Мероприятие "Хороша кухня русская"
методическая разработка (3 класс) по теме

Данное мероприятие знакомит учащихся с блюдами традиционной русской кухни, с правилами застольного этикета в старинных крестьянских семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_meropriyatiya_horosha_kuhnya_russkayaquot.zip2.43 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С.Макаренко»

Городского округа город Фролово Волгоградской области

Разработка внеклассного мероприятия

2 – 3 классы
«Хороша кухня русская!»

подготовила

учитель начальных классов

Хоршева Лариса Петровна

г. Фролово

2013год

Цели мероприятия:

  1. познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд;
  2. развивать любознательность,  мышление, речь;
  3. воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формировать позитивные эмоции посредством приобщения школьников к народным традициям.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная презентация, экран, мини-экспозиция “В русской избе”, набор карточек- заданий  для каждой группы, стол с блюдами русской кухни – приготовлены с помощью и при участии родителей, репродукции картин русских художников, фотографии блюд русской кухни.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I Организационный момент:

Учитель: 

- Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады вас видеть на нашем занятии!

- Сегодня мы  вам предлагаем совершить вместе с нами  путешествие в далёкое прошлое.

-  Работать сегодня будем по группам, у нас образовалось 4 группы:

1. «Научные работники»

2. Праздничная кухня.

3. Будничная кухня.

4. Постная кухня.

-  Посмотрите на ребят своей группы и подарите друг другу улыбку, подарите улыбки всему классу. Работать будете, не соревнуясь, а сотрудничая. Каждый участник группы должен внести свою лепту  в работу всей группы.

II Введение в тему  занятия:

- А прежде, чем вы узнаете, о чем конкретно мы будем вести разговор сегодня, давайте вспомним,  чему были посвящены наши занятия, когда мы вели разговор о жизни наших предков? ( народным праздникам,  работе крестьян,  традициям в семье,   обязанностям членов семьи,  предметам быта,   играм и игрушкам детей и т.д.)

Слайд №2

- Скажите, куда же нам предстоит путешествие? (в крестьянскую семью)

Слайд №3

«Давно  ль  они  часы   досуга,

трапезу,  мысли и  дела

делили дружно?»

                       А.С.Пушкин

- Какое слово вам не совсем знакомо и понятно? (трапеза)

Слайд №4

- Кто  может объяснить значение слова «трапеза»? (еда, блюдо, пища)

- Давайте узнаем, верны ли наши предположения. Обратимся к «научным работникам».

1 группа «Научные работники»:

  1.   Трапеза — словарь Ушакова

1ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин.

  1. Что такое ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля

Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг.

III  Постановка цели и задач занятия.

Слайд №5

Учитель:

- Кто изображен на слайде?

- Что будут делать члены семьи? (трапезничать)

- Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей)

-  Правильно, мы  сегодня будем говорить  о? ... Русской трапезе, русской кухне.

- Молодцы! Мы вместе сделали первое открытие и определили тему занятия.

- На какие бы вопросы вы хотели получить ответ на нашем мероприятии. (дети предлагают вопросы для обсуждения.)

IV  Введение знаний по теме.

Учитель:

В прошлом каждая трапеза имела определённый час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Вся семья собиралась за столом, где у каждого было своё строго определённое место. Место во главе стола всегда сохранялось за хозяином. Он и садился первым за стол. Перед тем как сесть за стол каждый должен был перекреститься. И если кто – нибудь за столом нарушал правила трапезы, то обязательно получал ложкой по лбу.

- Сейчас я,  вместе с научными работниками  постараемся определить, знакомы ли вы с правилами русской трапезы?

- Возьмите в руки карточку №1 и ручку, прочтите высказывания и отметьте каждое высказывание соответствующим знаком.

«V»- уже знал

«+»- новое.

Слайд №6.

Карточка №1

  1. Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
  2. Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
  3. Место во главе стола сохранялось за хозяином.
  4. Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
  5. Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
  6. Пока семья собирается, никто не начинает есть.
  7. Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
  8. Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
  9. Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом.
  10. Русских всегда отличало гостеприимство.

- «Научные работники», сделайте вывод о том какие правила нам не были знакомы. (делают вывод)

Учитель

- Щедрый душой человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное – полезно и продукты вполне доступны. Давайте же узнаем, чем был богат традиционный русский стол, и не просто узнаем, но и отведаем русские кушанья: крестьянский суп и щи, пироги, блины и каши, всевозможные варения, соления, квас.

Сценка.

Слайд №7

I действие

(Звучит русская народная музыка.)

РАССКАЗЧИК:

В русском царстве,

В нашем государстве

Жил-был царь,

Стороны сей государь.

(На сцене, шаркая ногами и кряхтя, появляется Царь.)

Стар был царь:

То в боку кольнёт,

То в ноге стрельнёт.

И решил он, что беда —

Неразумная еда.

Вот велел узнать правитель,

Стороны сей повелитель,

Что же ест его народ,

Что кладёт себе он в рот.

ЦАРЬ (встаёт и кричит за кулисы слугам):

Эй, министры,

Эй, гонцы!

Подь сюды вы, молодцы!

(Вбегают Министр и Гонцы (1) и (2), кланяются Царю.)

Посылаю вас в народ...

Чем набит его живот?

Они косят, они жнут,

Не болеют и не мрут.

Я же старый,

Я же слабый,

Организм мой очень дряблый.

Чтоб здоровьице направить,   -

Рацион надо поправить.

И велю на двор царёв

Прислать лучших поваров.

ГОНЦЫ (1) и (2) (вместе):

Царь наш батюшка, для вас

Всё исполним сей же час.

Чем питается народ,

Разузнаешь ты вот-вот.

(Царь многозначительно кивает. Гонцы (1) и (2) кланяются и убегают.)

РАССКАЗЧИК:

Царь остался ожидать,

Сел на трон ногой болтать.

О своём здоровье хлипком

Он пытался рассуждать.

ЦАРЬ:

Годы мчатся, стар я стал,

Не на шутку захворал.

Ломит всё, во лбу трезвон...

Еле я сажусь на трон.

Так не хоцца помирать —

Мне ж страною управлять!

Что же съесть бы мне такого.

Чтобы сразу быть здоровым?

Ох, замучил лекарь этот:

(Передразнивая лекаря.)

«Нужно сесть вам на диету!»

Надоело мне до слёз

Есть пророщенный овёс.

Что мне делать?

Как мне быть?

Как питанье на-ла-дить?

РАССКАЗЧИК:

Время шло...

И вот в светлицу

Пришли красные девицы.

(Появляются Будничная кухня, Праздничная кухня и Постная кухня. Девочки кланяются Царю.)

МИНИСТР (Царю):

Хватит, Царь, тебе хворать,

Поваров давай встречать.

Говорят, от их обедов

Можешь на ноги ты встать.

ЦАРЬ:

Ну, и как же быть, девицы?

Кого взять к себе трудиться?

 Кто из вас готовит вкусно,

Да полезно и искусно?

Ну-ка, каждая из вас

О себе поведай щас.

II действие

МИНИСТР (широким жестом приглашает Будничную кухню на середину сцены): Будничная кухня!

Слайд №8

(Будничная кухня с поклоном выходит на середину сцены.)

БУДНИЧНАЯ КУХНЯ:

На Руси из века в век

Трудиться любит человек,

Землю любит, потому

(Медленно и многозначительно перечисляет.)

Ест он хлеб, грибы, крупу,

Щи хлебает,

Репу парит,

Мясо квасом запивает.

 На столе стоит уха,

Колбаса и потроха.

Приготовлено с любовью

 Образом естественным,

Потому вся та еда

Очень уж полезенна.

(Будничная кухня кланяется Царю. Гонцы (1) и (2) выносят и ставят перед Царём на стол обычные, простые блюда, а затем уходят.)

Учитель:

- От какого слова образовалось слово «будничная»? (будни)

- Как понимаете значение этого слова? (ответы детей)

- «Научные работники», вы подтверждаете наше мнение о значении слова будни?

«Научные работники»:

Толковый словарь Ожегова. 

Будни- не праздничные дни Пример: Б. и праздники.
***2. - повседневная,
обыденная жизнь
Пример: Суровые б. войны. Трудовые
 б.

Учитель:

- Послушайте загадку, которую придумал народ и постарайтесь отгадать её.

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно

И красно и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо, и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

- Кто же догадался, о чём эта загадка? ( о хлебе)

Слайд №9

Учитель: Послушайте, что удалось узнать о хлебе моим «помощникам».

Ученик 1: Хлеб - был самый главный, самый почитаемый продукт. Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. Им  поздравляли маму, когда рождались сын или дочь. Его  брали с собой в дальнюю дорогу.  Хлеб всему голова! К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом.  Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если кто обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует! А хлебные крошки собирали в ладошки – и в рот. Так относились к хлебу в старину. “Покуда есть хлеб да вода-все не беда!” – так говорили наши предки.

Учитель: Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками. Предлагаю вам игру. Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о хлебе.

( Работа в группах).

Учитель:

- А о каких блюдах будничной кухни вы узнали и можете нам рассказать? (выступление  ученика о блюдах будничной кухни ).

Слайд № 10

Слайд №11

III действие

МИНИСТР (широким жестом приглашает Праздничную кухню): Праздничная кухня!

(Праздничная кухня с поклоном выходит на середину сцены.)

ПРАЗДНИЧНАЯ КУХНЯ:

На Руси из века в век

Праздник любит человек.

Да такой, чтобы с душой,

Чтобы пир, так пир горой!

(Медленно и с восхищением перечисляет.)

Рябчики верченые,

Рёбрышки копчёные,

Поросёнок заливной,

Чай душистый разливной.

Ну, а пира царь — пирог,

В нём и ливер, и творог.

И все эти угощенья

Поднимают настроенье.

Раз ты весел — знать здоров.

И без всяких докторов.

(Праздничная кухня кланяется Гонцы (1) и (2) выносят и стол перед Царём на стол праздничные блюда, а затем уходят.)

Учитель:

«Помощники», а что вы узнали о праздничных блюдах?

«Помощники»:

Слайд №12

  1. Да, ни один стол на Руси, особенно праздничный, не обходится без пирогов. А что такое пироги, знает каждый! Когда наши мамы и бабушки пекут пироги, нас от стола за уши не оттащишь.   А какие пироги пекли наши предки? Одни названия чего стоят! Это всевозможные расстегаи с грибами, рисом, мясом, рыбой; рыбники, левашники,  наливашники,  курники старорусские. Их подавали к первым блюдам и отдельно, как закуска. А сладкие пироги были традиционным славянским лакомством. Среди них выделяются бабы: ромовая, медовая, тюлевая, кружевная, муслиновая, пуховая.

Слайд №13

2)  А ещё готовили кашу.  Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зерна варить. Это было самое любимое среди русских людей кушанье. “Каша – матушка”, – говорили в старину. Кашу использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши.

– А какие каши знаете вы?
– Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил. (Приз-пакетик каши быстрого приготовления.)


– Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Но я вам пока секрет не открою. Хочу узнать, кто из вас умеет варить кашу? (Учащиеся рассказывают.)

- А какие секреты приготовления каши знают наши мамы?


– Раньше кашу засыпали в кашник – горшок, заливали водой, запаривали 5 часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная.


– А чем полезна каша? Какая каша самая полезная?
(Ответы детей.)

Учитель: А что на это скажут нам «научные работники»?

«Научный работник»: Лучшей кашей специалисты назвали гречневую, она снижает уровень сахара в крови и очень полезна. (Слайд 14)

 На втором месте своеобразного научного хитпарда оказалась овсяная каша, она изгоняет лишний холестерин из организма, ее рекомендуют при заболеваниях печени, диабете…(Слайд 14).

На третьем месте каша рисовая, но только из длинных зернышек (Ккруглые зерна содержат слишком много крахмала.) (Слайд 14).

Вот такие целебные свойства имеет каша.

Учитель:

- Какие народные праздники вы знаете? (дети перечисляют)

Слайд №15

- Возьмите карточку №2. Соотнесите слова 1 и 2 столбика:

Пасха                             блины

Масленица                     куличи

Сороки                        жаворонки из теста

Капустник                   гусь с яблоками

Рождество                   квашеная капуста

(работа по группам)

- Как же на Руси проходили праздники? (ответы детей)

Хоровод.

Дети:

Кто спину не гнёт,

Тому ложка не в рот.

А гнутая спина,

Там рожь высока.

Густа, колосиста,

Колосиста, ядрениста:

С зерна – то – пирог,

С колоска – весь мешок.

1 – й ребёнок:

- Заканчивалась жатва, убран хлеб на полях. И начиналось веселье.

2 – й ребёнок:

- Делу время – потехе час.

3 – й ребёнок:

- Сделал дело – гуляй смело.

4 – й ребёнок:

- Ну а где пир, там гульба на весь мир!

5 – й ребёнок:

- Собирайся народ в хоровод. Кто работы не боялся, тот и пляшет и поёт.

Танец.

Учитель:

- С какими блюдами праздничной кухни вы нас познакомите? (выступление  ученика от группы - )

Слайд №17

IVдействие

МИНИСТР (широким жестом  приглашает Постную кухню):

Постная кухня!

 (Постная кухня с поклоном выходит  на середину сцены.)

ПОСТНАЯ КУХНЯ:

На Руси из века в век

Пост соблюдает человек.

Если будешь пост держать.

То не будешь голодать.

 Как такие вам продукты?

(Медленно и с удовольствием перечисляет.)

Орехи, овощи, да фрукты,

Грибочки монастырские,

Огурчики душистые,

Клюква в сахаре, калина,

Винегрет и каша.

Вкусна пища наша!

А картофель!

А капуста!

На столе совсем не пусто!

Главное запомни – в пост

Уж не так уж стол и прост –

Очищенье столь полезное

И душевное и телесное.

(Постная кухня кланяется Царю. Гонцы (1) и (2) выносят и ставят перед Царём на стол постные  блюда, а затем уходят.)

Учитель:

- На Руси строго придерживались постов и мясоедов. Некоторые посты были довольно длительными и воздерживаться от скоромной пищи приходилось неделями.

 - Как назывался самый длительный пост? ( Великий пост)

- Сколько недель он длился? (7)

Слайд № 18

- Через 8 недель после него начинался Покровский пост. Он продолжался до конца июня.

- Его сменял Успенский пост с 1 по 15 августа.

- Рождественский пост знаменовал  приближение Рождества.

- Это мы перечислили большие посты, между которыми вклинивались короткие периоды, когда люди не позволяли себе…

- Какую же пищу нельзя было позволить в пост? (ответы детей)

Учитель:

«Помощники», что вам удалось найти о блюдах постной кухни?

«Научные работники»:

Слайд №19

- Издревле на Руси ели кислую и отварную свежую капусту, луковники, левашники, пироги с горохом и овощными начинками, овсяный кисель, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

Слайд №20

Учитель:

- Перед вами летнее меню крестьянской семьи. Определите, какое меню подходит для питания в пост? Обоснуйте свой выбор.

5 час. утра – чай с хлебом,
9 час. утра – то же,
12 час. дня – редька с квасом; иногда рыба, хлеб,
5 час. вечера – чай с хлебом,
9 час. вечера – остатки обеда,

5 час. утра – чай, молоко, калачи (хлеб),
9 час. утра – то же,
12 час. дня – щи, молоко, черный хлеб, квас,
5 час. вечера – чай, молоко, калачи
(хлеб),
9 час. вечера – остатки обеда.

(Дети работают в группах)

Учитель:

- С какими блюдами постной кухни вы нас познакомите? (выступление  ученика от группы)

Слайд №21

Практическое задание.

Учитель:

- Каждая группа получила карточку с рецептом блюда русской кухни и набор продуктов. Сейчас вам вместе с мамами предстоит приготовить это блюдо. (дети готовят блюдо под русскую народную мелодию).

V действие

ЦАРЬ: (почёсывая затылок, рассматривает накрытый девочками стол. Пробует блюда).

Что за вкусная еда!

Это вам не ерунда.

Всё полезно! Очень сытно!

И здоров я буду, видно.

(обращается к Министру).

Ну – кА, милый, подь сюды.

Сними пробу – то с еды.

(Министр пробует еду, изображает изумление. Царь наклоняется к Министру и заглядывает ему в глаза.)

Как тебе?

МИНИСТР:

Вот это да!

Не ел такого никогда!

ЦАРЬ (обращается к девочкам):

Я подумал и решил:

Чтоб я правил, долго жил,

Всех троих беру служить –

Будете меня кормить.

И усвоил я урок:

Каждой кухне –

                Свой ка – лен – дар – ный срок.

Все хором:

Кузня русская прекрасная,

Полезная, разнообразная.

РАССКАЗЧИК:

На Руси из века в век  

Мудрость знает человек:

Если трудная работа,

Если в полюшке страда,

На столе или в котомке

Очень сытная еда.

Если праздник, если радость,

Разносол тогда и сладость.

Ну, а если время — пост,

Стол тогда и строг и прост.

На Руси из века в век

Знает русский человек:

Даст Бог силы и здоровья,

Если делать всё с любовью!

(Все участники представления выходят на сцену и кланяются.)

Учитель:

- Вот и подошло к концу наше мероприятие.

- Что нового вы узнали сегодня, путешествуя в далёкое прошлое?

-С каким настроением вы работали на уроке?

-Что расскажете дома о  русской трапезе?

-Я узнал…

-Я научился

-Я бы хотел…

-Новые знания мне пригодятся…

Я благодарю вас за хорошую работу.

        

Список использованной литературы

1. Сомов И. Н. «Русская домашняя кулинария», –М.: Вече, 2003.

2. Фельдман Исай Абрамович «Кулинарная мудрость» (Кухня народов мира),

–Киев: Издательство «Реклама», 1972

3. Клавдия Алексеевна Калинкина «Русская кухня», –Ульяновск: Дом печати, 1992.

4. Новикова Л. П. «1000 рецептов старинной кухни», -Ульяновск: Дом печати, 2002.

5.Сборник технический нормативов. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания», -М.: Хлебпродинформ. 1996.

6. Н.И. Ковалев, М.Н. Куткина, В.А. Кравцова «Технология приготовления пищи»,-М.: Издательский дом «Деловая литература», Издательство «Омега –Л», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Сайт Большая кулинарная энциклопедия  http://supercook.ru

2.Сайт Русская кухня: история, развитие, традиции http://www.kedem.ru

3.Сайт Национальные кухни народов мира. Русская кухня. http://www.eda-server.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"

Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...

различие между русской и украинской кухней

Типичные блюда русской и украинской кухни...

различие между русской и украинской кухней

Типичные блюда русской и украинской кухни...

Блюда русской кухни (презентация)

Презентация о традиционных блюдах русской кухни с указанием составляющих ингредиентов....

Сценарий театрализованной постановки "Хороша кухня русская!"

Сценарий театрализованной постановки "Хороша кухня русская !" Это мероприятие провели к Дню матери. Каждый класс представлял кухню разных народов....

Внеклассное мероприятие "Хороша ты, кухня русская!"

Мероприятие в рамках занятий внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Особенности северной кухни. Кавказская кухня» (УМК «НШ XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений об особенностях северной кухни, кавказской кухни.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об особенностях северной и кавказской кухни.2. Вспомнить, что т...