Здоровье-бесценный дар
методическая разработка по зож (3 класс)
Предварительный просмотр:
«Здоровье – это бесценный дар»
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Физическая культура оказывает влияние на развитие определенных сторон психики обучающегося и в то же время трудности и препятствия, присущие в период соревновательной деятельности, требуют развития психических качеств и функций, имеющих конкретную специфику.
Целью уроков физкультуры в школе является общее физическое развитие и оздоровление учеников, а также развитие самостоятельности, творческих способностей и общего мышления школьников. Перед учителем физкультуры стоят следующие общеобразовательные задачи: обучить школьников доступным для их возраста физкультурным знаниям, и двигательным умениям, навыкам и способам физической деятельности. А также применять полученные знания и умения в повседневной практике.
На уроках физкультуры учащимся стараются привить любовь к физическим нагрузкам, для общего поддержания себя в хорошей физической форме. Формируют отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих, как к ценности. Воспитывают у обучающихся такие черты характера, как смелость, отзывчивость, коллективизм, исполнительность и честность. В отношении здоровья на уроках физкультуры уделяется внимание таким задачам, как: общее укрепление здоровья, поддерживание правильной осанки, профилактике и исправлению плоскостопия, профилактике заболеваний и стрессовых состояний, а также укрепление всестороннего физического развития и умственной работоспособности, развитие координации.
Мероприятие
Тема: Значение осанки в жизни человека
Цели: рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека; показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.
Ход урока
I. Мотивационный блок.
1) Учитель. Все вы, ребята, любите русские сказки. Вспомните, из какой сказки эти слова:
Жила-была царевна-краса - Золотая коса.
По земле шла, словно лебедь белая плыла,
И статна, и величава, и осанкою красива...
- Сказка эта о Василисе-красе - Золотой косе. А как понять, ребята, слова «стать» и «осанка»?
2) Обсуждение с учащимися слов «осанка» и «стать».
Ответы учащихся на следующие вопросы:
- Что даёт человеку правильная осанка?
- Можно ли самому человеку формировать свою осанку?
- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?
3) Когда начинаются Олимпийские игры, на главном стадионе страны проходит парад команд-участниц. Это очень красивое и захватывающее зрелище. Команды-участницы идут красиво, демонстрируя свою силу и стать. Многие люди, наблюдая эти парады на стадионе и по телевизору, отмечают осанку спортсменов, их красоту и слаженность движения.
Давайте представим себе, что мы с вами олимпийская команда, и попробуем пройти по залу под маршевую музыку.
II. Основной блок. Упражнения по формированию осанки учащихся без предметов и с помощью предметов.
Упражнение «На посту»
- Вы, ребята, наверное, наблюдали, как несут своё дежурство солдаты у Вечного огня. Давайте попробуем постоять несколько секунд так, как стоят на своём посту они.
Учащиеся становятся вдоль стены, касаясь её затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами, пятками.
Упражнение «Рапорт командиру»
- Вы наблюдали, как во время парада ведущий военного парада сдаёт рапорт главнокомандующему. Давайте попробуем повторить движения ведущего.
Учащиеся стоят спиной к стене, соблюдая осанку. Затем они должны сделать шаг вперёд так, чтобы ни один мускул на лице не дрогнул, и снова вернуться к стене. При этом они должны делать шаг.
Упражнение «Тревога»
- Стоя на посту, солдат должен быть очень внимательным и неприметным. Если он заметил что-то необычное, необходимо, в первую очередь, не дать себя обнаружить.
Учащиеся должны коснуться затылком и спиной стены и присесть, стараясь при этом как бы вжаться в стену. Руки при выполнении упражнения вытянуть вперёд.
Все упражнения необходимо повторить несколько раз.
III. Блок творчества. Разучивание упражнений, формирующих осанку.
- Сейчас мы с вами отправимся в Индию. В этой стране у женщин и мужчин осанка, стройность и умение держать спину ровной вырабатываются самой жизнью. Индийцы и индианки носят очень много предметов на голове: продукты с рынка или магазина, постиранное бельё или фрукты, собранные в саду.
Давайте попробуем на некоторое время превратиться в жителей Индии и выполнить упражнения с предметами на голове.
Упражнение «Тренировка»
- Прежде чем вы начнёте выполнять упражнения как настоящие индийцы, нужно потренироваться. Нам поможет в этом стаканчик из-под йогурта.
Учащиеся ставят стаканчик из-под йогурта на голову, кладут руки на пояс, медленно поднимаются на носки, затем опускаются на всю ступню.
Упражнение «Индийский танец»
- Индийские танцы очень красивы, часто их исполняют с ношей на голове. Такое исполнение танца - особое искусство.
Давайте попробуем разучить первые танцевальные па, но при этом обязательно помним о своей осанке.
Учащиеся должны:
- развести руки в стороны и, неся стаканчик на голове, пройти от стены пять шагов вперёд и обратно;
- разбиться на пары и, взявшись за руки, подойти близко друг к другу и отойти назад;
- поднять руки вверх и опустить;
- повернуться друг к другу спиной и, взявшись за руки, поднять руки над головой.
Во время выполнения упражнения звучит музыка Индии.
Упражнение «За водой»
- Вода в Индии - очень дорогое удовольствие. Люди ходят за водой, неся наполненные кувшины на голове. Попробуем вместе с ними отправиться к ручью. Дорога будет трудной и узкой.
Учащиеся ставят на голову несколько стаканчиков из-под йогурта, имитирующих кувшин. Скакалки, разложенные на полу и скамейках, изображают тропу к ручью. Ребята должны пройти по скакалке, наступая только на неё. При этом нужно сохранить равновесие и не потерять стаканчики.
Упражнение «Препятствие»
- Мы с вами учимся формировать свою осанку, преодолевая трудности. Вот и сейчас мы отправимся покорять Индийский океан, бушующую морскую пучину.
Учащиеся строятся в три шеренги. Перед ними - полоса препятствий в виде воздушных шариков, связанных по пять - шесть штук. Ребята должны поставить руки на пояс и, держа стаканчики на голове, постараться перешагнуть через «морские волны» - полосу препятствий.
Упражнение «Воспоминание об Индии»
- Вот и закончилось наше путешествие по Индии. Столица Индии - город Дели. В нём проживает много людей. Индийцы - добродушный и смелый народ. Среди них много выдающихся спортсменов. Одним из них является чемпион мира по шахматам Ананд.
Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из-под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш
(несколько карандашей). Ребята должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать свои впечатления от путешествия по Индии. Пока ученики рисуют, звучит индийская мелодия.
IV. Информационный блок.
Информационный блок можно использовать в беседе с учащимися и предложить им памятки, которые они обязательно должны показать своим родителям.
Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!
1. Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
2. Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
3. Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
4. Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно равняться кулачку.
5. Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
6. Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом в 30 градусов.
7. Нельзя читать лёжа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
8. Осанку нарушает езда на велосипеде.
9. Осанку может исправить сон на жёстком матраце.
10. Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.
V. Двигательный блок. Упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнение «Игра с морской галькой»
Сесть на коврик на полу, ноги согнуть, стопы поставить параллельно. Захватывать пальцами ног такие предметы, как камешки, ластик, воланчик, ракушки.
Упражнение «Учимся ходить»
Походить по комнате:
- на носках;
- на наружных и внутренних краях стоп ног;
- на наружных краях стоп;
- перекрёстными шагами, занося поочерёдно левую и правую ноги;
- как модели на подиуме;
- как балетные танцовщицы.
Упражнение «Футболисты»
Для выполнения упражнения можно использовать несколько мячей, от маленького до среднего. Сидя на стуле, нужно:
- захватить стопами мяч и поднять его как можно выше;
- покатать мяч попеременно левой и правой ногой;
- взять мяч, положить его на ногу и постараться продержать его как можно дольше, не роняя;
- подложить под стопы левой и правой ноги маленькие одинаковые мячики и постоять на них;
- разложить вокруг себя несколько мячей на равном расстоянии и, захватывая их обеими ступнями, менять мячи местами.
Упражнение «Тренировка ног»
Сесть на коврик, согнуть ноги в коленях, затем:
- «сложить» стопы вместе, развести ноги и максимально вывернуть стопы наружу;
- держа спину максимально ровной, вытянуть ноги и носки вперёд;
- вытянуть ноги вперёд и, держа их на весу, максимально выдвинуть пятки вперёд;
- сводить и разводить ноги, соприкасаясь попеременно пятками и пальцами ног;
- попеременно ставить ступни на пятку и на носок;
- шевелить пальцами ног, сначала медленно, а затем убыстряя темп;
- «вибрировать» ногами, то убыстряя, то замедляя темп.
Один из значимых этапов урока - работа с дневниками здоровья. В них ученики записывают тему беседы, а дома с родителями они продолжают работу по данной теме, расширяя и углубляя её. Ученики могут подготовить занимательные сообщения о народных рецептах и способах лечения тех или иных заболеваний, которыми пользуются дома.
Необходимым условием формирования ЗОЖ у ребёнка является активное участие в этой работе родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями - лекции, беседы по валеологии на классных родительских собраниях, а также привлечение родителей к активному отдыху совместно с детьми.
VI. Обращение к родителям.
Уважаемые папы и мамы!
Предлагаю вам несколько советов, перед тем как вы начнёте серьёзно и целенаправленно бороться за здоровье и счастье своего ребёнка!
Помогите своим детям сделать упражнения необходимыми и привычными в их жизни.
Постарайтесь быть примером своему ребёнку в выполнении упражнений, делайте их вместе с ними.
Не ругайте ребёнка, если он делает что-то не так, постарайтесь, чтобы он выполнял упражнения охотно, только тогда они смогут перерасти в привычку.
Подчёркивайте достижения ребёнка, пусть даже незначительные.
Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех ваших начинаниях!
Успехов и удачи!
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит:
1.От активного участия в этом процессе самих учащихся и их родителей.
2.Создания здоровьесберегающей среды.
3.Высокой профессиональной грамотности педагогов.
4.Планомерной работы с родителями.
5.Тесного взаимодействия учителей, родителей и учащихся.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразиться здоровьем»- вот цель, к которой стремится школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Здоровье-бесценное богатство"
Методическая разработка классного часа посвящена теме формирования здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста...
Классный час "Здоровье - бесценное богатство"
Классный час проходит в форме игры "Крестики - нолики"....
Презентация "Здоровье - бесценное богатство"
Презентация к классному часу "Здоровье - бесценное богатство"...
Классный час Здоровье-бесценное богатство
Цель: Формирование у учащихся ценностных установок на здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек....
презентация "Здоровье-бесценный дар"
презентация "Здоровье-бесценный дар" можно использовать на уроках окружающего мира, здоровья, классных часах....
Классный час "Здоровье – бесценное богатство".
Воспитание в учащихся убеждения в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни...
Конспект классного часа " Здоровье- бесценное богатство"
Классный час проведён в игровой форме, с использованием игр "Ромашка" , "Доскажи словечко", использован приём "Мозговой штурм"....