

В страдную пору пироги брали с собой в поле, на покос, . На этот случай в ходу были хлебальные пироги, которые ели ложками. Особенностью этих пирогов была полужидкая начинка из овощей, рыбы. Корочка пирога была своеобразной миской. Выпекали такие пироги только в русской печи.

-Сегодня наша волшебная печь трудилась без отдыха, напекла пирогов к столу (Голос куколки с печки)

Дети демонстрируют пироги гостями, выставляют на стол.

КУРНИК – праздничный пирог в форме купола, с запеченной курицей.

РАСТЕГАИ – открытые пироги с рыбой или мясом.

КУЛЕБЯКА – большой закрытый продолговатый пирог с мясом, овощами, украшенный цветами и листиками из теста.

РЫБНИК – закрытый пирог с рыбой в форме лодочки.

(Дети демонстрируют блины гостям, выставляют на стол)

-Другая визитная карточка русской кухни блины. Это не просто еда, это радость, встреча, общение, душевный праздник.

-Настоящие русские блины пекли из гречневой муки на дрожжах. Были также блины пшенные, пшеничные, с припеком, фаршированные. Ели их с маслом, медом, сметаной.

Физминутка

В старину на посиделках не только пели иразговаривали, но и в игры русские играли. Приглашаем гостей на игру«ПИРОГ»

Участники стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник,

изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький»-

разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь»

к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога»,

уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

-Ох и наигрались же мы! Теперь бы чайку попить!

-Елисей, вот ты чай нам и приготовь!

(Голос куколки)

-А вы знаете, что любимый нами  чай появился в России только в 17 веке. Был редким и дорогим напитком. Вот такую баночку подарили одному барину.

Елисей  

Раз прислал мне барин чаю,

И велел его сварить,

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водицы,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил перцу, луку,

И петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его малёшко, на

Господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел.

И, отправив на конюшню,

Выпороть меня велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем я мог не угодить?

А потом – то догадался,

Что забыл я посолить.

Лиза

-Ай да, насмешил, потешил!

Как же такой чай пить?

Лучше сбитень!

Настя

-Я расскажу вам, как готовить сбитень

Сбитень готовили на меду с душистыми травами. Напиток этот не только вкусен, но и полезен, так как входящие в его состав травы обладают целебными свойствами. К сбитню подают печенье, пирожки, пряники.

-Попробуй, Марк, вкусно ли?

Марк

Ай да сбитень – сбитенёк.

Кушай, девки, паренёк,

Кушайте и пейте,

Денег не жалейте.

Настя

Сбитень сладкий на меду,

Ну-ка мёду подкладу

А как буду-то варить

Его все будут хвалить.

Все встают с завалинки

Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар!

Милости просим на чашечку чая.

За чаем мы не заскучаем!

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч».

Не погаснет, не потухнет

На холмах семи ветров

Мастерство российской кухни,

Слава русских поваров!

- Спасибо, гости дорогие, что посетили нас. Приглашаем вас к столу!

Чаепитие

-Ребята, открыли ли вы для себя ещё  что-то новое, что для вас Родина?

(Русские традиции, народные сказки и игры, кулинарное мастерство наших мам, гостеприимство)

-Желаю хранить эти добрые традиции, преумножать их и передавать из поколения в поколение! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "КВН по русскому языку в 3 классе"

Для развития познавательной деятельности учащихся можно провести КВН по русскому языку...

Урок внеклассного чтения "Защитники земли русской"( А. Невский)

Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение "века XIII c XXI". На уроке формируется уважение к истории России, ...

Внеклассное интегрированное занятие по русскому языку и окружающему миру 4 класс

Автор:   Стрекаловская Л. А.Внеклассное интегрированное  занятие по русскому языку и окружающему миру с использованием интерактивной доски4 класс...

Мероприятие "Хороша кухня русская"

Данное мероприятие знакомит учащихся с блюдами традиционной русской кухни, с правилами застольного этикета в старинных крестьянских семьях....

Внеклассное мероприятие по предмету (русский язык) "Справочная служба русского языка"

Тип мероприятия: Интеллектуальная играФорма: СостязаниеЦель: прививать любовь к родному языку через игру...

Сценарий театрализованной постановки "Хороша кухня русская!"

Сценарий театрализованной постановки "Хороша кухня русская !" Это мероприятие провели к Дню матери. Каждый класс представлял кухню разных народов....

Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"

Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.Задачи: Метапредметные задачи: - регулятивные: способствовать развитию у детей умения осущес...