«Чтоб остался мир прекрасен»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Айтекова Светлана Нурбиевна

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтоб остался мир прекрасен»

(Экологическое воспитание младших школьников

 на уроках и во внеурочное время)

Айтекова Светлана Нурбиевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 Кошехабльского района.

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

Экологическая  ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление  в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов, каждого конкретного  человека.

Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания.

Человека создает Земля. Но и Землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на Земле, умножение ее богатств.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, любознателен. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ, формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать:

  - сформированность уважительного отношения к России, к родному краю, природе нашей страны;

  - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

   - освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение ,опыт ,сравнение, классификация и др.)

Экологическое образование должно осуществляться в системе. (слайд 5). Экологический компонент в школьных дисциплинах не должен складываться из случайных, разрозненных факторов, а должен представлять собой единый свод сведений, позволяющий учащимся ознакомиться с современным состоянием экологии в целом.

Я работаю в МБОУ СОШ№3 Кошехабльского района в а. Егерухай учителем начальных классов более 30 лет.

Успех экологического образования во многом зависит от того, что знакомство с ним происходит на первой ступени обучения школьников.

С первых лет обучения школьники должны представлять себе, что общество не может безнаказанно нарушать законы природы. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения всех людей. С детских лет детям нужно внушать, что любить природу – значит, творить добро, и заставить их задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. По этим направлениям идёт и моя работа по формированию экологической культуры у моих учеников.

При подготовке к уроку стремлюсь к тому, чтобы он был построен с учётом ярких образов, отвечал требованиям достоверности, научности, правильности фактов. Делаю так, чтобы урок действовал не только на ум, но и на сердце и чувства учеников, запомнился им надолго. Каждый урок сопровождаю иллюстративным материалом – фотографиями, картинками, цифровыми данными. Широко использую возможности интерактивной доски.

В своей практике использую такие методы, как проблемные; поисковые; исследовательские; проектные; методы самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Образовательные стандарты второго поколения нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, провоцирующий на активную самостоятельную работу ученика.

На уроке математики решаем задачи, природоведческого характера, сравниваем продолжительность жизни отдельных животных, пород деревьев, их высоту и т. д.

Так в 1 и 2 классах перед введением нового словарного слова загадываю загадку экологического содержания или ребус.

А) В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет 1 000 000 водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет? (5 000 000 птиц, // а x в.)

Б) Ежегодно в Средиземное море сбрасывается 120 000 т. отработанных масел, 600 000т моющих средств и 100 т ртути. Сколько всего тонн ртути вредных веществ попадает в море? (720 000т, //а+в+с.)

На разных этапах урока русского языка, как в первом, втором, так и в третьем классе используя следующие задания экологического содержания: «Объясни значение пословиц: «Много снега – много хлеба», «Лес и вода – брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади». Работая по развитию речи учащихся, предлагаю написать сочинение или изложение на различные темы: «Лес – наше богатство», «Звуки леса». Такие задания помогают повторить знания о природе, развивают у детей способность воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова.

Также на уроках русского языка составляем описание деревьев, кустарников, трав, составляем и записываем предложения природоведческого содержания о клене, малине, ландыше, бабочках, птицах, отгадываем загадки, обсуждаем и записываем тексты природоведческого содержания. (Например, дополни предложения: «Береги лес. Не засоряй лес мусором! Не разводи в лесу костры!»; составьте рассказ, по опарным словам, птицы, кормушки, зима, школьники).

Детям очень нравиться что-то выдумывать, создавать своё, новое. Они сочиняют свои стихи, рассказы, сказки, пишут сочинения на тему «Наш друг-Природа», «Мы, растения, просим помощи!». Сочинение – свобода для творчества.

Можно обратить внимание на значение природы для хорошего самочувствия и настроения человека. Этот подход также формирует у детей чувство любви к родной природе и бережное к ней отношение. Я стараюсь приобщить своих учеников к чтению художественных произведений Э. Шима, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина и других писателей и поэтов.

На уроках адыгейского языка я также продолжаю работу по формированию у детей любви к природе, к родному краю. Используя стихи, рассказы адыгейских писателей и поэтов Дж. Чуяко, Казановой Р. «Почему плачет виноградная лоза?», Багова Н., Дербе Т. провожу беседы на экологические темы с использованием проблемных ситуаций.

 Для закрепления правил поведения в природе нужно создавать проблемные ситуации. Дети составляют текст или рисуют картинку о том, как надо поступать, если: обнаружишь птичье гнездо; когда встретишь в лесу маленьких детёнышей лесных зверей; - когда встретишь красиво цветущие растения и т. д.

Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат, экологически грамотно относится к ней.

Основная работа по экологическому воспитанию ведется на уроках предмета «Окружающий мир».

В курсе изучения окружающего мира можно выделить три уровня изучения природы: объекты природы рассматриваются по отдельности; во взаимосвязи; рассматриваются не только предметы природы, а процессы.

Во 2-м, 3-ем и 4-ом классах ведётся большая экологическая работа, почти на каждом уроке окружающего мира затрагиваются проблемы охрана природы. Стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи; практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии.

Экологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений.

При изучении темы «Вода» дети знакомятся с состоянием воды: твёрдое, газообразное; с круговоротом воды в природе; с методами очистки воды; с экологическими задачами по охране водоёмов от загрязнения их отходами от фабрик и заводов; говорим об экономном, бережном расходовании воды в хозяйстве. рассказываю детям, почему ее надо беречь. Для нашего аула проблема чистой воды является очень актуальной, т. к в нашем ауле нет центрального водопровода, многие до сих пор пользуются колодцами. После наводнения 2002 года вода в колодцах и артезианская вода очень плохого качества.

В 3 классе изучая экологические проблемы нашей республики рассказываю о проблемах Кубанского водохранилища, об опасности экологической катастрофы и угрозах затопления, исходящие от него.

Уроки-экскурсии играют большую роль в воспитании бережного отношения к природе. Именно на экскурсии прививается интерес к природе, воспитывается любовь к ней. Наша школа находится в непосредственной близости к природе, аул окружен лесами. На экскурсиях мы читаем стихи (которые заранее готовят дети), собираем листья различной окраски, составляем букеты, играем.

Также мы провели экскурсию на курганы братьев Сетовых («1ошьхьищ») расположенными вблизи аула. Территория, занятая курганами, в прошлом являлась священным местом. О происхождении этих курганов существует множество легенд. Предание гласит, что курганы эти существовали еще при нартах. Я рассказала детям легенду о происхождении курганов, о том, что они являются охраняемыми историческими памятниками, т.к. это древние могильники. Дети составили рассказ о том, что, по их мнению, может находиться под курганами.

  В 3 классе мы провели экскурсию на маслозавод «Мамруко», который является гордостью нашего аула и безусловным лидером по производству подсолнечного масла в республике. По ходу экскурсии задаем вопрос: «Как вы думаете, наносит ли завод вред окружающей среде?». Дети рассуждают: нет, не наносит вред природе, т.к. здесь не видно труб с чадящим дымом, нет отходов производства рядом с заводом, вокруг завода все очень чисто, сам завод построен по самым современным технологиям.

Работа по экологическому воспитанию идёт не только на уроках, но и во внеклассной работе.  В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, экологические акции, которые развивают трудолюбие, навыки практической деятельности. Я провожу с детьми много интересных и познавательных мероприятий по экологии.

Например,: на весенних каникулах мы провели акцию «Живи, родник». Вместе с детьми и их родителями мы приехали к роднику близ аула Егерухай. Здесь мы увидели кучи мусора, оставшегося после пикников, неухоженный, заросший родник. Дети были возмущены таким поведением взрослых, с воодушевлением принялись за работу. Родители убрали поваленные деревья, дети собрали бутылки, пластиковые пакеты и другой мусор возле родника. Затем мы почистили русло родника, камнями красиво выложили ее дно. Акция принесла огромную радость детям. Осознание того, что вычищенный родник весной будет радостно звенеть, неся чистейшую и вкусную воду, принесло детям немало радости и гордости за свой труд. Уверена, что теперь дети не будут мусорить возле родника во время семейных пикников, и не позволят это сделать взрослым. (слайд 8-12)

22 апреля отмечается «День Земли», на который я запланировала много мероприятия экологической направленности в урочной и внеурочной деятельности, поскольку экологическое воспитание должно проводиться непрерывно.

  Важным аспектом экологического образования я вижу и в просвещении родителей моих учеников. Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относиться. Объясняю родителям, что им необходимо самим подавать пример бережного отношения к природе, во время семейных пикников, которые проходят в излюбленных для отдыха аульчан местах, убирать за собой мусор, не разжигать костры в запрещенных местах, не загрязнять природу.

Для меня, школьного учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реку Лаба, на берегах которой часто устраивают свалки мусора; за наши леса, которые горят от небрежно брошенной спички; за луга, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.

Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В тоже время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечён в деятельность природоохранительного характера. Содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды это: уборка территории школы, класса, уход за собой, за домашними животными, за цветами, пересадка и посадка комнатных растений, подкормка зимующих птиц, соблюдение правил поведения в природе.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика, воспитываем пытливых, любознательных, великодушных людей, понимающих, что человек - это часть природы и от того, какой она будет, как мы ее сбережем, зависит здоровье человека, т. е. его жизни.

Список использованной литературы:

  1. Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. - N 1. - С. 55-58.
  2. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников: кружковая работа // Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.
  3. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 12. - С. 52-58: ил.
  4. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - N 12. - С. 13-15.
  5. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.
  6. Остапенко В. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами школьного музея // Учительский журнал. - 2010. - N 2. - С. 125-128  
  7.  Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "Окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9. - С. 25-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позади остался класс второй

Экзамен по литературному чтениюЭкзамен по математикеЭкзамен по окружающему миру...

Слова с суффиксом -ость. Сопоставление пар слов с противоположным значением.

Конспект логопедического занятия Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Учимся писать суффикс -ость".

Урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык" 2 класс, под ред. С. В. Иванова ("Начальная школа XXI века"). Целью данного урока является знакомство детей с образованием слов при помощи суф...

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА. Я ОСТАЛСЯ ДОМА ОДИН

Если ты остался один дома, не открывай посторонним людям дверь, даже если это твои соседи....

Суффикс -ость-.

Дидактический материал 2 класс....

До школы осталось...

Статья, которая поможет родителям заблаговременно спланировать все необходимые моменты к поступлению в 1 класс и ничего не упустить из виду....

Конспект открытого занятия «Чтоб здоровыми остаться, нужно правильно питаться!»

Конспект занятия по формированию модели ЗОЖ с детьми младшего школьного возраста «Чтоб здоровыми остаться, нужно правильно питаться!». Занятие знакомит детей с основными витаминами, рассказывает об их...