Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников
материал по зож

Свирепова Любовь Александровна

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.

Методика С. Дерябо и В. Ясвина  «Индекс отношения к здоровью».

   Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.

   Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

  • хорошие вещи, материальное благополучие;
  • общение с природой;
  • общение с друзьями и другими окружающими людьми;
  • любовь и семейная жизнь;
  • здоровье, здоровый образ жизни;
  • труд (профессия, учёба, интересная работа);
  • духовность (нравственность, саморазвитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki-zozh-v-nachalnoj-shkole.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.

Методика С. Дерябо и В. Ясвина  «Индекс отношения к здоровью».

   Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.

   Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

  • хорошие вещи, материальное благополучие;
  • общение с природой;
  • общение с друзьями и другими окружающими людьми;
  • любовь и семейная жизнь;
  • здоровье, здоровый образ жизни;
  • труд (профессия, учёба, интересная работа);
  • духовность (нравственность, саморазвитие)

Наиболее важные для меня:                       Наименее важные для меня:

1. _________________________                1. ________________________

2. _________________________                2. ________________________

3. _________________________                3. ________________________

Обработка результатов

Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй - второй, третьей - третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй - шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.

Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.

Методика «Гармоничность образа жизни школьников»

(Н.С. Гаркуша)

Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.

Вопросы

  1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее;                                                б) удовлетворительное;

в) плохое;                                                   г) затрудняюсь ответить.

  1. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

а) да, занимаюсь;

б) нет, не занимаюсь.

  1. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов;

б) около часа;

в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.

  1. Делаете ли утром следующее:

а) физическую зарядку;                                     б) обливание;

в) плотно завтракаю;                                          г) курите по дороге в школу.

  1. Обедаете ли в школьной столовой?

а) да, регулярно;

б) иногда;

в) нет.

  1. В котором часу ложитесь спать?

а) до 21 часа;

б) между 21 и 22 часами;

в) после 22 часов.

  1. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?

а) да, активно;

б) изредка;

в) никогда.

     8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке;   б) провожу время с друзьями;

в) читаю книги;                                                   г) помогаю по дому;

д) преимущественно смотрю телевизор (видео);

е) играю в компьютерные игры;                       ж) другое.

Бланк ответов

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма баллов:

Обработка результатов

Ответы оцениваются по десятибалльной шкале

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1

10

5

0

0

2

10

0

3

10

5

0

4

10

10

0

0

5

10

5

0

6

10

5

0

7

0

5

10

8

10

5

5

5

0

0

0

Подсчитайте общее количество баллов.

Интерпретация

Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.

Методика  «Уровень владения школьниками

 культурными нормами в сфере здоровья»

(Н.С. Гаркуша)

Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.          

  1. Занимаетесь ли Вы:

а) в школьной спортивной секции;

б) в спортивной секции других учреждений;

в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;

г) просмотром передач на тему здоровья;

д) употреблением витаминов;

е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.        

  1. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:

а) вообще никогда не участвую;

б) очень нерегулярно;

в) раз или два в неделю;

г) три и более раз в неделю.      

  1. На уроках физической культуры вы занимаетесь:

а) с полной отдачей;

б) без желания;

в) лишь бы не ругали.        

  1. Какие у Вас отношения с окружающими людьми  (родителями, друзьями, учителями):

а) полное взаимопонимание;

б) доверительные;

в) уважительные;

г) отсутствие взаимопонимания.       

  1. Для ведения здорового образа жизни Вы:

а) соблюдаете режим дня;

б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;

в) занимаетесь спортом;

г) делаете регулярно утреннюю зарядку;

д) не имеете вредных привычек.      

  1. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) ум, сообразительность;

г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;

д) объём знаний о здоровом образе жизни;

е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

ж) внимание и наблюдательность;

з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);

и) умение организовать свой труд (организованность);

к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

л) чуткость и отзывчивость к людям;

м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;

п) умение беречь время;

р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.

Обработка результатов

За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во  2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.

Интерпретация

Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.  

         Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.

Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.

 Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)

Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:

  • в спортивных соревнованиях;
  • в спортивных праздниках;
  • в туристических походах;
  • в проведении дней, недель здоровья;
  • в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
  • в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах;
  • в проведении физкультминуток, физкультпауз;
  • в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
  • в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
  • в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
  • в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;
  • в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.

Обработка результатов

 Каждый плюс оценивается 10 баллами.

Интерпретация

Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Определение общего уровня сформированности

культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша)

Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.

Получаются следующие уровни здоровья:

Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.


Скачано с www.znanio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету на тему:« Формирование культуры здоровья младших школьников».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность при...

Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Эт...

Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной человеческой ценности

В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русск...

Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий

Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали...

Деятельностный подход в развитии культуры здоровья младших школьников.

В работе раскрываются пути формирования культуры здоровья младших школьников  через их активную деятельность на уроках окружающего мира и во  внеурочное время. Практические работы, проекты и...

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.

Здоровьесбережение  обучающихся   является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект  «Образование», президентской инициативы «Наша...

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.Методика С. Дерябо и В. Ясвина  «Индекс отношения к здоровью».   Цель: исследовании ценностных установо...