Закаливание детей в начальной школе
статья по зож (3 класс)

Закаливание детей в начальной школе, помогает ребенку адаптироваться к школе. Дети лучше учатся, меньше болеют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Закаливание в начальной школе16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание оказывает общеукрепляющее воздействие на организм детей, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, повышает адаптивность организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствует активизации умственной и физической работоспособности. Закаливание служит не только профилактическим средством инфекционных заболеваний, но и нормализует нарушенные функции организма, в первую очередь, деятельность сердечнососудистой, нервной систем и психики.

Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Закаливание организма — мощное оздоровительное средство; важный и необходимый элемент здорового образа жизни человека. Установлено, что систематическое закаливание снижает вероятность простудных заболеваний в четыре раза, и даже исключает их возникновение.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее к влияниям внешней среды будет организм.Водные процедуры — наиболее интенсивные из закаливающих процедур, т.к. вода обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух. Главным фактором закаливания является температура воды. К тому же обливание, душ и купание оказывают еще и механическое воздействие. Играют роль и растворенные в воде минеральные соли, газы и жидкости. Даже простое умывание лица является закаливающей процедурой. Помимо воздействия на организм естественных природных факторов, нужно приучать ребенка к регулярному выполнению закаливающих процедур, ношению более легкой одежды, ходьбе босиком в помещении, умыванию и обливанию холодной водой и т.п. При регулярных процедурах каждое последующее воздействие усиливает и укрепляет предшествующее, за счет чего и происходит изменение реакций организма на внешние раздражения. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно через 2-3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору понижается.

Выбирать дозировку и формы проведения закаливающих процедур необходимо с учетом индивидуальных особенностей человека (возраст, состояние здоровья и т.п.). Это необходимо потому, что реакция организма на закаливающие процедуры у всех неодинакова. Дети, слабо развитые физически или перенесшие недавно какое-либо заболевание, гораздо чувствительнее к воздействию внешних факторов. У детей старшего возраста есть свои особенности. В закаливании придерживаться этого принципа просто необходимо. Даже при прекрасном ощущении себя на морозе в трусах и майке не стоит разгуливать по улицам в таком наряде, пугая прохожих. А также не надо доводить себя до ожогов при приеме солнечных ванн и потери чувствительности при закаливании холодом.  Разнообразие средств и форм закаливающих процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Эффективность закаливания увеличивается, если проводить его в активном режиме, т.е. выполняя во время процедур какие-либо упражнения или мышечную работу. Например, при закаливании холодом физические упражнения покрывают теплоотдачу за счет усиленной теплопродукции, что позволяет быстрее наращивать интенсивность холодового раздражителя, чем при пассивном режиме. Поэтому занятия такими видами спорта, как плавание, лыжи, коньки, легкая атлетика, туризм дают высокий закаливающий эффект.

Сочетание общих и местных процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам. При общих процедурах закаливанию подвергается вся поверхность тела, при местных — отдельные участки. Местные процедуры оказывают менее сильное воздействие, чем общие, но если воздействовать на наиболее чувствительные к охлаждению участки тела: ступни, горло, шею и др. — то можно достичь хорошего закаливающего эффекта.

В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. Показателями правильного закаливания и его положительных факторов являются крепкий сон, хороший аппетит, повышенная работоспособность, бодрое самочувствие, положительные эмоции и т.п. Все закаливающие процедуры намного эффективнее проходят и влияют на организм, если они осуществляются на фоне положительных эмоций и активного желания заниматься закаливанием.

Воздушные ванны.  Закаливание воздухом — наиболее мягкая и безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн и рекомендуется начинать систематическое закаливание. Закаливающее действие воздуха зависит главным образом от его температуры. Однако необходимо также учитывать влажность и скорость движения воздуха. Принимают ванны лежа или в движении. Во время прохладных и холодных ванн необходимо выполнять физические упражнения. В сырую и ветреную погоду продолжительность воздушных ванн сокращается. При дожде, тумане, ветре свыше 3 метров в секунду проводить процедуры не следует. Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре. Первые воздушные ванны при температуре 10-15°С должны быть не дольше 15-20 минут. Во время них нужно обязательно выполнять энергичные движения.

Солнечные ванны. Солнце излучает энергию большого спектра частот. Воздействуя на человеческий организм, проникает во все его структуры, влияет на все функции. Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится легче. Солнечные ванны рекомендуется принимать через 30-40 минут после приема пищи. Нежелательно загорать натощак и непосредственно перед едой. Ранней весной и поздней осенью загорать можно с 11 до 14 часов, а поздней весной и летом — с 8 до 11 часов утра.

Ходьба босиком. К ходьбе босиком нужно привыкать постепенно и систематически. Сначала приучить себя ходить босиком по квартире, по холодной воде в ванне, затем по земляному грунту во дворе. Хождение босиком по твердому грунту и мелкому гравию способствует укреплению кожи стоп и снижению восприятия болевых и холодовых раздражителей. Начинать ходьбу в холодной воде можно зимой в ванне, налив воды чуть выше щиколоток. Рекомендуется именно ходить, а не стоять в воде. Время дозировать по ощущениям. Начиная с 3-х минут, довести его до 15 минут.

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Ведь здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.

В современных условиях значение закаливания все более возрастает. Можно лишь приветствовать, что в нашей стране все больше появляется школ закаливания, где наряду с воздушными, водными и солнечными процедурами активно используются в оздоровительных целях многообразные средства физической культуры. Закалённый ребенок обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость духа, оптимизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей в начальной школе читать бегло (из опыта работы)

Скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость.  В работе представлены разнообразные виды упражнений; даны диагностические карты....

Выявление одаренных детей в начальной школе

Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....

Программа "Нравственное воспитание детей в начальной школе".

Роль нравственного воспитания в начальной школе, программа по классам....

Развитие творческих способностей детей в начальной школе

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий у...

"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....

Программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Школа русского языка» для детей-мигрантов  начальной школы...