Конкурсное задание"методический семинар на конкурс "Учитель года-2018"
методическая разработка (1 класс) на тему

Масленникова Ольга Владимировна

Методический семинар на тему: "Создание сиуации успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_po_teme.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме: «Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке»

учителя

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№3 г. Балашова Саратовской области»

МАСЛЕННИКОВОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ

на в ХХI районный  конкурс профессионального мастерства

 «Учитель года – 2018»

Методический семинар по теме: «Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. 

Игра «Ситуация успеха».  Я предлгаювам принять участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Сейчас вы сидите  рядом с  человеком, который вам скорее всего не знаком, но с которым вы будете некоторое время общаться,  . У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему коллеге по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова. (вы очень креативный учитель, и я желаю вам достичь высоких результатов)

(Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего). 
 - Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? 

Какое у Вас настроение теперь? у
-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед? 
-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве учителя? (
успех)

Что пожелали коллеги участникам конкурса! 

..Успеха, и я тоже вам всем сегодня желаю успеха!

Я думаю, что вы уже догадались какова будет тема моего выступления!

Итак,тема моего выступления: «Создание ситуации успеха, как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке» (СЛАЙД 2)

(СЛАЙД 3)Цель семинара: Сформировать представление о методах и приёмах моделирования ситуации успеха.

Задачи:

  • актуализировать знания об основных особенностях создания ситуации успеха; методах и приемах, моделирующих ситуацию успеха;
  • создать условия для совершенствования профессиональной деятельности и личностного роста педагогов.

В соответствии с ФГОС   целью  образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Приходя в школу, каждый ребёнок стремится к знаниям, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить уважение со стороны учителя, одноклассников. Но, нередко, учителя в работе  сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования преподавателя, делать домашние задания.

(СЛАЙД 4) Почему школьники теряют познавательный интерес, и как следствие снижается успеваемость? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель  сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы актуальны для каждого учителя.

(СЛАЙД 5) Сформировать у школьников потребность в учении можно лишь доброжелательным  отношением между учителем и детьми, основанным на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

      Именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ученика в учебной деятельности.

       

  Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха, дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

      Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Сегодня, каждый из вас говорил о тех чувствах, которые он испытывал, когда   искусственно была создана ситуация успеха с помощью комплимента.

Что же происходит с учеником, если мы с вами создаем эту ситуацию успеха у детей?

Для начала рассмотрим что такое «Ситуация успеха» (СЛАЙД 6)

  • Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.
  • Успех – результат такой ситуации. Успех прежде всего связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы.
  • Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни

    Слайд.

Переживание учеником ситуации успеха:

  •  повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
  •  стимулирует к высокой результативности труда;
  •  устраняет тревожность, неуверенность;
  •  развивает инициативность, креативность, активность;

 поддерживает в классе благоприятный психологический климат

(СЛАЙД 7) Как же создать на уроке ситуацию успеха? Как дать каждому ребенку шанс проявить себя? Успешность ученика во многом зависит от учителя. Для создания ситуации успеха применяю следующие речевые приемы:

Операция

Назначение

Речевая парадигма

Эмоциональная поддержка

Придает уверенность каждому, помогает  преодолеть робость, неуверенность, боязнь

Подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, так же открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

«Люди учатся на ошибках»

«Этот материал вам известен»

Авансирование успешного результата

Заключается в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать.

Внушает уверенность в своих возможностях

«У вас обязательно получится»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»

Скрытое инструктирование

Помогает избежать поражения, достигается путём намёка, пожелания

«Возможно, лучше начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

Внесение мотива

Показывает ребенку, ради чего совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения

«Без твоей помощи ребятам будет очень трудно справиться с…»

Персональная исключительность

Обозначает важность усилий.  Заключается в необходимости придания важности усилий школьника в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только тебе я могу доверить»

«Ни к кому, кроме тебя,…»

Высокая оценка

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом,

а какой – то его отдельной детали

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

(СЛАЙД 8)  Из чего же складывается ситуация успеха на уроке?

В своей педагогической деятельности применяю методы, которые помогают создать условия для переживания учащимися ситуации успеха. Использую

  1. методы дифференцированного обучения  для того, чтобы дать возможность ученикам  проявить индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ребенку работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

В УМК,Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие задания в тетрадях и учебнике позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка

(СЛАЙД 9)

2. Созданию ситуации успеха способствует использование в учебном процессе коллективных форм обучения. Некоторые дети, работая самостоятельно, чувствуют неуверенность в собственных силах. Выполняя работу в паре или группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, способствует реализации коммуникативных потребностей учеников.

(СЛАЙД 10)

3. Так же использую сочетание проблемно-поисковых и творческих методов обучения. Создаю проблемную ситуацию, направляю учеников на её решение, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на уроке повышает прочность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

(СЛАЙД 11)

4. Использование проектного метода в обучении, позволяет детям выполнить самостоятельную творческую работу. Метод проектов способствует созданию ситуации успеха на уроке тем, что:

  • развивает активную позицию ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность;
  • развивает коммуникативные способности;
  • повышает уверенность в себе, мотивацию   учения.

 (СЛАЙД 12)  

5.Применяю диагностику эмоционального состояния школьниковв ходе учебного процесса, т.к. мне очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает, насколько успешно дети оценивают свои учебные достижения. Этому способствует рефлексия, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

6. Необходимо акцентировать успех каждого ученика, отслеживать продвижение его в учебной деятельности. С этой целью использую портфолио достижений учащихся. В папку вкладываются работы, грамоты ребенка. Этот материал позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.

Я предлагаю Вам использовать в работе формулу успеха, она очень проста:

Чувства + вера в успех + вдохновение = интерес к учению

Игра "Я успешна". Я начала своё выступление с небольшой игры, и хочу закончить тоже игрой.

Нарисуйте себя в виде цветка или дерева или какого-либо предмета, опишите, что для каждого есть успех? Начните описание с фразы: "Успех - это..."

За последние несколько лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда ваши учащиеся будут создавать ситуацию успеха для вас,своего педагога. 

 И я надеюсь,что  она воплотиться  для каждого из нас в  то что вы написали на своих листочках.

Мне тоже хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. 
Подумайте каждый для себя: что это может быть? 
Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, ваш рисунок  будет  напоминать вам о вашем внутреннем человеческом потенциале. 

Используемые ресурсы :

  1. https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2013/04/21/sposoby-sozdaniya-situatsii-uspekha-na

  1. http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-21810
  2. https://doc4web.ru/matematika/priemi-sozdaniya-situacii-uspeha-na-uroke.html
  3. .С.Белкин. «Ситуация успеха. Как ее создать». М., «Просвещение», 1991г.
  4. Казакова Е. «Путь по лестнице успеха». Народное Образование – 1996г. - №6 – с. 87 – 90.
  5. «Анализ ситуации – условие успеха». Народное Образование . – 1996г. - №1. – с.80-84.
  6. «Ситуация успеха на уроке». Начальная школа. – 2003. - №4. с.90-93.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание «Методический семинар»

Проектная деятельность младших школьников как способ познания мира, возможности творческого самовыражения.Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деят...

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской.

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на р...

Конкурсное задание «Методический семинар»

Конкурсное задание«Методический семинар»...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Компьютерная презентация профессиональной педагогической деятельности по теме "Проектно-исследовательская деятельность, как средства формирования личностных и метапредметных УУД через взаимодействие с...

Конкурсное задание - Методический семинар, презентация

«Методик семинар» исемле  муниципаль һөнәри конкурс эшем«Математика  дәресенә һөйөү уятыу менән бергә дәрескә актив эшмәкәрлек булдырыу, яңылыҡ керетеү  маҡсатында  ҡорама ҡорау...

Региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года РТ-2016", конкурсное задание "Методический семинар"

«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».Л.С.Выготский...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар"...