Описание опыта работы по теме : " Технология критического мышления" в начальной школе. Выступление на методическом семинаре на Всероссийском конкурсе " Учитель года 2017" муниципальный этап
презентация урока для интерактивной доски на тему

Мороз Светлана Викторовна

Презентация к методическому семинару, описание к презентации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

        

Описание к методическому семинару

Тема: « Развитие критического мышления на уроках в начальной школе»

https://cloud.graphicleftovers.com/11976/item35105/Owl-teacher-and-books.jpg

                             

  Конкурсант

учитель начальных классов

Мороз Светлана Викторовна

Стаж работы: 28 лет

Образование: высшее

Категория: высшая

Слайд № 1

Здравствуйте, уважаемые конкурсанты, уважаемые члены жюри, гости. Я, Мороз Светлана Викторовна, учитель начальных классов Грачево -Кустовской средней школы.

Слайд № 2

 Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Слайд № 3

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность  и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Проблема

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения.

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты.

Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления»

Слайд № 4

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

 Это мышление:
· свободное
· независимое 
· рефлексивное
· оценочное
· аналитическое

Слайд № 5

Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» В основу ее положены идеи и положения теории Жан  Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Лев Семенович  Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; Рудольф Пола об основах формирования и развития критического мышления; Эдвард Браун  о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.

Слайд № 6

Актуальность данной темы в том, что технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. технологии критического мышления  позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Слайд № 7

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Особенности технологии развития   критического мышления:

 Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания.

Слайд № 8

   Таким образом, технология критического мышления является общепедагогической, надпредметной, поэтому ее целесообразно применять в урочной и внеурочной деятельности, при проведении классных часов, классных мероприятий, коллективно- творческих дел и т.д При использовании данной технологии важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин.

Формирование УУД:

1.Формируем умение извлекать информацию из названия.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение слушать и понимать других.

4. Формируем умение работать в группе.

 5. Формирование умения анализировать и обобщать.

Применение в педагогической деятельности технологии критического мышления позволяет развивать (познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Технология критического мышления дает учителю умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества,  возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность,  стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Слайд № 9

Подробнее остановлюсь на самой технологии.

Структура урока в технологии критического мышления

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции.

Слайд № 10

. Для каждой стадии разработаны приемы. Можно посмотреть  на слайде

Слайд № 11-13

Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе.

Примеры  некоторых приемов можно увидеть на слайдах, а описание остальных я предлагаю вам в буклете. Прием «ЗХУ», прием «Кластер»,прием « Сюжетная таблица», прием

« Фишнбоун»,прием « Лови ошибку» , прием « Сводная таблица»

Слайд № 14-17

Я  выступала по данной теме и обменивалась  опытом  :на МО учителей начальных классов, КМО учителей начальных классов, выступала на научно-практической конференции  показывала мастер класс работа с текстом.

Слайд № 18

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). У вас у каждого на столах лежит памятка с названием каждого лепестка и функцией , которую он выполняет

  •  Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя?
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
  • Практические вопросы. Нацелен  на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?

Я  приглашаю Вас в 1 класс на урок обучение грамоте. Мы с Вами поиграем, а конце игры вы должны ответить на вопрос какую сказку мы будем вспоминать? В 1 классе вопросы задает сам учитель.

  • Сказка "Колобок".
  • 1. Знание.( простые вопросы)
  • - Кто написал эту сказку?
  • - Почему она называется русской народной сказкой?
  • - Перечислите главных героев сказки.
  • - Перескажите содержание сказки.
  • 2. Понимание. ( Уточняющие вопросы.)
  • - Кто такой Колобок?
  • - Из чего он сделан?
  • - В какой последовательности встречались герои сказки с Колобком?
  • 3. Анализ Объясняющие (интерпретационные) вопросы
  • - На сколько частей можно разделить сказку?
  • - Почему Колобок укатился?
  • - Почему Колобок попался на хитрость лисы?
  • 4.  Применение ( творческие вопросы)
  • - Как бы повел себя Колобок в современных условиях? (Например, если бы он попал в современный город)
  • 4. Анализ Объясняющие (интерпретационные) вопросы
  • - На сколько частей можно разделить сказку?
  • - Почему Колобок укатился?
  • - Почему Колобок попался на хитрость лисы?
  • 5. Синтез. ( оценочные вопросы)
  • - Какова главная мысль сказки?
  • Вспомните, какие ситуации из жизни приближены к содержанию этой сказки?
  • 6. Оценка ( практические вопросы)
  • - Вспомните пословицы, подходящие к этой сказке?
  • - Предположите, что могло бы произойти с Колобком, если бы его не съела лиса?

Много – не есть хорошо». Урок не резиновый, поэтому одно из правил – это использовать не более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому приему, использованному в уроке. Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной.

· Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.

 Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мороз Светлана Викторовна учитель начальных классов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Образование: высшее Категория: высшая стаж работы: 28 лет «Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе »

Слайд 2

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра . Джон Дьюи

Слайд 4

Критическое мышление это- точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией .

Слайд 5

В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» Основоположники в России:

Слайд 8

Структура урока Введение - основная часть -заключение Стадия осмысления узнаю Стадия рефлексии узнал Стадия вызова знаю

Слайд 9

Приёмы : вызов: осмысление: рефлексия: *Верно-не верно * ранжирование * зигзаг *Кластер * фишбоун * идеал *Инсерт * диаграмма Вена * кубик Бума *Дерево предсказаний * бортовой журнал * лестница успеха *дерево успеха *Толстые и тонкие вопросы *Мозговой штурм *Корзина идей *Перепутанные цепочки *Круги на воде

Слайд 10

Из опыта работы Приём ЗХУ ПРИЁМ « Кластер»

Слайд 11

Из опыта работы Приём « Сюжетная таблица» Урок литературного чтения. Тема: Н.Носов «Заплатка» Кто? Бобка Что? Порвал штаны Когда? Однажды Где? На заборе Почему? Зацепился Мама Ругала Увидела «О чем рассказ?». ПРИЁМ «ФИШНБОУН»

Слайд 12

Приём « Лови ошибку» Чящя, Жыр, щюка, сасна, сланы, каты, шупка, шабка, жыраф, чяй Приём « Сводная таблица» Название группы Кол-во ног покров звери 4 шерсть птицы 2 ноги, 2 крыла перья рыбы плавники чешуя насекомые 6 земноводные Голая кожа пресмыкающие Роговые чешуйки

Слайд 13

Мои результаты деятельности Выступление на МО учителей начальных классов; Обмен опытом работы на педагогических советах; Открытые уроки на методических неделях Школьный уровень Муниципальный уровень Более высокий уровень

Слайд 14

Результаты деятельности учеников

Слайд 15

Ромашка « Блума» Бенджамин Блум (англ. Benjamin Bloom , 21 февраля 1913 — 13 сентября 1999) — американский психолог методов обучения, создатель таксономии Блума. Родился в городе Ленсфорд, Пенсильвания. Закончил Пенсильванский университет со степенями бакалавра и магистра в 1935. В 1942 защитил степень доктора в Чикагском университете.

Слайд 16

Приём: « Чемодан, мясорубка, корзина» Всё Всё, что узнал пригодится информацию всё выброшу в дальнейшей работе перерабатываю Благодарю за внимание и понимание!

Слайд 17

Использованная литература Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 336 — 354...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP062008/ZEp-013.htm] Загашев . И.О . Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с. Мороченкова И.А.Формирование критического мышления в процессе исследовательской деятельности. Пособие к факультативу./Волгоградский государственный педагогический университет - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 70 с. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с. - Доп. тит. л. фр., англ. - Библиогр.: с. 646-659.// http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969 Поппер К. Логика научного исследования.//http://www.litmir.co/br/?b=180973 http://fgos.isiorao.ru/fgos/conception_fgos/razdel1/razdel11.php http://shkola7razvitie.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар к Республиканскому конкурсу "Учитель года - 2015"

В данной презентации представлена методическая работа Доктугу Эллады Дармажаповны, учителя начальных классов первой категории МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва....

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Методический семинар на профессиональный конкурс "Учитель года - 2017"

Описан опыт работы учителя по технологии "Развитие критического мышления учащихся начальной школы через чтение и письмо"....

Методический семинар в рамках конкурса "Учитель года 2018"

Методический семинар в рамках конкурса "Учитель года 2018"...

Описание опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"

Описание опыта работы учителя начальных классов с применением ИКТ-компетенций на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....