Адаптация первоклассников.
консультация по зож (1 класс)

Дудникова Екатерина Анатольевна

Мы все знаем  о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся. Для снижения уровня тревожности и  создание условий для успешной адаптации я стараюсь обеспечить ребятам атмосферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха, учитывать индивидуальность в процессе воспитания и обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников.

Мы все знаем  о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся. Для снижения уровня тревожности с целью создания условий для успешной адаптации я стараюсь обеспечить ребятам атмосферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха, учитывать индивидуальность в процессе воспитания и обучения.

      Большинство первоклассников идут в школу с явным желанием учиться. Они непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни.

     Но зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе, с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания.

Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются:

  1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

          2. Установление контактов с учащимися и учителями.

3. Формирование адекватного поведения.

4. Овладение навыками учебной деятельности.

Остановлюсь более подробно на каждом показателе.

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.

Для физического здоровья:

  1. Проведение утренней зарядки (У нас проводится общешкольная зарядка учителем физической культуры. Мы с ребятами договорились, что весь класс участвует в этой зарядке.)
  2. Соблюдение режима проветривания классной комнаты (согласно утвержденному графику, а также применение рециркулятора воздуха «Дезар», для  предотвращает распространение таких инфекций, как грипп, ОРЗ, дифтерия, туберкулез и многих других путем дезинфекции воздуха в помещении.)
  3. Отработка навыков здорового и безопасного образа жизни  
  4. Организация подвижных игр на перемене, на прогулке
  5. Систематическое проведение физминуток

Сохранение психического и социального здоровья детей.

  1. Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских песен, игры на гимнастических матах)
  2. Рефлексия ( формирование самооценки ребенка )
  3. Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех, сравнение ребенка только с самим собой )
  4. Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
  5. Смена деятельности на уроке
  6. Организация разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
  7. Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)

Большим помощником для меня является надпредметный курс Л.Г. Петерсон «Мир деятельности».  Этот курс позволяет формировать представления о таких фундаментальных ценностях как Жизнь, Здоровье, Семья. Организовать работу над качествами личности, помогающими успешно учиться.

Установление контактов с учащимися и учителями.

  • Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями
  • Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах  совместной деятельности (работа в парах и группах)
  • Организация дежурства в классе
  • Поздравление именинников
  • Оформление  страницы портфолио«Мой класс»

Здесь также не обходимся без занятий по «Миру деятельности». Во время занятий ребята знакомятся со способами общения, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности. Ученики открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, группе.

Формирование адекватного поведения.

  • Знакомство с правилами школьной жизни
  • Опора на личный опыт ребенка
  • Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни
  • Технология «Минуты вхождения в день»

Начальный этап обучения, какие бы для этого не создавались благоприятные условия сопровождается определенным стрессом для ребенка. Поэтому, вначале я стараюсь снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе. Некоторые ученики приходят в школу задолго до начала занятий. Я поняла, что утренние часы нужно наполнять содержательной деятельностью, чтобы они не превращались в утомительное ожидание начала уроков. Тот, кто пришел первым помогает мне в подготовке класса к уроку, разложить на парты счетный материал, прикрепить на доску все необходимое для урока. Когда все дети пришли, мы на несколько минут усаживаемся. Я назвала это минутами вхождения в день. Выбор темы для начала дня диктуется многими обстоятельствами: общим настроением класса, погодой, самочувствием детей, новостями и т.д. Важно помочь каждому ребенку почувствовать себя нужным, создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Таким образом, играя, общаясь с детьми, я создаю с утра положительный эмоциональный настрой в классе на весь день, что благоприятно влияет на процесс обучения. А его эффективность в большей мере зависти от того, как ребенок эмоционально относится к обучению, как он настроен на урок.

Овладение навыками учебной деятельности.

  • Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей)
  • Умение слушать, действовать по инструкции
  • Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация
  • Выполнение логических заданий
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения
  • формирование школьной мотивации

Как бы ни старался учитель отбирать содержание, методы и формы работы, если они не будут приняты обучаемыми, работа не даст положительных результатов. Значит, у каждого ребенка должен быть мотив учения. Продуманная мотивация обеспечивает активность познавательной деятельности ученика и является движущей силой в развитии ребенка, в его деятельности.  Я широко использую приемы создания социальной мотивации (поощрения: похвала, наклейки, мы набираем «ступеньки» и др.; создание ситуации успеха в труде, использование занимательности на уроке и т.д.). Важно вовремя поддержать маленького школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше. Считаю похвалу ведущей формой стимуляции активности учащихся. Но она должна быть обоснованной и не чрезмерной. Я заметила, что одного ребенка частая похвала побуждает к дальнейшей работе на уроке, другого ослепляет. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ученика хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. В конце урока стараюсь поощрить каждого ученика: одних за быструю, правильную и четкую работу в течение всего урока, других за то, что сегодня работали лучше, чем вчера, третьих за то, что помогли товарищу и т.д. На начальном этапе обучения нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку.

По мере того, как учащиеся начинают овладевать учебными умениями, в том числе самоконтролем, постепенно перехожу к оценочной деятельности на уроке (но без отметок).

 Я провела опрос своих первоклашек:

На вопрос «Хотели ли вы идти в школу первого сентября?» 14 – да, 4 – нет.

На вопрос «Хотите ли вы ходить в школу сейчас?» 16 – да, 2 – нет.

Меня радуют результаты моей работы: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать. Развязать запутавшийся шнурок, помочь застегнуть пуговицу на пальто – все это делается как должное, будто иначе и быть не может. Благодаря положительному эмоциональному климату мне удается сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.

Главное, дети привыкли к школе, друг к другу, ко мне.

Б.Пастернак назвал детство ковшом «душевной глуби». И от того, чем будет наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...