Методический семинар в рамках конкурса "Учитель года 2018"
материал на тему

Горбунова Елена Владимировна

Методический семинар в рамках конкурса "Учитель года 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posnitelnaya_zapiska_k_seminaru.docx28.75 КБ
Office presentation icon metodicheskiy_seminar_gorbunova.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса «Учитель года-2018»

Конкурсное задание «Методический семинар»

ГОРБУНОВА Е.В.

учитель начальных классов

МАОУ НШ – ДС № 72

Пояснительная записка

к методическому семинару «Эффективные методы обучения младших школьников»(слайд 2).

Наш мир стремительно меняется, и в настоящее время куда важнее уметь решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул. Все это ставит перед  учителем новые цели: подготовить социально-адаптированную личность, которая сможет практически применить знания, полученные в школе. Поэтому в России введены новый Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагога, воспитателя и т.д. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо  выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

 Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Для того, чтобы учителю найти наиболее подходящие методы и приемы обучения, надо знать своих учеников. (Слайд 3)

В настоящее время существует проблема неоднородности контингента учащихся. Я работаю в школе 22 года, и могу сравнить нынешних детей с детьми, обучавшимися 10-15-20 лет назад. Конечно, ученики были разными всегда, но сейчас количество детей с особенностями развития очень выросло. Каждый год увеличивается количество детей со сниженным уровнем здоровья, с неврологическими и логопедическими проблемами.

Для выбора эффективных методов обучения я проанализировала состав своего класса с разных сторон. ( Слайд  4)

  1. По статистике медицинского кабинета, полностью здоровых детей сейчас практически нет (с первой группой здоровья в моем классе только 4 человека). Следовательно, в обучении необходимо применять здоровьесберегающие технологии. (Слайд  5 )
  2. Изучив медицинские карты учащихся, я узнала, что три ребенка стоят на учете у невролога с диагнозом СДВГ. Они получают медикаментозное  лечение. Также есть дети, не посещающие специалистов, но по моим наблюдениям и диагностике психолога, они имеют те же проблемы. Значит, с ними надо работать по определенным правилам. (Слайд  6 )
  3. Дети с логопедическими проблемами (дислалия, дислексия, дисграфия). Только один из них занимается с логопедом,  поэтому необходимо применять доступные учителю приемы, уменьшающие проблемы. (Слайд  6 )
  4. Психолог определила ведущую модальность у детей. Оказалось, что большинство моих учащихся являются кинестетиками. А это значит, что фронтальная форма работы не даст нужных мне результатов. Таким детям необходима активная деятельность на уроке, они должны сами все попробовать и достичь результата.

  В зависимости от модальности учащихся надо подбирать разные методы работы. Для визуалов – наглядные: демонстрацию плакатов, таблиц, схем, презентации и видеоролики. Для аудиалов – словесные: рассказ, беседу, инструктаж, интересные стишки- «запоминалки». Для кинестетиков – практические: игры, тренинги, различное оборудование (конструкторы, пособия серии «Спектра»). Поэтому уроки строю на основе многосенсорного обучения, чтобы дети получали информацию по нескольким каналам восприятия. (Слайд   7)

Пробуя разные методические приемы, я пришла к выводу, что эффективнее всего  для работы с моими детьми будет использование активных методов обучения. (Слайд  8 )

С этой методикой я познакомилась в 2010 году, когда меня отправили на семинар, проводимый Центром «Молодежь за свободу слова». В основе активных методов заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом, дети из пассивных слушателей  превращаются в самостоятельную личность,  что и требует ФГОС. Кроме того, различные формы работы дают возможность получить необходимую информацию детям с различными ведущими модальностями; постоянная смена видов деятельности не дает заскучать гиперактивным детям – их потребность в движении не скована привычными  рамками.

Особенности активных методов обучения: (Слайд  9)

групповая форма организации работы участников учебного процесса;

использование системно - деятельностного подхода к обучению;

практическая направленность деятельности участников учебного процесса;

игровой и творческий характер обучения;

интерактивность учебного процесса;

включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;

использование знаний и опыта обучающихся;

задействование в процессе обучения всех органов чувств;

рефлексия процесса обучения его участниками.

Расскажу о тех методах, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными активными методами обучения на уроках.

  1.  Нетрадиционное начало традиционного урока. Это может быть постановка  проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, микроисследование. Иногда начинаю с заданий с элементами занимательности - житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, элементы бриколажа. Динамично помогают начать урок игры  «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Японские поклоны». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок. Кроме того, они способствуют  установлению контакта. Это особенно важно, если на уроке предстоит групповая работа. (Слайд 10 )
  2. Выяснение целей, ожиданий, опасений. Для определения настроения учащихся я работаю с сигнальными карточками (зеленая – все хорошо, я настроен на урок, красная – учиться нет настроения). У кого красная карточка, выясняю причины.

Для постановки целей урока чаще всего использую таблицу «ЗХУ" – «Знаю. Хочу узнать. Узнал». После выполнения  формулируем цели, пожелания, опасения. К этой таблице необходимо возвращаться в конце урока, чтобы заполнить последнюю графу и подвести итоги. (Слайд  11)

  1. Организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах). Чтобы дети смогли научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, группы должны быть сменного состава. (Слайд  12)
  2. Групповая деятельность лучше всего подходит при организации    самостоятельной работы над новой темой, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Вариантов много, я чаще всего использую метод «6х6х6» или «мозаичные» группы.

Работа проходит в два этапа.

На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.

На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе. (Слайд 13 )

  1. Если  новый материал объясняет учитель, то можно использовать такие методы  как «Кластер», «Инфо-угадайка».    По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы или заполняют схему кластера. Отчетливое разделение общего потока полученной информации  способствует лучшему восприятию материала. После разбора нового материала надо  провести краткое обсуждение по теме и, при наличии вопросов у детей,   дать на них ответы. (Слайд 14 )
  2. Очень эффективны нетрадиционные виды уроков:  экскурсии, уроки-турниры, уроки-конференции, уроки-исследования, уроки-«суды», интегрированные уроки, проектная деятельность и др. Необычная форма проведения урока вызывает интерес даже у самых равнодушных учеников.

 Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. В начальной школе этому можно посвящать не весь урок, а только его часть.  (Слайд 15.)        

  1. Для  проведения дискуссии  и принятия решений применяю метод «Стенка на стенку» (класс делится на 2 группы, каждая защищает свою точку зрения) или  «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются).  Эти методы развивают критическое мышление, учат аргументировать, задавать вопросы, активизируют большое количество участников, учат культуре дискуссии. (Слайд 16 )
  2. Завершить урок можно, применив такие методы, как  «Лесенка», «Светофор», «Синквейн».

«Лесенка» помогает развитию самооценки у ребенка. Детям предлагается рисунок с изображением лесенки:

  • все отлично, работал самостоятельно, справился со всеми заданиями урока;
  • работал по образцу учителя;
  • при выполнении некоторых заданий понадобилась помощь;
  • большую часть заданий не смог выполнить.

Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.

«Светофор». Дети приклеивают на изображение светофора разноцветные стикеры:  красный – тему не понял или понял плохо; желтый – тему понял, но есть некоторые вопросы; зеленый – все понятно, вопросов нет.

Творческим натурам предлагаю создать синквейн по теме урока.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, этот метод определяет, какое домашнее задание получат дети. (Слайд 17 )

        Как и у каждой методики у активных методов обучения есть свои плюсы и минусы.

 Активные методы обучения помогают - развивают мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учат учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

  Есть и минусы: из-за эмоциональности детей на уроках создается рабочий шум, некоторые ученики находят возможность ничего не делать, увлечение активными методами может увести от изучения основного вопроса на уроке.

Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. (Слайд 18 )

Критерием  оценки качества и результативности деятельности учителя является достижение обучающимися более высоких показателей обучения по сравнению с собственными результатами в предыдущий период; эффективность участия школьников в олимпиадах и конкурсах по предметам.

Мои ученики демонстрируют хорошие знания по преподаваемым мною предметам, также они являются  частыми победителями и призерами различных  конкурсов.(Слайд 19)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горбунова Елена Владимировна учитель начальных классов МАОУ НШ-ДС № 72 Муниципальный этап конкурса «Учитель года-2018»

Слайд 3

подготовить социально-адаптированную личность, которая сможет практически применить знания, полученные в школе. подобрать приемы и методы обучения, эффективные для каждого ребенка психические и физические особенности каждого ребенка

Слайд 4

Каждый год увеличивается количество детей со сниженным уровнем здоровья, с неврологическими и логопедическими проблемами

Слайд 5

Кинесиология Проведение зарядки и физкультминуток 3. Зарядка для глаз 4. Элементы методики Базарного 5. Дыхательная гимнастика 6. Пальчиковая гимнастика 7. Релаксация 8. Подвижные игры

Слайд 6

Четкая инструкция (минимум отвлекающих факторов) Частая смена заданий Разрешение на смену позы (сидя, стоя, индивидуальная физминутка) Тактильный контакт Создание ситуации успеха Система поощрений Упражнение «Корректурная правка» «Пишем вслух» «Вглядись и разберись» «Узнай букву»

Слайд 7

Для визуалов – наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, презентаций; «словарная эстафета». Для аудиало в– словесные: рассказ, беседа, стишки- «запоминалки» Для кинестетиков – практические: игры, практические задания, оборудование «Спектра»

Слайд 8

«Единственный путь , ведущий к знаниям , – это деятельность…» Бернард Шоу Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Слайд 9

групповая форма организации работы участников учебного процесса; использование системно- деятельностного подхода к обучению; практическая направленность деятельности участников учебного процесса; игровой и творческий характер обучения; интерактивность учебного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций; использование знаний и опыта обучающихся; задействование в процессе обучения всех органов чувств; рефлексия процесса обучения его участниками.

Слайд 10

Это может быть постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, микроисследование. Можно начать с заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки). Динамично помогают начать урок игры «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Японские поклоны».

Слайд 11

Для определения настроения можно использовать сигнальные карточки (зеленая – все хорошо, я настроен на урок, красная – учиться нет настроения). Если ребенок поднимает красную карточку, надо выяснить причины. Для постановки целей урока хорошо подходит заполнение таблицы «ЗХУ" – «Знаю. Хочу узнать. Узнал». После выполнения формулируем цели, пожелания, опасения. К этой таблице необходимо возвращаться в конце урока, чтобы заполнить последнюю графу и подвести итоги.

Слайд 12

Выбор способа разделения учеников на группы зависит от цели образования групп: по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности; группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. Но чаще всего, деление на группы происходит случайным образом, чтобы дети смогли научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения.

Слайд 13

Работа проходит в два этапа. Каждая группа получает отдельное задание. В резуль- тате работы участники в груп- пах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить ре- зультаты работы своей груп- пы участникам других групп. 2. Происходит смена групп та- ким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе.

Слайд 14

Если новый материал объясняет учитель, то можно использовать такие методы как «Кластер», «Инфо-угадайка». По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы или заполняют схему кластера. Отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После разбора нового материала надо провести краткое обсуждение по теме и, при наличии вопросов у детей, дать на них ответы.

Слайд 15

Уроки-экскурсии, уроки-турниры, уроки-конференции, уроки-исследования, уроки-«суды», интегрированные уроки, проектная деятельность и другие. Необычная форма проведения урока вызывает интерес даже у самых равнодушных учеников.

Слайд 16

«Стенка на стенку» Класс делится на 2 группы и встает в шеренги друг против друга. Представители каждой группы защищают свою точку зрения, приводя аргументы. «На линии огня» Каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем представители других групп задают вопросы, а они - защищаются. Эти методы развивают критическое мышление, учат аргументировать, задавать вопросы, активизируют большое количество участников, учат культуре дискуссии.

Слайд 17

«Светофор» Дети приклеивают на изображение светофора разноцветные стикеры: красный – тему не понял или понял плохо; желтый – тему понял, но есть некоторые воп- росы ; зеленый – все понятно, вопросов нет. «Синквейн» Творчески настроенным ученикам можно предложить создать синквейн на тему урока. «Лесенка» Детям предлагается рисунок с изображением лесенки. Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.

Слайд 18

«Плюсы» Более прочное усвоение знаний Развитие индивидуальных способностей Развитие самостоятельного творческого мышления Развитие коммуникационных навыков «Минусы» Из-за эмоциональности детей на уроках создается рабочий шум Некоторые дети находят возможность ничего не делать Увлечение активными методами может увести от изучения основного вопроса на уроке

Слайд 19

Мои ученики - частые победители и призеры различных конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

"Методический семинар" к конкурсу Учитель года 2015

презентация с описанием  педагогических методик и технологий, направленных на реализацию ФГОС...

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи  .  Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной шко...

Конкурсное задание "Методический семинар" на конкурс "Учитель года -2017"

Презентация знакомит с работой по теме "Формирование у учащихся УУД через системно - деятельностный подход"...

Конкурсное задание"методический семинар на конкурс "Учитель года-2018"

Методический семинар на тему: "Создание сиуации успеха"...