Методический семинар на конкурс "Учитель года-2017"
материал на тему

Мухортова Наталья Викторовна

Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

1 слайд

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!

2 слайд

Разрешите представиться.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала- что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своими удачами и неудачами, победа и поражениями. И каждый день я для ребят:

 руководитель

 участник

 советник

 товарищ

 наблюдатель

Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.

3 слайд

 Сегодня хочу познакомить вас с обобщением опыта по теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем. Моё педагогическое кредо:

«Научить детей самостоятельно мыслить, искать информацию, развивать творческие способности, любить себя и окружающих».

4 слайд

Актуальность темы: в последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

В связи с этим я поставила перед собой цель: 

 Эффективный подбор форм, методов обучения для активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников.

5 слайд

  С 2011 года  мы работаем по новому стандарту, где в основе лежит системно - деятельностный  подход под девизом: «Дай мне сделать самому, и я научусь».

6 слайд

Из этого вытекают следующие задачи:

- формирование умения учиться;

- личностное развитие;

- общекультурное развитие;

- развитие познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности;

- повышение мотивации учащихся.

Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Планируя занятие, важно правильно продумать его ход, не забыв о том, что надо повторить те знания, которые получили ребята в прошлом.  

В этом плане интересными могут быть нестандартные уроки, которые позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников. Сегодня нестандартные формы уроков могут практиковать учителя различных предметов. Очень важно, чтобы каждое занятие, проведенное учителем, было не только интересным, но и познавательным.   Нестандартные уроки хорошо практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.

Поэтому я начинаю искать способы «оживления» урока, стараюсь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы. Это повышает интерес учащихся к усвоению учебного материала.  

       В основном, нетрадиционные формы уроков использую на уроках систематизации знаний и при обобщении. Считаю, что слишком часто их проводить не стоит, «праздника» не должно  быть много, т. к. дети привыкают к урокам- праздникам и у них теряется интерес к обычным рабочим урокам.   Какие же есть «плюсы»  при проведении нетрадиционных уроков?

Слайд 7

              «+»

-  активная учебно-познавательная деятельность;

-Способ «оживлённости»,  комфортности урока;

-коммуникация и сотрудничество;

-Соблюдается здоровьесберегающий режим;

 -Атмосфера творческого поиска, позитивного мироощущения.

8 слайд

   Нетрадиционные уроки занимают в начальной школе значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, т. к. по- прежнему одним из видов деятельности у   детей являются игры.  

Хотелось бы показать классификацию наиболее используемых мной форм нестандартных уроков.

Остановимся на некоторых формах работы на уроке.

 9 слайд

   В моих классах стало традицией на уроках литературного чтения проводить 

обобщения по разделам, т. к. эти уроки скучны, если все время задавать вопросы и отвечать, но обобщать материал надо. Провожу викторины или КВН. В конце урока подводятся итоги.

10 слайд

   В последнее время часто в своей работе использую метод проектов. Идея проекта, как правило, рождается у учителя, но ученика это проблема должна заинтересовать ничуть не меньше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.  Теперь уже в своей работе использую проектную работу систематически как на уроках, так и во внеурочное время.

Это проекты 1) «Моя семья», 2)«Праздничный стол» (изготовление блюд), 3) «Моя родословная», 4) «Мое село» и т.д.

11 слайд

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения не в условиях классного помещения, а, например, на природе, во время непосредственного восприятия учениками её предметов и явлений. Уроки – экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие  красоты природы ,с которой они постоянно соприкасаются, влияют на развитие эстетических чувств.

12 слайд

Урок-сказка. Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

13 слайд

Идя в ногу с современностью, учителю уже мало иметь только педагогическую компетенцию, но и быть компетентным и в информационно - коммуникативных технологиях. Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. Применение ИКТ демонстрирует ряд преимуществ: повышение активности и инициативности учащихся, положительной динамики мотивации у учащихся. Уже начиная с первого класса, провожу уроки, вводя элементы работы на компьютере или использую презентации для проведения различных работ. В более старших классах ребята сами пробуют создавать и защищать проекты с помощью презентаций.    Такие уроки удобны для учителя и в целях экономии времени, и в целях активизации учащихся.

14 слайд

Развивая коммуникативные умения обучающихся использую парную работу.

Ребята с 1 класса учатся спрашивать, выражать свою точку зрения, договариваться, сотрудничать.

15 слайд

Считаю, что необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно «вкрапление» в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть и групповые формы работы.

  При использовании этой формы у ребёнка вырабатывается навык общения и сотрудничества со сверстниками, ученик не боится высказывать свои мысли, развивается навык самостоятельной работы. Ребятам очень нравится эта форма работы, но при работе группами нужно много времени, а нам её часто не хватает. Но нужно набраться терпения, т. к. дети привыкают к этой работе и они уже начинают работать быстрее.

Применение обучающих структур дает большие возможности для моих учеников в организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит также групповая форма работы. Но здесь организация работы идёт эффективнее и слаженнее.

      В традиционной форме обучения многие учащиеся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, мои ученики формируют   позитивное отношение к предмету,развиваются навыки командной работы, где выполняются принципы позитивной взаимосвязи ,одновременного взаимодействия, индивидуальной ответственности и равного участия.   Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

16 слайд

Все эти формы работы использую и во внеурочное время. Обучение продолжается через действие, игру.

17 слайд

Девиз внеурочных занятий: «Где детвора-там игра!».

18 слайд

Так же стараюсь привлечь на внеурочные мероприятия родителей, близких. Такое мероприятие, как «Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье».

19 слайд

После праздников устраиваем чаепитие.

20 слайд

Подводя итоги, мне хотелось бы вновь вернуться к истокам отечественной педагогики.

 И вспомнить высказывание великого педагога-классика К.Д. Ушинского : «Сделать серьёзные занятия ребёнка увлекательными - вот задача первоначального обучения».

  На любом уроке, традиционном или нетрадиционном важно ,чтобы процесс обучения учащихся был интересным и максимально гуманным для каждого ученика, помочь ученику обрести чувство собственного достоинства, достигнуть успеха в усвоении знаний.

Я думаю,  акростих выведенный мною, соответствует качествам учителя 21 века.  

21 слайд

Пожелания

22 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание "Методический семинар" на конкурс "Учитель года -2017"

Презентация знакомит с работой по теме "Формирование у учащихся УУД через системно - деятельностный подход"...

Методический семинар на профессиональный конкурс "Учитель года - 2017"

Описан опыт работы учителя по технологии "Развитие критического мышления учащихся начальной школы через чтение и письмо"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА на конкурс Учитель Года 2017.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности....

Учитель года– 2017» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

«Учитель года– 2017»КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»Сотова Марина Михайловна,...

Итоги года 2017-2018 учебного года

Итоги года 2017-2018 учебного года...