Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»
рабочая программа по зож (4 класс)

Валиуллина Мария Александровна

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Спортивно – оздоровительного направления

 

Программа разработана для детей 10-11 лет

 

Срок реализации программы - 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Спортивно – оздоровительного направления

Программа разработана для детей 10-11 лет

Срок реализации программы - 1 год

Разработчик: Валиуллина М.А.

учитель начальных классов

п. Тимирязевский

2017 г.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

   Программа по внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»  способствует формированию личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности, формирование установки на здоровый образ  жизни;
  •  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение учащимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные универсальные учебные действия:

  • знание основных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и ЗОЖ;
  • формирование установки на ЗОЖ, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

4 год обучения

(1 раз в неделю – 34 часа в год)

№ п/п

Кол-во час.

Раздел. Содержание

Формы организации

Виды деятельности

1

6

  1. Основы здорового образа жизни

  1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» 
      
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
      
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек 
      
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

беседа, выставка рисунков, практическая работа, круглый стол, тест.

-познавательная;

-проблемно-ценностная.

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила.

Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны.

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Находить аргументы, подтверждающие вывод.

2

11

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи     

  2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь 
      
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
      Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
      Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
      Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
      Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
      2.2.
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи 
      Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
      Правила обработки ран. Перевязка ран.
      Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
      Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
      Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).

беседа, самостоятельная работа, экскурсия, выставка рисунков, КВН.

- игровая,

- познавательная,

-проблемно-ценностная.

Оказывать первую медицинскую помощь при несложных несчастных случаях.

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила.

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

3

17

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 
      
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах) 
      
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
      
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах) 
      
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
      Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
      Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
      Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
      Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
      
3.3. Безопасное поведение на природе 
      
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
      Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
      Меры пожарной безопасности при разведении костра.
      
3.4. Безопасное поведение на воде 
      
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

использованием учебного кинофильма, практическое занятие,  семинар (ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями), викторина.

- игровая,

- познавательная,

-проблемно-ценностная.

Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Раздел 3. Тематическое планирование

4 год обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Основы здорового образа жизни

6

1.

Понятие  здоровья. Факторы влияющие на него.

1

2.

Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

1

3.

Режим дня. Здоровое питание.

1

4.

Профилактика переедания, пищевых отравлений.

1

5.

Инфекционные болезни. Пути их передачи. Профилактика инфекционных заболеваний.

1

6.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Тест : «Основы здорового образа жизни»

1

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

11

7.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.

1

8.

 Переломы, вывихи и растяжения связок. Как правильно вызвать «скорую помощь»

1

9.

Кровотечение, первая медицинская помощь.

1

10.

Ушибы, сотрясения мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь

1

11.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

1

12.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

1

13.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.

1

14.

Оказание первой медицинской помощи при

ожогах и обморожении.

1

15.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

1

16.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

17.

Тест  по теме: «Основы медицинских знаний  и оказание первой медицинской помощи»

1

Раздел 3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

17

18.

Безопасное поведение в быту.

Тест: повторение пройденного в 1—3 классах

1

19.

Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

1

20.

Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Как правильно переходить улицу.

1

21.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрёстки.

1

22.

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

23.

Соблюдения правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

1

24.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

1

25.

Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1

26.

Ориентирование на местности. Понятие ориентира.

1

27.

Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Ориентирование в лесу.

1

28.

Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.

1

29.

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства

1

30.

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.

1

31.

Безопасное поведение на природе

1

32.

Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1

33.

Тест: Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1

34.

Обобщающий урок по всему курсу

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

Овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). 2 класс. (Авторы Анастасова Л.П.,П. В. Ижевский, Н. В. Иванова)

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) (Авторы Анастасова Л.П.,П. В. Ижевский, Н. В. Иванова)34 часа, 1 час в неделю  Рабочая программа (социального направления) составлена на основе ав...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельностив начальной школе. Урочные часы за счёт времени части учебного плана, формируемой участниками образовательного процес...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности"

Для составления программы использовала  ссылки  на основные положения закона об образовании, государственного образовательного стандарта, основной программы начального общего образован...