Повышение двигательной активности посредством танца с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников
статья по зож

Михайлова Ирина Васильевна

Статья об использованиии здоровьесберегающих технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihaylova_i.v._statya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТОМ ТАНЦА С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

 

Михайлова Ирина Васильевна,

Савельева Надежда Борисовна, 

МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»,

г. Губкин, Белгородская обл.

   Одной из главных задач современной школы является укрепление здоровья и  физическое развитие учащихся. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии  должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.    

  Для приобщения детей к здоровому образу жизни  в МАОУ «СОШ № 1 с УИОП» г. Губкина большое внимание уделяется физическому воспитанию. В рамках воспитательной системы в школе реализуется программа «Здоровый мир - здоровый я», основными задачами которой являются: пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, обеспечение младшим школьникам активного отдыха, направленного на повышение умственной и мышечной работоспособности и снижение утомляемости. На занятиях со школьниками используются различные современные здоровьесберегающие технологии.

 Одной из эффективных и интересных в применении здоровьесберегающих технологий является танцевальная деятельность. Авторов данной статьи заинтересовала проблема повышения двигательной активности школьников посредством танца с целью сохранения и укрепления  здоровья детей. То, что занятия танцами являются очень важными для формирования растущего организма – уже давно не секрет. Танцы - "прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье"[1].Прежде всего занятия танцами способствуют увеличению двигательной активности, которая в свою очередь способствует развитию не только физических качеств, но и умственному развитию ребенка. Физическая активность улучшает кровоснабжение мозга, его питание. Так же двигательная активность способствует снижению избыточной массы тела у детей и профилактике ожирения.

 Двигательная (физическая) активность  является неотъемлемой частью здорового образа жизни, а любой танец – это физическая активность, которая, как известно, несет в себе жизнь. Занятия танцами способствуют снижению гиподинамии, корректировке осанки, снятию нервных перегрузок.

  С 2012 г. в школе реализуется проект «Танцующий класс»,  в 2015 г. школа присоединилась к региональному проекту «Танцующее Белогорье». С 2016 г. в школе реализуется региональный проект «Танцевальная палитра».                                                 Для чего же  надо учить детей танцевать?  

  Исследования современных ученых доказали, что люди, которые регулярно занимаются танцами, имеют более крепкий иммунитет. Танец лучше развивает выносливость и силу, чем любой тренажер, он дает оптимальную нагрузку на все группы мышц, не переутомляя излишней нагрузкой. Более того, танец оказывает благотворное влияние, как на физическое, так и на психологическое здоровье человека, избавляя от депрессивных состояний. Исследования западных ученых показали, что занятия танцами снимают хандру, способствуют увеличению стрессоустойчивости. [2]

Систематические занятия танцами оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание. [3]

        Работа направлена на укрепление здоровья школьников, на всестороннее развитие личности ребенка и приобщение к миру искусства через включение их в танцевальную деятельность как на уроке  (музыкально-подвижные физминутки с элементами танцев), так и во внеурочное время (танцевальные перемены, занятия в танцевальной студии «Страна танцев», руководителем которой являюсь я).

        Автор статьи широко применяет различные музыкально-танцевальные, ритмические игры, которые чрезвычайно важны для детей и их всестороннего развития. Цель этих игр – это развитие внимания, чувства ритма, слуха, быстроты реакции, создание комфортного психологического климата на занятиях. Это и всем знакомый «Ручеек», который проводится в музыкальном сопровождении не только на занятиях кружка, но и на перемене; «Лавата», «Веселая зарядка», «Подвижные орнаменты», «Найди свое место», «Найди себе пару», «Атомы-молекулы», «Музыкальные змейки» и др.

      Кроме того, одной из форм занятий являются выступления. Обучающиеся являются активными участниками школьных, городских конкурсов и мероприятий физкультурной и творческой направленности. Ни один школьный праздник  не обходится без участия воспитанников кружка «Страна танцев». Это и выступления детей на праздниках: День знаний, День учителя, День матери, Рождественский утренник, 8 Марта, Масленица, День Победы, Последний звонок, выступления на общешкольных родительских собраниях и конференциях в течение учебного года.

       В своей работе автор статьи широко использует ИКТ. Это мультимедийные презентации, видеоролики, так как они дают возможность подавать информацию в яркой образной форме, а возможность использования фото- и видеоряда позволяет зримо и наглядно представлять изучаемый материал. Так, при изучении разделов программы «Народные танцы», «Бальные танцы», «Историко-бытовые танцы» детям демонстрируются выступления различных хореографических коллективов, презентации: «Танцуем кадриль», «Ах, этот вальс», «Полька», «Полонез –торжественное шествие», «Танцы ХХ века» и др.

        Для повышения мотивации к занятиям танцевальной деятельности автор статьи организует встречи с педагогами МБУДО  «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец». Дети принимают участие в концертах и конкурсах, проводимых  этим учреждением дополнительного образования не только во время учебного процесса, но и на каникулах, посещая школьный лагерь.

        Деятельность учащихся на занятиях танцами открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Так, участвуя  в городской благотворительной акции «Вместе мы можем больше» в помощь детям-инвалидам, участники танцевального коллектива собрали для  детей с ограниченными возможностями здоровья не только игрушки и канцтовары, но и участвовали в творческом концерте, на котором воспитанники кружка совместно с детьми-инвалидами  участвовали в музыкально-подвижных играх, танцах. Накануне всемирного Дня охраны воды, 22 марта, помимо классных часов, бесед об охране воды, в школе был организован флеш-моб, целью которого было привлечение внимания взрослых и детей защите водных ресурсов. При подготовке музыкальных номеров для конкурсов и концертов автор статьи организует танцевальное сопровождение вокального коллектива.  

         Таким образом, танцевальная деятельность, направленная на физическое развитие и  воспитание детей с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, тесно переплетается с духовно-нравственным, патриотическим и  эстетическим воспитанием.

           Занимаясь танцами, ребенок воспитывает в себе лидерские качества, уверенность в себе, развивает умение  принимать решения в непривычных, нестандартных ситуациях. В классе растет число желающих заниматься танцами и спортом.

        Все это позволяет реализовывать  одну из главных задач школы – сохранение, укрепление здоровья и физическое развитие школьников.

         

ЛИТЕРАТУРА

1. Пуртова Т. А. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2004. – 123 с.

2. Егорова Э.Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия. /Авт.дис. канд. искусств.: М., 1996. – 24 с.

3.  Гаркуша Н.С. Организация деятельности классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников. Методическое пособие для классных руководителей/ Н.С.Гаркуша. – Белгород: СК Пресс, 2009. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников....

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...