Школа Росатома
методическая разработка по зож (4 класс)

Никитина Наталья Андреевна

Ключевые принципы детских лагерей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_masterskoy.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

1. Информационный блок программы мастерской

1.1. Ф.И.О. разработчика программы Никитина Наталья Андреевна

1.2. Название программы: «Игры доброй воли»

1.3. Цель программы – создание системно-организованной, общественно значимой и личностно привлекательной деятельности для приобщения воспитанников к традициям разных народов, формирования гражданской позиции и гражданского сознания, толерантности, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья.

1.4. Задачи программы:

1. Организовать активный интеллектуальный, эмоционально-насыщенный, физический отдых детей и подростков;

2. Научить играть в игры народов разных регионов мира;

2. Создать творческую атмосферу, позволяющую развить инициативу и самостоятельность участников программы при создании новых игр;

3. Сформировать интерес к истории своего народа, уважение к традициям, обычаям, культурному наследию разных народов через изучение истории возникновения, активного участия в народных подвижных играх;

4. Способствовать развитию гражданских качеств детей: личного достоинства, внутренней свободы, уважения и самоуважения;

5. Воспитывать у детей и подростков деятельный патриотизм по отношению к своей малой Родине и стране;

6. Развивать коммуникативные навыки детей и подростков;

7. Совершенствовать выполнение детьми основных движений при бросании в цель, прыжках, беге, развивать скоростные качества, меткость и ловкость;

8. Организовать с участниками мастерской и провести со всеми ребятами лагеря «Игры доброй воли»;

8. Закреплять навыки безопасного и здорового образа жизни.

1.5. Ключевые идеи программы

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Подвижная игра с правилами - это «сознательная, активная деятельность, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

1. Знакомясь с играми разных народов на практике, анализируя правила, атрибуты, ребята невольно приходят к выводу о том, что развитие каждого народа, формирование культуры, проходило похожим путем.

2. Все игры направлены на развитие физических данных, укрепление здоровья, умению играть по правилам и выстраивать отношения между членами команды, а также помогают сохранять традиции своего народа.

3. Освоив традиционные подвижные игры разных народов нашей страны, ребята отмечают схожесть их между собой, не зависимо от региона проживания и языка того или иного народа, а значит язык игры можно использовать для лучшего понимания представителя другого народа, как возможность общения, дружбы.

4. Также изучение особенностей игры помогает понять, что определенные функции, как-то судейство, изготовление атрибутов, роль тренера могут выполнять как ребята с ослабленным здоровьем, так и ребята с ОВЗ, главное – быть командой и придерживаться принципов уважения и толерантности.

5. В ходе изучения игры наступает понимание того, что можно овладеть несложными словами другого языка, что также приводит детей к мысли о том, что внешние факторы (цвет кожи, рост, язык, вероисповедание и т.д.) не имеют значения, только уважение друг к другу и соблюдение правил игры, умение сообща решать поставленную задачу и принцип «один за всех и все за одного» дают возможность жить в мире, дружить и радоваться общению.

6. Разобравшись в сути и правилах игр, ребята могут выйти на новый уровень, сменить позицию (игрок – репродуктивный, «научись сам», тренер – продуктивный «научи другого», судья или эксперт, создатель игры – функциональный). Движение по уровням (смена позиций) позволяет ребенку не только формировать новые смыслы  своей личности (осознанный выбор ЗОЖ, понимание и принятие позиции другого человека, обогащение опыта игровой деятельности, принятие активной жизненной позиции и т.д.), но и развивать креативность, коммуникабельность, спортивную форму, а также стать носителем традиций своего народа, который передаст их своим детям.

1. 6. Результаты работы мастерской.

1. Создание новых подвижных игр в стиле традиций того или иного народа.

2. Сборник «Старинные народные игры на новый лад».

3. Проведение «Игр доброй воли».

4. Реализация разных позиций: исполнитель (игрок) – тренер – судья – эксперт.

5. Образование новых смыслов или выход на новый уровень личностных результатов.

6. Устойчивый интерес к истории своего народа, желание продолжить работу по изучению подвижных народных игр после работы мастерской.

7. Улучшение физической формы, эмоционального состояния.

2. Содержательный блок программы мастерской.

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения мастерской.

Инвентарь – мячик, шнурок. резиновый бинт и планки для прыжков в высоту., мел двух цветов, большой или маленький мячик, флажки. беговая дорожка стадиона , гимнастический обручи, набивные  мячи. секундомер.  волейбольный мяч, скакалка ,спортивный зал, ленточки,.бита, теннисные мячи, , булавы, кегли, , эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел , колпаки или повязки, чистые  листы бумаги, гимнастические скамейки ,шведская стенка, стулья, воздушные шарики, магнитофон, вожжи, фишки ,мешки, канат ,детские клюшки ,свисток, сумки с соломой, компас,камешки.

2.2. Программа мастерской

Таблица 1.

День смены

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой с детьми в рамках мастерской

Описание сути того, что будет происходить в рамках мастерской (продолжительность работы мастерской в день не более 1,5 часов)

Результат (продукт), на который выходят дети по результатам работы в мастерской

День 1

1. Понятия «подвижные игры», «Игры доброй воли».

2. Построить модель процесса изучения игры (например: название игры, народ, место проживания, история создания игры, количество игроков, правила, оборудование и слова, если есть по сюжету, похожие игры у других народов (в т.ч. у русского), апробирование, оценка, составление памятки игры).

3. Разработать систему оценивания (игра, участник, группа)

4. Заполнение анкет.

Знакомство

1. Мотивация. Анализируем видео- фрагмент атаки солдат при военных действиях и видео-фрагмент атаки соперников в спортивной игре (сходства, различия). Приходим к выводу, что при многих сходных факторах суть событий противоположная, а именно, спортивные игры объединяют людей для достижения мирных целей.

Проблема: как нам лучше узнать друг друга и подружиться с помощью игр?

2. Целеполагание. Организация и проведение «Игр доброй воли».

3. Анализ условий, моделирование.

Составление плана действий («круглый стол»):

- распределить роли, обязанности (тренер – изучает игру, знакомит с ней игроков, игроки – апробируют игру, судья – следит за соблюдением правил, эксперт);

- составить список народов и народностей, представленных в лагере;

- создать группы поддержки «В контакте» или других соц. сетях (одноклассники, родители, друзья и т.д.);

- построить модель  изучения игры;

- придумать способ оценивания игры, работы участника мастерской и группы в целом.

4. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

1. Создание коллектива единомышленников.

2. Постановка общей задачи – Проведение общелагерных «Игр доброй воли»

3. Правила и принципы работы мастерской

4. Распределение ролей, обязанностей

5. Модель изучения игры

6. Входная диагностика

7. Группы поддержки в сети Интернет

8. Черновик для оценивания.

День 2

1. Составить карточку оценивания игры.

2. Разучивание 3-х игр.

3. Разучивание игр в отряде.

4. Заполнение карточки оценивания игры.

5. Работа в сети Интернет.

6. Понятие «тренер»; особенности работы тренера.

1. Рефлексия результатов (уточнение списка народов и народностей, представленных в лагере, проверка работы групп поддержки)

2. Мотивация. Выбор народа из составленного списка, чьи игры изучаем сегодня (жеребьевка).

3. Анализ условий, моделирование.

1) Поиск игр по Картотеке игр, в сети Интернет, Интернет-опрос в группе поддержки, опрос товарищей по отряду (Какие игры ..... народа знаете?), обсуждение результатов, выбор 3-х игр в ходе обсуждения.

2) Карточка оценивания игры (для каждой игры своя).

3) Распределение ролей, обязанностей по изучению игр.

4. Разучивание игр по составленной модели. 

5. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

Задание: в отряде разучить апробированные в мастерской игры, собрать медальки за тренерскую работу (3-игра понятна, научились быстро; 2-освоили игру не сразу, были трудности; 1-игру разбирали долго, с первого раза не получилось сыграть, 0-игру не поняли, сыграть не получилось; эксперт - вожатый), заполнить карточку оценки игры в отряде; выставить  игры на голосование и обсуждение в группы поддержки.

1. Список народов, представители которых находятся в лагере

2. Карточка оценивания игры

3. Разученные игры

4. Умение оценивать игру

5. Знания о народе

6. Опыт рефлексии

День 3

1. Правила заполнения «Экрана роста».

2. Заполнение карточки оценивания игры.

3. Разучивание 3-х игр.

4. Разучивание игр в отряде.

5. Работа в сети Интернет.

6. Понятие «наблюдение»; фиксация результатов наблюдения.

1. Рефлексия результатов

Заполнение «Экрана роста» (приклеиваем медальки, которые получены в отрядах за мастерство тренера); обсуждение заполненных карточек оценивания игры и результатов работы групп поддержки; внесение самой популярной игры в список «Игр доброй воли».

2. Мотивация. Выбор народа из составленного списка, чьи игры изучаем сегодня (жеребьевка).

3. Анализ условий, моделирование.

1) Поиск игр по Картотеке игр, в сети Интернет, Интернет-опрос в группе поддержки, опрос товарищей по отряду (Какие игры ..... народа знаете?), обсуждение результатов, выбор 3-х игр в ходе обсуждения.

2) Карточка оценивания игры.

3) Распределение ролей, обязанностей по изучению игр.

4. Разучивание игр по составленной модели. 

5. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

Задание: в отряде разучить апробированные в мастерской игры, собрать медальки за тренерскую работу; заполнить карточку оценки игры в отряде; выставить  игры на голосование и обсуждение в группы поддержки; наблюдение за активностью членов отряда для создания команды.

1. Правила работы с «Экраном роста»

 2. Карточка оценивания игры

3. Разученные игры

4. Умение оценивать игру

5. Знания о народе

6. Опыт рефлексии

7. Переход на позицию «тренер»

День 4

1. Правила заполнения «Экрана роста».

2. Заполнение карточки оценивания игры.

3. Разучивание 3-х игр.

4. Разучивание игр в отряде.

5. Работа в сети Интернет.

6. Название команды, девиз (особенности).

1. Рефлексия результатов выполнения задания.

2. Мотивация. Выбор народа из составленного списка, чьи игры изучаем сегодня (жеребьевка).

3. Анализ условий, моделирование.

1) Поиск игр по Картотеке игр, в сети Интернет, Интернет-опрос в группе поддержки, опрос товарищей по отряду (Какие игры ..... народа знаете?), обсуждение результатов, выбор 3-х игр в ходе обсуждения.

2) Карточка оценивания игры.

3) Распределение ролей, обязанностей по изучению игр.

4. Разучивание игр по составленной модели. 

5. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

Задание: в отряде разучить апробированные в мастерской игры, собрать медальки за тренерскую работу; заполнить карточку оценки игры в отряде; выставить  игры на голосование и обсуждение в группы поддержки; создание команды в отряде, название, девиз.

1. Оценивание с помощью «Экрана роста»

 2. Карточка оценивания игры

3. Разученные игры

4. Умение оценивать игру

5. Знания о народе

6. Опыт рефлексии в позиции «тренер»

День 5

1. Правила заполнения «Экрана роста».

2. Заполнение карточки оценивания игры.

3. Разучивание 3-х игр.

4. Разучивание игр в отряде.

5. Работа в сети Интернет.

6. Правила поведения игроков в команде при проведении подвижных народных игр.

1. Рефлексия результатов выполнения задания.

2. Мотивация. Выбор народа из составленного списка, чьи игры изучаем сегодня (жеребьевка).

3. Анализ условий, моделирование.

1) Поиск игр.

2) Карточка оценивания игры.

3) Распределение ролей, обязанностей по изучению игр.

4. Разучивание игр по составленной модели. 

5. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

Задание: в отряде разучить апробированные в мастерской игры, собрать медальки за тренерскую работу; заполнить карточку оценки игры в отряде; выставить  игры на голосование и обсуждение в группы поддержки; проигрывание с командой всех игр, отобранных к соревнованиям.

1. Оценивание с помощью «Экрана роста»

 2. Карточка оценивания игры

3. Разученные игры

4. Умение оценивать игру

5. Знания о народе

6. Опыт рефлексии в позиции «тренер»

День 6

1. Творческая работа по созданию новой игры.

2. Правила работы в группе.

3. Экспертиза игры членами другой группы.

4. Работа в сети Интернет.

5. Составление памятки игры.

1. Мотивация. Старинные игры на новый лад.

2. Анализ условий, моделирование.

1) анализ и группировка игр со сходными признаками (сюжет, правила, движения)

2) изучение правил игр, оборудования, слов (если есть);

3) составление общей модели для группы игр;

4) создание новых игр.

3. Пробное действие, контроль.

1) Проведение игр;

2) Заполнение карточки оценки игры участниками мастерской, обсуждение;

3) Общественное обсуждение новых игр в группах поддержки.

4. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

Задание: обсудить в отрядах новые игры, апробировать, заполнить карточку оценки игры.

1. Новые игры

2. Позиция «Эксперт»

3. Проведение экспертизы

4. Памятка игры

5. Самооценка, внешняя оценка.

День 7

Понятие «судейство», «судья».

Экспертиза придуманных игр участниками групп поддержки.

Правила проведения игр.

Сценарий проведения «Игр доброй воли».

1. Рефлексия результатов. Добавление новых игр в список «Игр доброй воли».

2. Мотивация. Подготовка к проведению «Игр доброй воли»

3. Анализ условий, апробирование игр, моделирование.

1) обсуждение творчества групп поддержки, оценка представленных игр, апробация, внесение в список игры, понравившейся всем участникам мастерской;

2) составление сценария проведения «Игр доброй воли»:

3) распределение ролей и обязанностей (группа «Оформители» - объявления, медали, оборудование для игр, карточки для членов жюри; группа «Устроители» - распределение мест для болельщиков, судей, экспертов, организация съемки, церемонии награждения отрядов;  группа «Судейская коллегия» - составление списка участников, уточнение игр, критериев оценивания; группа «Эксперты» - подготовка листов оценивания работы всех групп участников мастерской во время проведения игр).

- определить последовательность проведения игр;

- определить порядок выступления команд;

- определить количество участников;

- определить этапы церемонии;

- привлечь к сотрудничеству участников других мастерских (оформление, подготовка инвентаря и др.)

1. Рефлексия результата работы в позиции создателя игры

2. Распределение ролей

3. Правила проведения игр

4. Сценарий проведения «Игр доброй воли»

5. Принятие ответственности за исполнение обязанностей

4) выбор, подготовка и разметка территории;

6) подготовка грамот, призов.

4. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

Задание: довести до участников групп поддержки  результаты экспертизы придуманных ими игр.

День 8

Опросник

Лист оценивая для экспертов.

Лист оценивания для судейства.

1. Мотивация. Подготовка к проведению «Игр доброй воли»

2. Анализ условий, моделирование.

1) Составление сценария проведения «Игр доброй воли»;

2) составление листов оценивания для судейства на играх;

3) составление опросника для учета мнения участников мероприятия, зрителей;

4) составление листа оценивания для экспертов мероприятия (критерии, уровни);

5) выбор, подготовка и разметка территории;

5) подготовка грамот, призов.

3. Пробное действие. Репетиция.

4. Рефлексия результатов, отношений, изменений.

1. Опросник для учета мнений

2. Экспертные листы

3. Подготовленный праздник

4. Рефлексия ответственности и активности

День 9

Сбор информации о мероприятии для дальнейшего анализа и оценки.

1. Проведение «Игр доброй воли».

Подготовка к рефлексии и оцениванию мероприятия.

1) Представление фото и видео материалов для оценки мероприятия в сети Интернет.

2) Опрос участников игр, болельщиков о качестве проведения мероприятия (опросник).

3) Сбор оценочных листов экспертов.

Задание: обсудить мероприятие в отрядах, в сети Интернет.

1. Подготовленные для анализа материалы «Игр доброй воли»

День 10

Заполнение анкет.

«Свободный микрофон»

1. Рефлексия результатов, отношений, изменений, оценка.

Торжественное заседание мастерской «Игр доброй воли».

1. Обозначение на карте мест проживания народов, с играми которых мы познакомились.

2. Подарить библиотеке лагеря Сборник подвижных игр разных народов, составленный участниками мастерской.

3. Обмен впечатлениями, планами на будущее, пожелания (круглый стол)

1. Итоговая диагностика

2. Оценка работы мастерской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

Исследовательский проект Школы Росатома_Польза и вред крахмала в детском питании

Два одноклассника, у которых есть младшие брат и сестра, решили провести исследованиепродуктов детского питания на предмет крахмала. Продукт проекта - создание книжки "Здоровячок" по ре...

Проект "Азбука успеха РОСАтома"

Открытый образовательный проект «Азбука успеха Росатома»Участники проекта - команды 2-4, 5-7, 8-10 классов образовательных организаций-участниц #СетьАтомклассов, в том числе разновозр...

Проект "Азбука успеха РОСАтома"

Открытый образовательный проект «Азбука успеха Росатома». Облако слов....

Проект "Азбука успеха РОСАтома"

Проект "Азбука успеха РОСАтома". Проектное задание "Представление слова на букву Т"...

Проект "Азбука успеха РОСАтома"

Проект "Азбука успеха РОСАтома". Проектное задание "Представление слова на букву А"...