Выступление на Всероссийском конкурсе лучших проектов региональных/ муниципальных систем питания обучающихся в образовательных организациях
статья по зож

Бобнева Татьяна Фёдоровна

Аннотация

Правильное  питание - это основа здорового образа жизни, формируется с самых первых этапов жизни ребенка и  продолжается на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.    Но вот что такое «Правильное питание» - об этом у разных людей бытует невероятное количество суждений, порой догматических и лженаучных.

 Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях в меню преобладают углеводы, крахмалистые продукты, в малых количествах овощи, море продукты, фрукты. Это приводит к дисбалансу в организме ребенка.

 Проект «Школьное питание – залог здоровья школьника»  вызван тем, что у школьников и их родителей  отсутствуют  знания о правильном питании, что  ведёт к ухудшению их здоровья, о чем свидетельствуют мониторинги «Здоровье школьника». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_vserossiyskom_konkurse.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Татьяна Федоровна Бобнева,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №55 имени Александра Невского»

города Курска

 

Выступление на Всероссийском конкурсе лучших проектов региональных/

муниципальных систем питания обучающихся в образовательных организациях

 Нас школа всех объединила,

И этой школы лучше в Курске нет!

Великие слова, что только в правде сила,

Мы взяли как девиз на много лет.

        Такими словами начинается ГИМН муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» г. Курска.

        В 2020 году нам исполняется  30 – лет.      

За годы деятельности школа принимала  участие во Всероссийских конкурсах  и становилась победителем.

-  во Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная  библиотека» -  1 место;

-    во Всероссийском  конкурсе «Лучшая школа России» - 1 место;

-  Золотая медаль в номинации «Школа – хранитель духовно-нравственных ценностей» во Всероссийском конкурсе 100 лучших школ России, который проходил в городе Санкт-Петербурге.

      В 2016 году школа включена в Федеральный справочник. Образование в России» как одна из лучших школ общего образования РФ. 

     Успешная организация инновационной деятельности и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения неоднократно была отмечена на городском, региональном и федеральных уровнях:

 - памятный знак «За труды и Отечество»;

- лауреат номинации «За лучшую видео-презентацию» среди ведущих общеобразовательных учреждений на Деловом Приеме Учителей (г. Москве).             На данный момент МБОУ «СОШ №55 им.А.Невского» обладает статусами:

- региональной пилотной площадки по введению ФГОС ОО «Радость учить и учиться»;

- муниципальной инновационной площадки по развитию музейного дела;

- региональной пилотной площадки по организации горячего питания школьников.

        Мы даем качественное образование нашим учащимся. А качественное образование зависит от здоровья детей.

         Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Здоровье - наибольшая ценность каждого из нас, и оно напрямую зависит от правильного питания, которое  формируется с первых этапов жизни ребенка и  продолжается на протяжении всех лет с учетом возрастного подхода.    

      Но вот что такое «Правильное питание»? Неконтролируемый поток рекламы формирует неверный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании.

      У школьников и их родителей  отсутствуют  знания о правильном питании, что  ведёт к ухудшению их здоровья, о чем свидетельствуют мониторинги «Здоровье школьника». (Приложение  – мониторинг здоровья 2015-2016г.). 

        С введением ФГОС учащиеся проводят в школе 7-8 часов без приема горячего питания приводит к   утомляемости, снижению работоспособности.

   Это и послужило отправной точкой для создания проекта «Школьное питание – залог здоровья», который призван не только формировать у школьника рациональное отношение к собственному питанию, но и дать представление об основных принципах здорового образа жизни.

      Данный Проект  разработан в свете реализации приоритетного национального проекта «Школьное питание», в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, регионального и муниципального уровней.

-  с Конвенцией о правах ребенка.

-Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ»и рядом нормативных документов .(экран.)

Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Постановлением № 45, от 23.07.2008г. «Об утверждении СанПин   2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных  учреждениях».

Письмом департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12.04.2012 №06-731 «О формировании культуры с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№ 29 – ФЗ, от 02.01.2000 г.), санитарными нормами и правилами, утвержденными совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпидемнадзором:

Постановлением № 45, от 23.07.2008г. «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных  учреждениях».

 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введение в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

Постановление главного санитарного врача РФ от 01.01.2001г. № 30 «Об организации питания учащихся в ОУ».

Гипотеза данного Проекта:

Пропаганда правильного питания  повысит  стремление к здоровому образу жизни.

В соответствии с гипотезой мы поставили цель проекта и сформулировали задачи.

Цель Проекта : создание эффективной системы организации качественного и полноценного питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья.

Задачи Проекта:

- обеспечивать обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии;

  - проводить систематическую разъяснительную  и просветительскую работы среди родителей (законных представителей) и учащихся о необходимости горячего питания;

- формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, культуры питания и навыки самообслуживания;

- увеличить процент охвата горячим питанием учащихся школы до 98 %;

- увеличить процент охвата горячим питанием учащихся из льготной категории до 15%.

        - улучшить  состояние здоровья школьников;

      - привести материально-техническую  базу школьной столовой в соответствии с современными разработками и технологиями.

Участники проекта:

Администрация              

 Медицинские          работники

Педагогический коллектив

Социальный педагог

Родители (законные представители)

Работники столовой

Обучающиеся

Принципы построения Проекта «Школьное питание – залог здоровья школьника:

-  актуальность, нацеленность на решение ключевой проблемы;

-  прогностичность, нацеленность на результат;

  -полнота и системность;

 - контролируемость;

-  информативность;

- привлекательность. 

Этапы реализации Проекта:
1 этап (2016 г.):
 аналитический 

(сбор, обработка полученной информации в соответствии с выбранной методикой и последующий анализ полученных результатов)

2 этап (2017г.): планирование работы

 (определение объема и сроков выполнения работ для участников проекта)

3 этап (2018г.-2019г.) : практический 

(подготовка материально-технических средств и реализация плана)

4 этап (2019г. -2020г.): обобщение результатов 

(выводы, предложения, итоги); презентация проекта.

Основные направления реализации Проекта:

- организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации проекта;

- работа с коллективом образовательного учреждения;

- рациональная организация питания в школе;

- организация работы по улучшению материально-технической базы;

- организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;

- пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

- обучение кадрового состава работников пищеблока современным технологиям.

Остановимся более подробно на каждом из этих этапов.

1.Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.

В начале нового учебного года  проводится совещание при директоре и совещания с классными руководителями.

На заседаниях Круглого стола корректируется программа «Школьное питание – залог здоровья».

Составляются графики работы школьной столовой и дежурства по столовой, издаются приказы по организации горячего питания школьников.

Бракеражной комиссией, комиссией за качеством питания, общественным Советом осуществляется  систематический контроль: за ведением документации, за качеством сырой и готовой продукции, за дежурством учителей и учащихся, за культурой приема пищи, за порядком в обеденном зале, за чистотой пищеблока. Результаты освещаются на сайте школы.

 Школьная столовая работает по сбалансированному 10 -ти  дневному меню, утвержденному главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии Курской области, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПин 2.4.5.2409-08). Работники школьной столовой разрабатывают меню  новых блюд, учитывая пожелания учащихся и родителей, по результатам опроса и внедряют  их в систему школьного питания. Для питания учащихся 1-5 классы, льготных категорий предлагаются комплексные завтраки и обеды, а для  6-11 свободный выбор.

2. Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

Медицинские  работники организуют консультации для классных руководителей 1-11классов. Проводятся педагогические советы, совещания по вопросам здоровьесбережения. Ведется учет детей по группам здоровья, которые формируются по медицинским показателям.

3.Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой.

В 2017 г. произведен капитальный ремонт обеденного зала, приобретено новое оборудование. Перед  началом нового учебного года  осуществляется текущий ремонт пищеблока, подсобных помещений столовой. Ежегодно ведется работа по эстетическому оформлению обеденного зала.

4.Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся 

В рамках проекта реализуется подпрограмма «Витамины и здоровье». Два раза в год учащиеся получают «Кислородный коктейль», «Кислородное мороженое», дети из семей льготных категорий (многодетные, малообеспеченные) - бесплатно. На одном заседании  Круглого стола старшеклассники вышли с предложением организовать «Фито - бар». Теперь это любимое место, они приходят не только выпить чашечку полезного напитка (с липой, шиповником, в заготовке принимают участие сами ученики), но и пообщаться.

Проводятся часы здоровья (классные часы) по параллелям, внеклассные мероприятия, интерактивные квест – игры, информационно-наглядная агитация о здоровом питании «Правильное питание школьника», праздники. Ведется пропаганда здорового питания через уроки, внеурочную деятельность по программе «Разговор о правильном питании». Организуются экскурсии на курские  предприятия поставщиков продукции. Работники питающей организации проводят  мастер- классы с учащимися школы.

По воспитанию культуры питания беседы,  конкурсы «Лучший дежурный класс», викторины .

 5.Работа с родителями 

Большое внимание уделяется просветительской работе среди родителей: проводятся консультации родителей по проблеме здорового питания.

 Изучается  отношение родителей к организации горячего питания в школе с помощью социального опроса.

 Привлекаются  родители  к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ.

 Одним из главных условий комплексной модернизации горячего питания обучающихся в школе является решение кадрового вопроса. В школьной столовой работает дружный и творческий коллектив во главе с зав.производством.

Какие же результаты нами уже достигнуты:

1.Улучшилась материально – техническая база школьной столовой:

 -  проведен капитальный ремонт обеденного зала школьной столовой;

- приобретена мебель;

- установлены пластиковые окна ;

- приобретены картины для интерьера обеденного зала;

- приобретено технологическое оборудование.

   Для улучшения материально – технической базы школьной столовой использовались   бюджетные средства и привлекалась  помощь  спонсоров.

2.По результатам анкетирования родителей учащихся более 96%  опрошенных довольны качеством питания.

3.Увеличилось количество  учащихся, получающих бесплатное питание на 2%.

4.Увеличился  охват горячим питанием на 28%.

5.Снизилось количество желудочно-кишечных заболеваний на 10% .(Наблюдения  показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности, выше успеваемость)

    Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания проводилось в рамках городских и областных семинаров.

В 2017 г.- 2018 г. на городском и областном конкурсах «Лучшая организация школьного питания»  школа заняла 1места.

 Ожидаемые результаты:

- рацион школьного питания должен  соответствовать  возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии;

-сформировать у учащихся навыки  здорового образа жизни, культуры питания и навыки самообслуживания;

-увеличить процент охвата горячим питанием обучающихся школы до 98 %;

-увеличить процент охвата бесплатным горячим питанием обучающихся из льготной категории до 15%.

 - улучшить  состояние здоровья школьников;

- привести материально-техническую базу школьной столовой в соответствии с современными разработками и технологиями.

       Проект нацелен на дальнейшее продолжение, так как еще существуют проблемы в  организации питания школьников:

- внедрить систему безналичного расчета;

-достичь положительных результатов в области организации 2-х разового питания.

 А еще результатом нашей работы в данном проекте стало это стихотворение

Школа №55 ,

Что о школе нам сказать?

Две пятерки, символично,

Всё в ней дважды на отлично.

Имя Невского давно

Было ей не зря дано.

Начинать совсем не просто

В переходный девяностый,

Но почти уж тридцать лет

В мир несет ученья свет.

Много есть чем ей гордиться,

Но пока,  как говорится,

Обратим  не своё вниманье

На «Здоровое питание».

Вроде бы простых два слова,

Но они всего основа.

Нет, не лозунг, не реклама,

А рабочая программа.

В ней решают все моменты

Правовые документы.

Ну и посерьезней тема-

Есть локальная система.

И на практике она,

Безусловно, внедрена.

Школе ведь не привыкать

Делать всё всегда на пять.

Не для славы и почёта,

И  не чтоб  заметил кто-то,

 не для грамот и  значков –

Для своих учеников.

О здоровье их забота,

Это данность, не работа

Дело главное, не слово.

.

Речь о школьной о столовой.

Ведь не так давно она,

Полностью обновлена.

Зал большой на двести мест,

Разместиться всем где есть.

Всюду чисто и красиво,

И видна вся перспектива.

Для созданья новых блюд

Повара здесь всё найдут.

Облегчает им процесс.

Весь технический прогресс:

Современный холодильник,

Хлеборезка, морозильник,

Супермясорубки есть,

Да всего не перечесть…

Есть стремление и впредь

За новинками успеть.

А прогресса в чем причина?

Во главе стоит мужчина!!!

Полон инициатив

Его дружный коллектив.

Потеряв покой и сон,

Трудится на кухне он.

Чтоб привлечь ребят вниманье,

Чтоб горячее питанье.

И огромный выбор блюд

Заменили им фастфуд.

Ох, нелегкая задача!

Но уже видна отдача.

Число охвата все растет

На 5 % каждый год.

Ну, а если на диете?

Повара и тут в ответе.

Для диеты нет преград:

Есть и супчик, и салат.

Чтобы было всё ясней,

Есть меню на десять дней.

В нём на каждый день учтен

Полноценный рацион.

И белок, и углевод

Место здесь своё найдет.

И ещё хочу добавить,

В век наш сложный,

Что лукавить,

Материально трудно всем

И у всех полно проблем.

За проблемы кто в ответе?

Ну, конечно же, не дети….

Как-то, чтоб исправить это,

Средство привлекли бюджета.

За столом сейчас сидят

Плюс сто шестьдесят ребят.

К их услугам здесь всегда

Очень вкусная еда.

А родители спокойны:

Дети сыты и довольны.

Хочешь булочек, конфет?

Значит, ждёт тебя буфет.

Где из маленьких сластён

Никто не будет обделён.

Что бы радоваться дню,

Есть свободное меню.

Ресторана пошикарней….

В общем, все решают кадры.

В большом плюсе, без сомненья,

Их способность к обученью.

Ведь всегда, как говорится,

Есть еще к чему стремиться.

Ничего важнее нет,

Чем поднять иммунитет.

Чтоб достигнуть эту цель,

Кислородный есть коктейль.

Плюс и вкусный и полезный.

Фито чай от всех болезней.

Ну, а чтоб жилось как в сказке,

Чтобы есть всё без опаски,

Чтоб не жгла желудок боль,

Строгий здесь за всем контроль:

Подсчитают коллораж

И составят бракераж.

Обратит своё внимание

И «комиссия питанья».

Кто здесь и чего достоин.

Всё покажет мониторинг.

Не проскочит и микроб

После медицинских проб.

А вершина из вершин-

Ну, конечно же, СанПИн.

По нему сверяет взор

Строгий Роспотребнадзор.

Школе №55

От них нечего скрывать.

Для родителей, детей

День открытых есть дверей.

Плюс к тому же есть при этом

«Час вопросов и ответов».

А сплотиться чтоб могли,

Есть ещё и «День семьи».

И добавлю пару слов

Про самих учеников.

Проводили, и не раз,

О питанье классный час.

Диспут, лекции, беседы.

( их так любят непоседы)…..

Принять участие готов

Каждый в конкурсе чтецов.

А рисунки рисовать?

Тут вообще не оторвать!!!

Свой проект, чуть не с пелёнок,

Сделает любой ребёнок.

В общем, будет только кстати

Целый ряд мероприятий.

И с родителями тоже.

Кто же нам ещё поможет?

Очень важно, о чём речь,

Их внимание привлечь.

Донести до их сознанья

Цель «здорового питанья».

Рассказать всё, объяснить,

Чтоб в одном тандеме быть.

Это главная забота

Разъяснительной работы.

А не так давно прошел

На эту тему круглый стол.

В школе №55

Принято всё обсуждать.

Энергичный и весёлый

Собственный Совет у школы.

Каждый педагог готов

Выслушать учеников.

Только так и не иначе,

Ведь у нас одна задача.

Всё, закончим со словами.

Лучше убедитесь сами.

Слов наглядным подтвержденьем

Станет наше угощенье.

Наслаждайтесь от души:

 Пряники так хороши.

Ведь не даром мы старались,

Чтоб довольны все остались.

В гости ждем вас всех опять

В школе №55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс педагогических проектов "Золотой пеликан"

Проект  представляет активную работу детей в поддержке  и развитии устногонародного творчества, поэтапное продвижение к поставленной цели....

доклад на Всероссийский конкурс " учитель года 2017" муниципальный этап тема: " Технология развития критического мышления"

Доклад на тему : " Технология развития критического мышления " с примерами работы в начальной школе...

Всероссийский конкурс патриотических проектов "Мы наследники Победы"

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовн...

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы»).

Урок окружающего мира был проведен в третьем классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы». Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понима...

Результаты международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, муниципальных конкурсов

Результаты международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, муниципальных конкурсов и исследовательских работ...

Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)

Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...