Сохранение редких видов. Наш дом - планета Земля.»
методическая разработка по зож (2 класс)

Кирюхина Елена Анатольевна

Экоурок

        Экоурок     Тема: «Сохранение редких видов. Наш дом - планета Земля.»

Цель урока: 1. Показать значимость растений в жизни человека.

                        2. .Закреплять знания о бережном отношении к растениям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экоурок

           Тема: «Сохранение редких видов. Наш дом - планета Земля.»

Составила: учитель начальных классов,

Кирюхина Елена Анатольевна.

МБОУ Целинная ОШИ № 15

Цель урока: 1. Показать значимость растений в жизни человека.

                        2. .Закреплять знания о бережном отношении к растениям.

           Подготовительная работа: изготовление фигурок животных, птиц  и бабочек на уроках изобразительного искусства, аппликации цветов, рисунков по теме «Наша Земля».

         Оборудование: эмблема праздника - глобус, изготовленный из большого листа ватмана; жетоны в виде планеты; грамоты.

         Под отрывок вальса Г.В. Свиридова «Метель» выходит ведущий.

        Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим экологический  праздник. В этот прекрасный  день люди всех стран отмечают Международный День Земли. Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля, мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но  в ваших силах спасти ее. (Ведущий указывает на эмблему праздника эпиграф.)

                 Дерево, трава, цветок и птица

                 Не всегда умеют защититься.

                  Если будут уничтожены они,

                  На планете мы останемся одни...

       Звучит отрывок вальса.

       Учитель. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. (Обращает внимание на рисунки, которыми украшен класс) Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, все для жизни и взамен требует совсем немного - бережного, уважительного отношения к себе.

           Музыка резко обрывается.

      Учитель. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя  по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоемы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных...

      Учитель. Ребята , Как вы понимаете редкие растения? Какие редкие виды растений в Хакасии  вы знаете?

      Ведущий показывает слайды редких растений на территории Хакасия. Учащиеся называют растения, занесенные в красную книгу.

             

Адонис весенний (горицвет)                          Кубышка желтая, кувшинка

                 

Любка двулистная (Ночная фиалка)                    Родиола розовая (Золотой корень)

         

Авран лекарственный                              Абрикос обыкновенный (Курага)

 

Багульник болотный

Брусника обыкновенная фото         

Брусника обыкновенная                                         Березы белой (повислой)

Барбарис обыкновенный фотоБарбарис обыкновенный фотоБарбарис обыкновенный фотоБарбарис обыкновенный

Виноград фото       

Виноград культурный                                Бессмертник песчаный (Цмин песчаный)

Дуб обыкновенный

 Звучит «Лакримоза» Моцарта.

Ученик 1. Я - Земля, я - Земля, я - Земля!

                   Усталость моя беспредельна!

                   О стоне моем не взыщите.

                   Люди моей планеты!

                   Планета в опасности!

                   Кромсая лед, меняя рек теченье,

                   Твердите Вы, что дел невпроворот,

                   Но вы еще попросите прощенья

                   У этих рек, барханов и болот,

                   У самого гигантского восхода,

                   У самого мельчайшего малька,

                   Но Вам об этом думать неохота,

                   Сейчас Вам не до этого пока...

                   Земляне, Вы слышите меня?!

                   Придите же на помощь!

           Музыка замолкает.

           Учитель. Хотите ли вы спасти свою планету? (Да!) А знаете ли вы главные беды Земли?

Ученик 2 . 

              Гудят заводы, всюду пыль,

              Бежит, дымит автомобиль.

              А между тем деревья стонут,

              В грязи и пыли просто тонут.

              Стала грязной наша вода,

              От растений нет и следа.

              Отнят дом у наших зверей,

              Птицам, рыбам плохо теперь.

 Учитель. Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Сможете ли вы охранять леса, не загрязнять их, любить родные земли, дружить с красотой? Задача эта нелегкая, но кроме нас этого не сделает никто.

            Звучит отрывок из песни в исполнении Л. Лещенко:

                     Мы - дети Галактики,

                     Мы - искорки радуги.

                     Мы - дети твои,

                     Дорогая Земля.

 Учитель. Ребята, я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли; Земля - наш общий дом, и ее нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология. И сейчас мы проведем экологическую разминку. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

Класс делится на 2 команды.

Задание 1. «Экологическая разминка»

1. Кто слышит ногами? (Кузнечик.)

2. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)

3. Чем зудит комар? (Крыльями.)

4. Погибают ли растения под снегом? Как это можно доказать? (Нет. Можно раскопать снег и увидеть зеленую траву.)

5. Чем питаются птицы, которые остаются зимовать в наших краях? (Семенами, ягодами, семечками, крошками.)

6. Как вы понимаете пословицу «Охранять природу - значит охранять Землю».

7. Почему в лесу нельзя разжигать костер? (Это может вызвать лесной пожар и погибнут деревья, птицы, звери, выгорит трава, место под костром не зарастает 5-7 лет.)

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо отвечали на вопросы. А теперь послушайте такую загадку:

             Есть у ребят зеленый друг,

             Веселый друг, хороший,

             Он им протянет сотни рук

             И тысячи ладошек.

            Что это? (Лес.)

            Звучит вальс Г. В. Свиридова.

Учитель. Правильно, это лес. В чем назначение леса? Лес - чудесное творение природы. Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава поглощают углекислый газ, выдыхаемый нами, и который выпускают фабричные, заводские и автомобильные трубы.

            Звучит «Лакримоза» В.-А. Моцарта.

Ученик 1 . 

            Все так изранено в лесу,

            Как после дней войны.

            Здесь уцелевших не найти

            Ни ели, ни сосны.

            Березу ножиком пырнул

            Какой-то живоглот,

            Мне кажется, из-под коры

            Моя слеза течет.

Ученик 2. 

           От этой черствости людской

           Болит душа моя,

           Под искалеченным дубком

           Не ветер стонет - я.

           Вот муравейник подожжен

           Кощунственной рукой,

           Мне кажется, горит не он,

          А дом пылает мой.

Ученик 3 . 

            Земля в ожогах и рубцах,

             Как в дни большой беды,

             Ушли, обидев красоту,

             Смутив лесной уют,

             Не услыхав, что за спиной

              Все листья слезы льют...

Учитель. Все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях - у природы, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьев, у прыгучих кузнечиков. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредет.

Задание 2. «Аукцион»

Учитель. А какие правила поведения в лесу знаете вы? Задание командам: вспомните и поочередно назовите по одному правилу. Выигрывает та, кто последней произнесет свое правило. Победитель в этом задании получит сразу 5 жетонов.

Учитель. Много правил поведения в природе знают наши ребята, а это значит, что вы будете настоящими друзьями и хранителями богатств планеты в отличие от героев стихотворения С. Михалкова «Прогулка».

Задание 3. «Сосчитай-ка»

Учитель. 

Сосчитайте, сколько всего ошибок совершили ребята, которые приехали отдохнуть на речку, и назовите их. В этом и состоит задание следующего конкурса.

            Мы приехали на реку воскресенье провести,

            А свободного местечка не найти.

            Тут сидят и там сидят, загорают и едят,

            Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

            Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

            Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

            И, как будто нам назло, даже битое стекло.

            Мы по бережку прошли, место новое нашли,

            Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

           Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

           Мы прошли, конечно, мимо.

           - Эй, ребята, - крикнул Дима,

           -Вот местечко хоть куда!

           Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.

           Распаковывай багаж!

           Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.

           Веселились, как могли: хороводом песни пели…

           Отдохнули и ушли.

           И остались на полянке у потухшего костра:

           Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.

           Словом, мусора гора...

           Мы приехали на реку понедельник провести,

           Только чистого местечка возле речки не найти.

 Учитель. Что мальчики сделали не так? (Ребятам следовало бы убрать не только за собой, но и в том месте, где решено было отдохнуть первоначально: «Если те, кто здесь были, поступили плохо, это не значит, что мы должны поступать так же».) Надеюсь, это стихотворение послужит примером того, как не следует вести себя, отправляясь на отдых в лес. Переходим к следующему конкурсному заданию. Оно немного необычно, но, надеемся, вам понравится.

Задание 4. «Хорошо или плохо»

1 команда - «Хорошо»; 2 команда - «Плохо» (выбор команды определяет жребий).

Учитель. Сейчас я командам задам вопрос. Задача участников убедить, в чем плюсы (команда «хорошо») и минусы (команда «плохо») данного действия. Выигрывает наиболее убедительная команда, которая получает сразу 3 жетона. Итак, хорошо или плохо нарвать букет ландышей? Варианты ответов:

1. «Хорошо». Цветы красивые, можно подарить кому-нибудь, оставить в вазу, хорошо пахнут, можно наслаждаться красотой ароматом, лекарственное растение.

2. «Плохо». Быстро завянут, их все равно придется выбросить, если рвать цветы для букетов, велика вероятность их полного исчезновения, нанесешь вред природе, полянка станет некрасивой перестанет радовать, нечем будет питаться насекомым.

                Подведение итогов.

Давайте же сделаем вывод: хорошо или плохо рвать цветы?

Учитель. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей! Но беречь надо не только редкие, исчезающие виды,  в охране нуждаются все растения, животные, птицы, насекомые, которые еще встречаются на Земле. Давайте же украсим нашу голубую планету цветами, фигурками птиц, животных, которых вы и смастерили. (Дети под музыку прикрепляют свои поделки на плакат с изображение планеты Земля.)

         Посмотрите, какой нарядной, красивой, жизнерадостной стала планета! Попробуем сделать все, чтобы она стала такой в реальной жизни. Мы - спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля». Все в наших руках.

            Подведение итогов игры. Торжественное награждение участников. Обе команды получают книги о природе и дипломы «Юных друзей планеты Земля».

Учитель. Все вы, ребята, молодцы! Вы доказали, что являетесь истинными знатоками и друзьями природы. Не важно, кто победил, кто проиграл. Важно, чтобы каждый человек любил и старался оберегать свой Дом. Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля - такую огромную и такую одинокую в своих бедах и болях.

Звучит вальс Г. В. Свиридова «Метель».

Учитель. 

                Берегите Землю!

                 Берегите жаворонка в голубом зените,

                 Бабочку на листьях повилики,

                 На тропинке солнечные блики,

                 На камнях играющего краба,

                 На могиле тень от баобаба,

                 Ястреба, парящего над полем,

                 Полумесяц над речным покоем,

                 Ласточку, мелькающую в жите,

                 Берегите Землю! Берегите!

Физминутка

А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.

Учитель читает стихотворение С.Михалкова «Прогулка», а ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.

Мы приехали на речку

 Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

 И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

 Тут и там - пустые банки,

И. как будто нам назло,

Лаже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

 Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костры, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже, если,

Насорили и ушли!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли

- Веселились как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

 У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки –

 Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

 Понедельник провести,

Только чистого местечка

 Возле речки не найти!

-Ребята, почему люди не нашли другого места?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш дом - планета Земля. Праздник, посвященный Дню земли.

Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то хотя бы свою комнату. Но почему-то переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже ...

Вода на планете Земля.Реки Земли. (по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс )

Проектная работа по окружающему миру в форме презентации к уроку....

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....

Проверочная работа по окружающему миру "Планета земля" 2 класс УМК Планета знаний

Проверочная работа в формате теста для проверки знаний после изучения темы "Планета земля" по следующим разделам:1. Космос2. Земля3. Глобус4. Изучение поверхности Земли...