Средства двигательной направленности
презентация к уроку по зож

Презентация здоровьесберегающих технологий в начальной школе: физминутки, пальчиковая, дыхательная и прочие виды гимнастики, подвижные игры, специально организованная двигательная активность, массажи и тренинги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_dvigatelnoy_napravlennosti.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы учителя начальных классов Баборенко Н.И. МАОУ «Школа № 55» Средства двигательной направленности

Слайд 2

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж ; психогимнастика ; тренинги и др.

Слайд 3

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение на каждом уроке. В целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения необходимо регулярно проводить физкультурные минутки, упражнения для глаз, для пальчиков рук, дыхательную гимнастику.

Слайд 4

Физкультминутки Проводимые на уроках физкультминутки оказывают благоприятное воздействие на детей, обеспечивают активный отдых обучающихся, переключают их внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания, усвоению учебного материала и активности детей на последующем этапе урока. Чем младше дети, тем большую потребность они испытывают в движении. Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается тогда, когда они разнообразны по форме и содержанию.

Слайд 5

Оздоровительно-гигиенические физкультминутки можно выполнять как стоя около парты, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ногами. Можно проводить упражнения, которые выполняются строго под счёт, с равномерным чередованием вдоха и выдоха. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда можно включить и ходьбу на месте, бег, прыжки, приседания и т. д. Эти физкультминутки чаще всего выполняются в рифмованной форме: Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись . ( Наклоны вперёд и назад) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, считать, читать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова . ( Вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Слайд 6

Выполнение движений вслед за учителем: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Слайд 7

Некоторые физкультминутки помогают на уроках при изучении какой-либо определённой темы. На уроке математики при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева»: Это - правая рука, Это – левая рука. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река… Обернулись мы, и вот Стало всё наоборот: Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река… Неужели стала правой Моя левая рука? При знакомстве с цифрами и числами: Сколько зайчиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько видите флажков, Столько – головой кивков. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. (На доске – 5зайчиков, 5 флажков, 5 точек в круге (или другое число))

Слайд 8

На уроках русского языка и литературного чтения При изучении частей речи ребятам предлагается вспомнить песню («В траве сидел кузнечик») заменяя все существительные (прилагательные, глаголы) припевкой ля-ля-ля. А в дошколке или 1 классе - пропеть на известную мелодию слоги. Помогут научиться громко говорить упражнения следующего блока: Дыхание (согреть зимой ладошки) Разогреть связки (звукоподражание: муха жужжит, лев рычит, козочка блеет, киска мяукает и т.д.) Петь песню («Жили у бабуси…») А в 3-4 классах - перекаты головы, чтобы голос звучал громче: сначала, подняв плечи, наклоните голову вперёд и медленно перекатывайте её от одного плеча к другому. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Опустив плечи, повторите то же самое.

Слайд 9

Артикуляционные упражнения Слоник Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Хомячок Надуть одну, обе щеки, поочередно, верхнюю губу, нижнюю, обе губы, по кругу. Часики Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта. Качели Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

Слайд 10

Пальчиковая гимнастика Упражнения выполняются энергично, иначе тренировка не принесёт никакого эффекта. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей на уроке повышается в 2-3 раза. Упражнения пальчиковой гимнастики: Перчатки Колечки Цепочки Пинцетик Стол Стул Лезгинка Точилка Потирание подушечек пальцев

Слайд 11

Пальчиковая гимнастика Крепко сжать обе руки в кулачки а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз.

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика Положить ладони на стол и барабанить пальчиками по столу (пусть ребёнок представит, что играет на пианино). А теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребёнок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

Слайд 13

Сомкнуть большой и указательный пальцы правой руки в кольцо. Остальные максимально растянуть в стороны (как будто вы хотите кого-нибудь щелкнуть). По три раза щелкнуть в воздухе каждым пальцем. Поменять руки. После упражнения встряхнуть кистями. Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать «козу»). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный и мизинец (сделать «рожки»). А теперь повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой. После упражнения встряхните кисти. Пальчиковая гимнастика

Слайд 14

Стоя с закрытыми глазами, руки в стороны, коснуться кончика носа указательным пальцем сначала правой, потом левой руки. Повторить 10 раз, потом встряхнуть руками. Стоя с закрытыми глазами, руки в стороны, коснуться правой рукой мочки левого уха (рука перед лицом),руки в стороны, ещё раз коснуться мочки левого уха правой рукой (рука за головой). Поменять руки. Повторить 10 раз на каждую сторону, встряхнуть руками. Пальчиковая гимнастика

Слайд 15

Гимнастика для глаз Предупредить зрительное утомление у школьников помогут очень простые упражнения: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя, пробежаться по контуру большого рисунка, по красным большим магнитам, глазами «построить» треугольник, квадрат, круг или другую фигуру, провести по периметру доски, «написать» слово прямая, прямоугольник, площадь и любое другое. Сильное зажмуривание, перевод взгляда, упражнение «Кошки».

Слайд 16

Как расслабить глаза Вращения Вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. Закройте глаза и повторите то же самое. Вертикали-горизонтали Не поворачивая головы, интенсивно двигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево (по 10 - 15 раз).

Слайд 17

Диагонали Направьте взгляд в левый нижний угол (как будто смотрите на левое плечо), сосредоточьте взгляд на этой точке. После трёх морганий то же самое повторите в правую сторону. После скосите глаза в левый верхний угол, а теперь - в правый. Массаж Закройте глаза. Осторожно в течение нескольких секунд помассируйте пальцами нижние и верхние веки по направлению от внутреннего к внешнему краю глаз. Как расслабить глаза

Слайд 18

Как расслабить глаза Удивление Сильно зажмурьтесь и посмотрите в темноту. А теперь широко откройте глаза, как будто чему-то удивляетесь. «Косые глаза» Поднесите палец к переносице, посмотрите на него. Теперь медленно отводите палец вдаль, продолжая следить за ним глазами.

Слайд 19

Расслабление Плотно закройте глаза, расслабьте лоб. Попросите ребёнка подумать о чём-нибудь приятном. Моргание Поморгайте, быстро сжимая веки ( не менее 10 раз ). « Тёмное расслабление» Положите на закрытые глаза тёплые ладони, пальцы скрестите на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться идеально чёрного цвета. Этот комплекс отлично тренирует глазную мышцу, предотвращает её спазмы.

Слайд 20

Упражнения на релаксацию Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы . Поднимаем и опускаем плечи Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз). Трясём кистями Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками. Медуза Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Слайд 21

Дыхательная гимнастика Правильное дыхание имеет огромное значение для здоровья человека. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляции крови в организме. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Завели машину Завели машину, ( Вдох.) Ш-ш-ш-ш, ( Выдох.) Накачали шину, ( Вдох.) Ш-ш-ш-ш, ( Выдох.) Улыбнулись веселей И поехали быстрей, ( Вдох.) Ш-ш-ш-ш-ш-ш. ( Выдох.)

Слайд 22

Дыхательная гимнастика Правила дыхания при выполнении упражнений Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох. Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох. Наклонили туловище вперёд, влево, вправо – делаем выдох. Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох. Подняли ногу вперёд или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох. Опустили ногу, отвели её назад, выпрямили из приседа – делаем вдох. Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?» Как пыхтит тесто? « Пых – пых – пых …» Как паровоз выпускает пар? « Из- из - из …» Как шипит гусь? « Ш-ш-ш …» Как смеёмся мы? « Ха-ха-ха…» Как воздух выходит из шарика? « С-с-с …» Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. « Ф-ф-ф …»

Слайд 23

Подвижные игры: День и ночь, Море волнуется, Пузыри, Второй (третий) лишний, Пчёлы, Построение. Игры в кругу: Дождь, Рыба, зверь, птица, Надувайся пузырь, Буги-вуги, Испорченный телефон, Мышеловка, Летел лебедь, Если нравиться тебе. Н а переменах учитель в дошколке и 1-2 классах разучивает разнообразные подвижные игры, следит за соблюдением правил игр, а в 3-4 классах обучающиеся самостоятельно организуют их. Двигательные переменки могут помочь сплотить классный коллектив, изменить статус школьника в коллективе. Ни для кого не секрет, что ребята, имеющие достижения в спорте или на занятиях физической культуры, не всегда успешны на уроках по другим предметам. Возможность для такого ребёнка подготовить и провести двигательную переменку, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога и одноклассников об обучающемся и его возможностях. Игры в кругу с мячом: Весёлый счёт, Весёлая азбука, Я знаю (5 имён, фруктов, цветов и т.д.), Съедобный – несъедобный. Подвижные перемены

Слайд 24

Эмоциональная разрядка и минутки покоя Здесь используются аутотренинги-релаксации (этюды для души). Под спокойную музыку на фоне слов учителя дети опускают голову на парту, закрывают глаза, используя своё воображение, могут отправиться в путешествие на облаке, положить цветок добра себе на ладошки или, сидя у моря и слушая шепот волн, увидеть на его волнах золотую рыбку.

Слайд 25

Массаж Самомассаж Растирание ладоней, ступней, ушных раковин и мочек ушей. Перекатывание между ладонями ручки, карандаша. Перекатывание ступнями на ковре разных предметов. Мимический (указательные пальцы от крыльев носа через середину щёк к мочкам ушей, от начала роста бровей вверх и в сторону до конца бровей). Простейший массаж соседу по парте «Рельсы, шпалы…», массаж спины, плечей , головы.

Слайд 26

При организации работы по здоровьесбережению реализуются следующие задачи: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни; воспитание готовности соблюдать эти правила. Подвижные перемены, физкультминутки, гимнастика для глаз, гимнастика для пальчиков рук, упражнения на мышечное расслабление, дыхательная гимнастика – всё это помогает детям снизить утомляемость, усталость, справиться с учебными нагрузками, а значит, добиваться успехов в учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика использования средств оздоровительной направленности на уроках в начальной школе»

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются...

Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»

Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.    В струк...

Внедрение профилактических упражнений, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата в процессе обучения.

Здоровье детей во время  занятий в школе находится в заботливых руках учителя. Пусть наши дети будут здоровы и счастливы!...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Презентация. Использование «тренажера Гросса» как средство двигательной коррекции в условиях урока АФК

Применение тренажера Гросса на уроках адаптивной физической культуры с учетом индивидуальных двигательных особеностей учащегося....

Сборник учебных ситуаций по формированию жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью разными средствами двигательной активности.

Обзор направлении работы по формированию жизненных компетеций в соответствии с ФГОС.Подбор игр, упражнений, учебных ситуаций для формирования жизненных компетенций....