Методический семинар на конкурс Учитель года 2017
методическая разработка по теме

Наумкина Анастасия Сергеевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация 1.36 МБ
Файл пояснительная записка228.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения Автор: А.С. Наумкина, учитель начальных классов Методический семинар Ленинск – Кузнецкий 2016 МБОУ ООШ №20 им. В.М. Елсукова

Слайд 2

Утомление – закономерный процесс временного снижения работоспособности, возникает вследствие длительной, интенсивной работы. утомление = усталость объективное явление субъективное явление

Слайд 3

формирование умений правильно оценивать обучающимися своё состояние осуществлять самоконтроль, интенсивность умственной и физической нагрузки, отдыха. Цель:

Слайд 4

изучить методическую литературу; определить приемы профилактики утомления обучающихся на уроках; оценить результативность использования приемов профилактики утомления обучающихся на уроках. Задачи:

Слайд 5

Начальные признаки утомления: снижается качество работы, повышается число ошибок; ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается; ухудшается регуляция физиологических функций; ребенок жалуется на усталость.

Слайд 6

Интенсивность умственной деятельности обучающихся в ходе урока Часть урока Время Нагрузка Деятельность 1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно не велика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап. Максимальная (оптимальная) работоспособность 20-25 мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом. 3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Слайд 7

Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока 5-25-я минута — 80% 25-35-я минута — 60-40% 35-40-я минута — 10%

Слайд 8

Профилактика утомления: Отслеживание зоны работоспособности обучающихся. Отслеживание динамики работоспособности обучающихся. Соблюдение санитарно-гигиенических условий помещения. Включение в урок технологии деятельностного обучения. Включение в урок методов, способствующих активизации творческого самовыражения обучающихся. Учет психофизического комфорта ребенка на уроке. Насыщение уроков физминутками и динамическими паузами.

Слайд 9

Диагностика утомления обучающихся (по Ю.З. Гильбуху)

Слайд 10

Диагностика утомления обучающихся (по Ю.З. Гильбуху)

Слайд 11

Диагностика утомления обучающихся (по Ю.З. Гильбуху)

Слайд 12

Диагностика утомления обучающихся (по Ю.З. Гильбуху)

Слайд 13

Приглашаем к сотрудничеству Наумкина Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ №20. г. Ленинск - Кузнецкий, пр.Ленина, 46 Тел.: (38456)2-83-21 e-mail: shkola20tel@mail.ru e-mail: nastya.naymkina.89@mail.ru



Предварительный просмотр:

Учитель года 2017г

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Пояснительная записка

Наумкина А.С.

Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения

Здоровье - бесценный дар, он дан,увы,  не навечно, его надо беречь!

И.И.Павлов

В настоящее время в условиях реализации ФГОС возрастает интенсификация  процесса обучения, что создает предпосылки снижения уровня физического и психологического здоровья детей и подростков. Целью  использования здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в свете внедрения ФГОС является обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни, внедрение практики  использования полученных знаний в повседневной жизни.

В ст. 41 закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" перед образовательными организациями определены конкретные задачи и требования по сохранению здоровья школьников во время пребывания в организации,  осуществляющей образовательную деятельность.

Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными в образовательной области. Ведь через школу проходит все население страны, в ней дети проводят большую часть своего времени. А фундамент здоровья закладывается в детстве. Проблема профилактики утомления обучающихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения в целом.

Целью профилактики утомления на уроках является формирование умений правильно оценивать обучающимися своё состояние, осуществлять самоконтроль, интенсивность умственной и физической нагрузки, отдыха.

Исходя из этого, перед педагогом поставлены следующие задачи: изучить методическую литературу, определить приемы профилактики утомления обучающихся на уроках, оценить результативность использования приемов профилактики утомления обучающихся.

Напрашивается  вопрос: можно ли работать без утомления? Ответ будет следующим: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строится так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления.

Утомление – закономерный процесс временного снижения работоспособности, возникающий вследствие длительной, интенсивной работы.Ученые используют также термин «усталость». Утомление является объективным явлением, а усталость – субъективным.Довольно часто усталость развивается вследствие отсутствия привычки к систематическому труду. Чтобы преодолеть усталость, необходимо отдыхать, иначе развивается переутомление.

Переутомление – нарушение нормального физиологического функционирования организма, что может свидетельствовать об определенном заболевании.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

- трудности учебного материала;

- эмоционального состояния учащихся;

- насыщенности видов учебной деятельности.

Начальные признаки утомления:

1) снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;

2) ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка – он становится явно хуже;

4) ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления?

Во-первых, учитываю зону работоспособности обучающихся. Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно  учитываю при составлении расписания, планировании урока.

Во-вторых, слежу за динамикой работоспособностиобучающихся.

  • Недельная динамика работоспособности: понедельник – врабатывание, вторник, среда – наиболее высокая и устойчивая работоспособность; с четверга – спад работоспособности.
  • Дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с восьми до одиннадцати); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от шестнадцати до восемнадцати часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение.
  • Фазы работоспособности детей на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижения работоспособности.

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся:

3-5 минут – врабатывание;

5-10 минут – оптимум, период самой высокой работоспособности;

2-3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);

5-10 минут – период средней работоспособности;

оставшаяся часть времени урока – период непродуктивной работы.

В ходе урока интенсивность умственной деятельности обучающихся распределяется следующим образом.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно не велика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная (оптимальная) работоспособность

20-25 мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35-40-я минута — 10%.

В-третьих, соблюдаю санитарно-гигиенические условия помещения.

В-четвертых, включаю в урок технологию деятельностного метода обучения.

Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.  

В первую очередь  вызываю у детей эмоциональный настрой на работу.

Например:

«Поделись улыбкою своей»

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

«Мешок настроений»

Я принесла волшебный мешок. Давайте положим туда все плохое и выбросим его.

 «Аутотренинг»

Я готов к работе.

Мои глазки внимательно смотрят.

Мои ушки внимательно слушают.

Мои ручки старательно пишут.

Моя голова думает.

Мой язык не болтает без дела.

Также поддерживаю интерес детей на протяжении всего урока. В этом помогают  различные игровые ситуации,  игровые персонажи, художественное слово, элементы театрализации.

Необходимо помнить, что оптимальная продолжительностьнепрерывного чтения в 7- 8 лет  10 минут; непрерывного письма -  до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока. Объяснение нового материала для обучающихся в I полугодии занимает 1-2 минуты, во II полугодии - 5-8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

В-пятых, включаю в урок методы, способствующие активизации творческого самовыражения обучающихся.Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. Для этого я использую методы свободного выбора и методы проблемного обучения.

В-шестых, учитываю психофизический комфорт ребенка на уроке. Для снятия эмоционального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи, метод «цветописи Лутошкина».

В-седьмых, насыщаю урок физминутками и динамическими паузами. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Для диагностики утомления обучающихся на уроке я использовала методику Ю.З. Гильбуха. Наглядно проследить результаты вышеизложенного можно по диаграмме.

C:\Users\Настена\Desktop\Рисунок1.pngC:\Users\Настена\Desktop\Рисунок2.png

Результаты диагностики заинтересовали коллег школы. Мы провели диагностику по всем параллелям начальных классов на начало учебного года.

C:\Users\Настена\Desktop\Рисунок3.pngC:\Users\Настена\Desktop\Рисунок4.png

Проанализировав результаты диагностики, выявили, что на высоком уровне  48% обучающихся, на среднем  33%,  на низком   19%.

После реализации предложенных приемов и методов профилактики утомления была проведена повторная диагностика обучающихся.

По результатам мы видим положительную динамику в работе по профилактике утомления детей.С данными результатами запланировано выйтина методическое объединение классных руководителей среднего звена, чтобы продолжить работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

"Методический семинар" к конкурсу Учитель года 2015

презентация с описанием  педагогических методик и технологий, направленных на реализацию ФГОС...

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи  .  Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной шко...

Конкурсное задание "Методический семинар" на конкурс "Учитель года -2017"

Презентация знакомит с работой по теме "Формирование у учащихся УУД через системно - деятельностный подход"...

"Методический семинар" к конкурсу "Учитель года"

Данная презентация представляет опыт работы....

Методический семинар на конкурс "Учитель года-2017"

Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время....