Статья "КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ"
статья по зож

Геворгян Ангелина Сергеевна
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»
Артур Шопенгауэр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Геворгян  А., учитель начальных классов

Киреева О.В., преподаватель

ОГАПОУ БПК

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

Артур Шопенгауэр

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность данной проблемы.

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза. Наиболее распространенная проблема – нарушения зрения. Главная задача учителя и родителей – научить их заботиться о своем зрении [4, с.90].

Многочисленные исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования», предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся [2, с.75].

Целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников. Каждое образовательное учреждение призвано не только обеспечивать учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и сохранению их здоровья. Это четко оговорено и в ст.51 Закона РФ «Об образовании».

Нельзя не отметить те факторы, которые влияют на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [1, с.72].

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

- благоприятное социальное окружение;

- духовно-нравственное благополучие;

- оптимальный двигательный режим (культура движений);

- закаливание организма;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции [3, с.56].

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Основная цель работы педагогического коллектива заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребенка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.

Работа школы должна выстраиваться по следующим направлениям:

- учебный режим;

- формирование здорового образа жизни;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия;

- профилактическая работа;

- питание и медицинское обеспечение [5, с.334].

Мы считаем, что если ребенок с радостью идет утром в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже! Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся.

Список литературы:

1. Воротилкина, ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // «Начальная школа», 2005, № 4. С. 72.

2. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

3. Митина, Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

4. Ощепкова, ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

5. Самусева, Н.В. Здоровый образ жизни – основа общей культуры личности / Н.В. Самусева // Культура: открытый формат – 2014: сб. науч. ст. / Беларус. гос. ун-т культуры и искусств – Минск: БГУКИ, 2014. – С.333-336.

6. http://pandia.ru/Здоровьесберегающие технологии/78/421/26807.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Статья "Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка"

Статья "Здоровый образ жизни - одно из основных направлений развития личности ребенка"...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

Статья «Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка»

Статья «Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка»...

Доклад на тему: «Здоровый образ жизни – как гражданская позиция личности школьника».

Одним из основополагающих факторов развития общества  является гражданская активность людей, гражданская инициатива под которой подразумевается желание улучшать жизненное пространство и заботится...