Почему надо есть рыбу?
классный час по зож (4 класс)

Муллаярова Сумая Талгатовна

Что нужно делать , чтобы быть здоровым? Правильно питаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_polezno_est_rybu.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Почему полезно есть рыбу?

Цель:

  • показать пользу и значение употребления рыбы в рационе питания;
  • ознакомить обучащихся с многообразием рыбных блюд, приготовлением отдельных блюд из рыбы;
  • закреплять знания о речных и морских рыбах;
  • развивать познавательный интерес;
  • расширять общий кругозор обучающихся;
  • прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: мультимедийная презентация, кроссворды «Речные и морские рыбы» на доске, музыка для релаксации, картинки с изображением рыб, рыбных блюд; разрезной материал для работы в парах, памятки «Хозяйке на заметку».

Ход занятия

1.Мотивационно-организационный этап

- Здравствуйте! Как приятно пожелать вам здоровья! Быть здоровым невозможно без правильного питания, поэтому предлагаю сейчас продолжить наш «Разговор о правильном питании».

-Чтобы понять, что мы будем  изучать сегодня на занятии, вы должны  отгадать загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»,

-«Крылья есть да не летает, глаза есть да не мигает, ног нет, да не догонишь».

Ответ: рыба.

- Значит, сегодня разговор пойдет о рыбе. Вспомните наше последнее занятие «Пора ужинать». Рекомендуют ли диетологи употреблять рыбу на ужин? (Нет)

- Так, может быть, от рыбных блюд нам стоит совсем отказаться? (Нет)

- Почему не нужно исключать рыбу из рациона питания? (Она полезна)

- Тогда подумайте, что нужно выяснить на этом занятии о рыбе? Это тема нашего занятия. (Почему полезно есть рыбу?)

(Помещаю карточку с названием темы на доску)

- Какова цель нашего занятия? (Узнать, почему полезна рыба, какую рыбу лучше употреблять в пищу, какие блюда можно приготовить из рыбы)

2.Актуализация знаний.

Учитель: Где обитает рыба? (В реке, в море, в озере).

- Поработаем в группах у доски. Каждая группа должна разгадать кроссворд.

(Река: ёрш, пескарь, щука, карась).

(Море:камбала, конёк, горбуша, сельдь).

Рыба делиться на речную и морскую. Какую рыбу можно поймать в реке и в озере? (Стерлядь, карп, сом, сазан, ерш, лещ).

Какую рыбу можно поймать в море? (Ставрида, минтай, камбала, треска и т.п.) (Слайды 2, 3)

3.Изучение материала по теме занятия

- Часто ли в вашем доме готовят рыбные блюда?

- Традиционно один день недели называют «рыбным», это значит, что хотя бы один раз в неделю обязательно нужно есть рыбу. (Слайды 4-9)

- Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе содержатся витамины А и Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням.

В водах нашей страны обитает более 1 тысячи видов рыб. Многие из них являются промысловыми, т.е. их добывают организованным порядком и продают в магазинах.

К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом.

К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака.

(Слайды 10, 11)

В продажу рыба поступает живой, охлажденной, мороженой, соленой, копченой, вяленой, сушеной, в виде полуфабрикатов. Наиболее ценным продуктом питания является свежая рыба. Её перевозят в авто-аквариумах и хранят не более 5 суток. Охлажденная рыба имеет температуру от 0 до 2°С. Чаще в продажу поступает мороженая рыба, её хранят при температуре от -2 до +12°С. Так же в продажу поступает рыба в соленом виде (сельдь, килька, кета и т.д.)

Соленая рыба бывает слабосоленой, среднесоленой и крепкосоленой в зависимости от содержания в ней соли 6 -10%, 10 – 14%, 14 и более %.

Копченая рыба – продукт, готовый к употреблению.

Вяленой называется рыба, которую слегка просаливают, а потом высушивают при температуре 20 -25 градусов, в естественных условиях (вобла, тарань, теша, балык).

Сушеная рыба - обезвоженная (высушенная) в естественных или искусственных условиях, предварительно подсоленная. Перед приготовлением блюд ее обычно вымачивают.

Признаки доброкачественности рыбы:

  • жабры ярко-красного цвета
  • глаза прозрачные
  • неповрежденная чешуя
  • не вздутое брюшко
  • упругая, плотная консистенция
  • специфический рыбный запах

4.Релаксационная пауза «Рыбалка»

- Займите удобную позу, откиньтесь на спинку стула, расслабтесь, закройте глаза.

Представьте себе теплый летний тихий вечер. Вы сидите на берегу небольшой реки, в правой руке у вас удочка, вы забросили удочку в воду. Вокруг все тихо и спокойно. Вы смотрите на голубую гладь реки. Воздух чистый и ароматный. Ваше лицо нежно ласкает теплый ветерок, от реки веет свежестью. С небес льется лучезарная теплота. Одинокий ласковый лучик скользит по поверхности воды, по песку на берегу, по вашим босым ногам. Он нежно поглаживает вас по лбу и щекам. Вам приятно и хорошо. Вы расслаблены и спокойны. Пальцы правой руки расжаты, теплый песок согревает ладошку. Но вот удочка дернулась. Держите удочку! Тяните наверх. У вас в руках рыбка. Какая удача – улыбнитесь. Потянитесь и на счет: раз-два-три откройте глаза. Вы хорошо отдохнули.

- Вы сейчас «поймали» рыбку. Возьмите себе рыбу похожую на ту, которую вы представили. (На доске изображения различных рыб. Каждый выбирает себе понравившуюся).

5. Работа по теме занятия

- Вы принесли пойманную рыбу домой. Теперь нужно приготовить из нее блюдо. Возможно, вам придется помочь маме на кухне. Предлагаю поработать в парах, чтобы узнать, как правильно разделывают рыбу. (Работа в парах)

Разделка включает:

  1. Очистка рыбы от чешуи.
  2. Разрезание брюшка от подхвостового плавника до головы.
  3. Удаление внутренностей.
  4. Удаление головы, плавников, хвоста.
  5. Потрошеную рыбу тщательно промывают холодной проточной водой.
  6. Рыбу пластуют при помощи ножа, удаляя хребтовую кость.
  7. Рыбу разделывают на куски (порции).

(Слайды 12, 13)

- Подготовленную рыбу чистят, удаляют внутренности, разрезают на порционные куски. Затем во время приготовления блюд рыбу варят, жарят, тушат, запекают.

Рыбу используют для приготовления закусок, первых и вторых блюд.

- Сейчас выясним, какие блюда готовят из рыбы.

(Игра «Сложи картинку». Сложив картинку, узнают название рыбного блюда).

(На доске картинки с рыбными блюдами(Слайды 14-18)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу. Почему полезно есть рыбу? Какие блюда можно приготовить из рыбы?

- Кстати, люди даже поставили памятник рыбе. В Красноярске жил и работал знаменитый писатель Виктор Петрович Астафьев. Памятник «Царь-рыбе» посвящен одному из знаковых произведений писателя о человеке и природе, их единстве и противоборстве. Но прежде всего, это памятник писателю. Земляки установили его в 2004 году к дню рождения писателя. Памятник находится на смотровой площадке Слизневского утеса - на высоком холме на берегу Енисея, недалеко от Овсянки - родной деревни знаменитого писателя. (Слайд 19)

- Возьмите «своих» рыбок, на обратной стороне вы видите утверждения , закончите их.

На занятии я узнал(а) ……..

Мне понравилось …….

Мне не понравилось …..

Дома я расскажу …..

- Оцените свою работу на занятии с помощью смайликов.

- В заключение, я дарю памятку «Хозяйке на заметку» с рецептом приготовления рыбного филе во фритюре. Если есть желание, приготовьте это блюдо под руководством своих мам. Благодарю за внимание! (Слайд 20)

Рыба всегда употреблялась в русской кухне в самых разнообразных видах. Традиционно можно выделить шесть разновидностей вторых рыбных блюд: отварная, паровая, жареная, запеченная, томленая (рыба приготавляется путем длительного томления в духовке), тельная (рыба готовится в бескостном виде и покрывается какой-нибудь оболочкой - мучной, яичной, тканевой).

Очень давно человек использует и жидкое горячее рыбное блюдо – уху. Сейчас название «уха» закрепилось исключительно за рыбными блюдами.  В старину готовили уху не только из свежей, но и сушеной рыбы. Она  так и называлась - вялая. А из соленой рыбы варили пластовую уху.

  В русской кухне – более 50 рецептов различных видов ухи. Так, классическую русскую уху варят из тех рыб, которые дают прозрачный навар, отличаются клейкостью. Это судак, окунь, ерш. Из них получается белая уха. На втором месте по вкусу – уха из сазана, карася, карпа, красноперки – черная уха. Наконец, уха из красной рыбы – осетра, белуги,  – называется красной или янтарной. В уху принято класть минимум овощей, варят без крышки, в открытой посуде и на умеренном огне. Не допускается разваривание рыбы.

Описание: Рыбные блюда

Описание: https://school2-ruzaevka.ru/wp-content/uploads/2019/03/8d50b24cb9425b677ddc7bf0aae87a9d.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Почему надо есть много овощей и фруктов"

Презентация предназначена для урока "Мир вокруг нас" или "Окружающий мир" А.А.Плешаков 1 класс...

Презентация на тему: "Почему надо есть много овощей и фруктов?"

Презентация к уроку окружающий мир в 1 классе на тему: "Почему надо есть много овощей и фруктов?"...

Урок Здоровья "Почему надо есть много овощей и фруктов?"

Урок Здоровья проводится о предмету окружающий мир в 1 классе на тему "Почему надо есть много овощей и фруктов?"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Почему надо есть много овощей и фруктов?" УМК "Школа России"

Материал содержит конспект урока, презентацию, демонстрационный и раздаточный материал, план доски....

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Почему надо есть много овощей и фруктов" 1 класс

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему " Почему надо есть много овощей и фруктов" 1 класс...