Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы.
методическая разработка по зож

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.                                                        

1.1.         Понятие «здоровье», его элементы и характеристики.                             

1.2.         Факторы и условия, оказывающие влияние на здоровье.                       

1.3.         Педагог и его роль в системе здоровьесбережения.                               

2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ.                                                                                                

2.1.     Понятие «здоровьесберегающая среда» и здоровьесберегающая деятельность.                                                                                                         

2.2.     Здоровьесберегающие образовательные технологии.                            

2.3.     Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальной школе.                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx359.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ЦЗ

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Итоговая работа

на тему: Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы.

                                                                       Выполнила:

                                                                       Макогон Наталия Николаевна

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.                                                                                                3

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.                                                  7

  1. Понятие «здоровье», его элементы и характеристики.                        
  2. Факторы и условия, оказывающие влияние на здоровье.                         9

1.3.     Педагог и его роль в системе здоровьесбережения.                                13

2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ.                                                                                        15

2.1.     Понятие «здоровьесберегающая среда» и здоровьесберегающая деятельность.                                                                                        

2.2.     Здоровьесберегающие образовательные технологии.                                16

2.3.     Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальной школе.                                                                                                20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ.                                                                                        32

ПРИЛОЖЕНИЯ.                                                                                        34

       

“…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”

Сухомлинский В.А.

Человек и его здоровье  - актуальная тема для всех времен, в XXI веке она выходит на первый план. В современном обществе прослеживаются различные - стрессовые, психические, социальные, экологические - нагрузки, которые приводят к  отклонениям в физическом и нравственном здоровье подрастающего поколения.

В условиях, когда возникает расстройство связей между основными духовными и культурными ценностями общества и его экономической системой, человек должен обладать способностью анализировать и адекватно воспринимать окружающую среду, и оставаться целостной личностью. Поэтому в последние годы философы, психологи, медики, педагоги уделяют особое внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека навыка защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды.

Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности.

За период обучения в школе здоровье детей ухудшается, о чем свидетельствуют данные Министерства здравоохранения Российской Федерации о здоровье российских школьников с 1-го по 11-й класс. По данным десятилетнего исследования (с 2007 по 2017 гг) Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при Министерстве здравоохранения России «практически» здоровыми в первом классе были признаны от 18% до 22%  наблюдаемых школьников, к концу обучения таких осталось около 3%. При этом за 11 лет школьной жизни распространенность функциональных отклонений у детей возросла почти на 15%, а хронические заболевания стали диагностироваться на 52,8% чаще. В том числе отмечаются заболевания органов дыхания, понижение остроты зрения и слуха, нарушение работы пищеварения, опорно-двигательной, нервной и сердечно-сосудистой систем и др.

В период школьного обучения дети утрачивают здоровье под воздействием условий, в которых проходит учебно-воспитательный  процесс, а сама система образования становится «здоровьенарушающей». Негативные моменты можно объяснить перегрузками детского организма, отсутствием сбалансированного питания и  рационального режима труда и отдыха, нездоровым образом жизни семьи. В этих условиях современной школе необходимо взять на себя определенную долю ответственности не только за образование детей, но и за здоровье.

Укрепление здоровья населения страны и отдельно взятого человека - комплексная проблема, решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от семьи, от взаимодействия образовательного учреждения с семьей потому, что здоровье подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

В 2006 г в сфере физического и психического здоровья нации правительство Российской Федерации приняло национальный проект «Здоровье», а в 2019 г национальный проект « Здравоохранение», что дало возможность решать определенные задачи по формированию здорового поколения. [Приложение №1], [Приложение №2].

Нравственные, валеологические и социальные проблемы в большей степени ложатся на школу.

Основными из этих проблем являются:

- сохранение здоровья и психики ребенка, которые формируются в условиях огромного потока информации, стрессов;

- создание благоприятных условий для деятельности самого школьника, направленной на саморазвитие культуры здоровья как культуры физической, психологической, интеллектуальной [5].

Поэтому перед педагогами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает  психофизиологическая нагрузка на детский организм.

Обучение здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагогов, работающих с учащимися.

Цель работы:

Изучение и анализ научной, педагогической, методической  литературы по вопросу здоровьесберегающей  среды и здоровьесберегающих технологий. Выявление внутришкольных факторов, влияющих на здоровье обучающихся и условий, способствующих созданию благоприятной здоровьесберегающей среды.  

Задачи работы:

Выявление сущности здоровьесберегающих образовательных технологий. Определение роли учителя в здоровьесберегающей педагогике.

Объект исследования:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении.

Предмет исследования:

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы.

Гипотеза:

Рациональное использование педагогом здоровьесберегающих образовательных технологий может способствовать созданию благоприятной здоровьесберегающей  среды, сделать процесс обучения и воспитания более продуктивным.

Методы:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

  1. Понятие «здоровье», его элементы и характеристики.

Здоро́вье, по определению Всемирной организации здравоохранения - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней  и физических дефектов. В нашей стране в сознании общества активно складывается качественно новое отношение к понятию «здоровье». Через познание источников здоровья и их улучшение можно не только предупредить возникновение болезней, но и совершенствовать личность в целом, т. е. забота о здоровье является процессом сохранения и формирования психических и физических возможностей человека.

Понятие «здоровье» сложилось в далекой древности и поначалу оно относилось в основном к физическому состоянию человека: здоровый человек  значило - не больной человек. Здоровье понималось как нормальное состояние организма, при котором хорошо функционируют все его органы. С формированием общества и различных наук, данное понятие наполнилось новым содержанием, а понятие «здоровый» стали сопоставлять с образом жизни индивида, его психическим состоянием и духовным развитием.

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой  составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Элементы здоровья.

Здоровье является:

- нормальной функцией организма на всех уровнях его организации. При подобном подходе нормальное функционирование организма в целом выступает как один из ключевых компонентов понятия «здоровье»;

- динамическим равновесием организма и его функций с окружающей средой;

- способностью организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования в окружающей среде, способностью поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая разностороннюю и нормальную жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме;

- отсутствием болезни, каких-либо болезненных изменений и болезненных состояний. Данный признак здоровья настолько очевиден, что именно с ним традиционно связывают здоровье. Он основан на простой логике: здоровые люди, не нуждающиеся в медицинской помощи;

- способностью к полноценной реализации социальных функций. Данный признак также употребляется во многих определениях здоровья и отмечает значимость участия индивида в социальной деятельности;

- полным физическим, духовным, умственным и социальным благополучием. Это гармоническое развитие духовных и физических сил, принцип единства организма, уравновешенного взаимодействия всех органов и саморегуляции [4].

Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни. Понятие здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

1.2. Факторы и условия, оказывающие влияние на здоровье школьников.

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности, усиливая воздействие полезных для здоровья факторов.

Степень успешности этой деятельности - то есть устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости к ним (повышение адаптационных способностей организма) - определяется направлением усилий по сохранению и укреплению здоровья [5].

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, можно разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, с образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

В данной работе рассмотрим только «внутришкольные» факторы.

Примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся (согласно исследованиям Н.К.Смирнова):

I. Гигиенические условия, факторы:

-  шум;

-  освещенность;

-  воздушная среда;

-  размер помещений, кубатура;

-  дизайн, цвет стен;

-  используемые стройматериалы, краска;

-  мебель: размеры, размещение в помещении;

-  видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;

-  пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;

-  качество питьевой воды, используемой в школе;

-  экологическое состояние прилегающей к школе территории;

-  состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы):

-  объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;

-  расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;

-  организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);

-  объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);

-  особенности устава школы и норм школьной жизни;

-  медицинское и психологическое обеспечение школы;

-  участие родителей учащихся в жизни школы;

-  стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;

-  психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;

-  интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы;

-  наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;

-  позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):

-  психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

-  стиль педагогического общения учителя с учащимися;

-  характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

-  степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);

-  соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

-  личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

-  профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий [10].

Наличие этих факторов определяет цели здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период  обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

1.3. Педагог и его роль в системе здоровьесбережения образовательного учреждения.

Сегодня как никогда встает проблема здоровья подрастающего поколения. Особая роль в решении этой проблемы отводится школе.

Забота о здоровье учащихся  определяется следующими причинами:

-  взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, обучающиеся проводят значительную часть времени, и  помочь им сохранить здоровье – одна из главных задач педагогов;

-  большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений;

-  современная медицина занимается часто не сохранением здоровья – профилактикой, а лечением болезней. Задача же школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактика. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагоги.

Обучение не должно наносить ущерб здоровью школьников. Педагог может построить образовательный процесс таким образом, чтобы создать необходимые условия для сохранения здоровья ученика в период обучения и дать ребенку необходимые знания, умения и навыки в области здорового образа жизни.

Работа с детьми школьного возраста выдвигает на первый план и вопрос о здоровье самого педагога как примера для своих учеников.

В жизни, особенно учащихся начальных классов, учитель занимает важное место, поэтому он должен стать для ребят примером в вопросах отношения к своему здоровью, в соблюдении здорового образа жизни.

От уровня грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья зависит эффективность педагогического воздействия на учеников, а его профессиональная компетентность в сфере здоровьесбережения и здоровьесозидания во многом определяют успешность здоровьессберегающей деятельности образовательного учреждения в целом.

Профессиональная компетентность современного педагога общеобразовательного учреждения определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе  учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [7].

Педагог должен обладать такими профессиональными качествами, которые позволяют создавать педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты в области сохранения, сбережения здоровья школьников:

- владеть основами здорового образа жизни;

- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

 - анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

- обладать коммуникабельностью;

- прогнозировать развитие учащихся;

- личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье

окружающих людей.

Видя такой подход учителя к понятию «здоровье», учащиеся могли бы понять и принять идеи здорового образа жизни должным образом.

Таким образом, понимая всю важность сохранения здоровья учащихся и принимая во внимание «внутришкольные» факторы риска, педагог должен обладать способностью создания здорового образовательного пространства, учитывая состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1.  Понятие «здоровьесберегающая среда».

Здоровьесберегающая среда – среда, построенная на основных принципах здоровьесбережения, повышающих удовлетворенность жизнью, качество жизни, трудовой, интеллектуальный и нравственный потенциал человека.  

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье обучающихся, тем продуктивнее обучение.

В решении проблемы сохранения здоровья учащихся основополагающее значение приобретает формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Сохранение здоровья обучающихся во многом зависит от деятельности сотрудников этих учреждений - администрации, педагогов, психологов, медицинских и других работников.

Действенность здоровьесберегающей среды обеспечивается реализацией следующих условий:

-  социально-педагогических - вариативность содержания образования, выбор здоровьесберегающей образовательной технологии, создание комфортных условий жизнедеятельности ученика с учетом его социального статуса;

-  медико-педагогических - обеспечение физической, физиологической, психической и психологической адекватности ребенка к постоянно меняющейся окружающей среде в школе, обучение познанию детей самих себя, своего здоровья, умению проводить профилактику собственных заболеваний;

-  санитарно-гигиенических - создание и соблюдение правил режима питания, труда и отдыха, содержания помещений в чистоте;

-  организационных - разработка и реализация содержания и структуры управления образовательной и оздоровительной работой в школе [2].

Создание в школе здоровьесберегающей среды для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся должно быть регламентировано СанПиН 2.4.2.2821-10. [Приложение № 3]

Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.

2.2.  Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Технология  (от греч. techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, понятие, учение) - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач [Википедия].

Под технологией в самом широком смысле обычно понимают поэтапную реализацию того или иного метода или принципа с помощью определенных форм работы.

Педагогическая технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы.

Понятие "здоровьесберегающая технология" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают в себя:

- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;

- здоровьесберегающие образовательные технологии;

- здоровьесберегающие медицинские технологии;

- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

Таким образом, возможно, определить здоровьесберегающую педагогическую технологию как совокупность форм деятельности педагога, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающегося в процессе образования.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Термин «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность принципов, приемов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

«Здоровьесберегающие  образовательные технологии»  по определению Н.К. Смирнова - "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога" [10].

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи).

К здоровьесберегающим технологиям, используемым в сфере образования, применимы следующие основные требования:  

- концептуальность;

- системность;

- управляемость;

- воспроизведение;

- действенность.

Концептуальность – это опора на научную систему, включающую дидактическое, психологическое, педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – целостность и логика процесса достижения целей.

Управляемость – возможность планирования процесса обучения и корректирования результатов;

Воспроизведение - возможность применения другими субъектами в других однотипных условиях общеобразовательных учреждений;  

Действенность – эффективность в достижении цели.

Выбор технологий, применяемых в конкретных общеобразовательных учреждениях, зависит в первую очередь от профессиональной компетенции педагогов и показателей здоровья детей. В последние годы в общеобразовательные школы приходит много гипервозбудимых детей, ребят с синдромом дефицита внимания. Некоторые оздоровительные технологии, ранее использовавшиеся только в коррекционных учреждениях, в последнее время с успехом применяются и в общеобразовательных учреждениях в профилактических или оздоровительных целях.

Главным критерием результативности той или иной технологии считается ее влияние на развитие обучающегося и уровень адаптации ребенка к школьным нагрузкам. Согласно классификации, разработанной на кафедре валеологии СПбАППО под руководством профессора В.В.Колбанова, здоровьесберегающие педагогические технологии подразделяются на три основные группы:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологи [3].

Необходимо отметить, что границы между указанными группами технологий весьма размыты, поскольку педагогические воздействия могут включать в себя одновременно и оздоровительные, и обучающие, и коррекционные компоненты.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

- отсутствие назидательности и авторитарности;

- изучение материалов по культуре здоровья и воспитание культуры здоровья;

- элементы индивидуализации обучения;

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

- интерес к учебе, желание идти в школу.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:

- учет возрастно-половых особенностей;

- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);

- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

На уроках учитель применяет различные здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

2.3.     Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальной школе.

35 лет я работала преподавателем класса аккордеона и вела группы музыкальной литературы и сольфеджио в Детской музыкальной школе во Дворце культуры. Поэтому в этом параграфе изложу свои взгляды на здоровьесберегающие технологии на уроках музыки, которые я применяла в своей работе.

Музыка, являясь одним из средств эмоционально - духовного формирования личности, имеет большое значение в процессе образования и эстетического воспитания ребенка. Она играет важную роль в развитии внутреннего эмоционального мира современного школьника. Музыка - это лекарство, которое слушают.

Считаю, что уроки музыки – это уже уроки здоровьесбережения. На этих уроках учащиеся занимаются различными формами музыкальной деятельности, которые способствуют релаксации, содержат в себе определенный эффект оздоровления.

В рамках школьного расписания уроки музыки несут в себе элементы расслабления, релаксации, в отличие от предметов, которые требуют большой умственной, мыслительной нагрузки.

Таким образом, на музыкальных занятиях достигается основная цель здоровьесберегающих технологий - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.

На уроках музыки можно использовать различные здоровьесберегающие технологии:

- музыкотерапия,

- ритмотерапия,

- сказкотерапия,

- улыбкотерапия,

- вокалотерапия.

Музыкотерапия.

Возникновение музыкотерапии относится к началу истории человечества. Музыка, используемая в обрядах заклинания богов, постепенно приобретает магический характер и становится способом лечения от болезней. Лечебное влияние музыки широко использовалось в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Особое место в развитии музыкотерапии принадлежит Древней Греции. Древние греки признавали терапевтическое значение музыки и использовали его. Греческая муза Евтерпа является покровительницей музыки, Бог солнца Аполлон – богом музыки и медицины.  Пифагор считал музыку панацеей от всех болезней души и тела.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой» [Википедия]. В 2003 году в России Минздрав признал музыкотерапию официальным методом лечения.

Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, которые лечат музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт.

Оздоровительная музыкотерапия базируется на идеях музыкального воспитания Б. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З. Кодаи и  включает элементы психотерапии.

Музыка может будоражить, создавать напряжение, умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, веселить, усыплять.

Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

- влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

- влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

- воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.

Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал В. Петрушин (Москва). В своей практике он совмещает лучшие из древних методик и современные научные достижения. Музыкальное произведение, по мнению Петрушина, имеет определенное настроение, которое, в зависимости от темпа и лада его звучания, позволяет использовать его в терапевтических целях [Приложение № 5].

Подходя к человеку целостно, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению.

В. Элькин (Санкт-Петербург), будучи практическим целителем, сумел эффективно объединить музыкотерапию с цветодиагностикой М. Люшера, разработав комплексную помощь в решении психологических проблем (слово, живопись, музыка).

Методика основана на соответствии восьми цветов восьми эмоциональным состояниям человека: чёрный цвет - трагической погружённости в себя; коричневый - печали; серый - отрешённости; фиолетовый - мечтательности; синий - покоя; зелёный - задумчивости; жёлтый - радости; красный - энергетического подъёма.

Каждый из предложенных Люшером цветов, как считает Элькин, может быть «представлен» тремя тональностями (мажорными или минорными, в зависимости от цвета), обеспечивающими психотерапевтическое воздействие музыки [Приложение № 6].

Но самый большой эффект на человека (по экспериментальным данным исследований) оказывают мелодии Моцарта. Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, гипертонии, заикания и других недугов. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Музыка способствует улучшению эмоционального состояния детей, повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность движений), содействует коррекции и развитию ощущений, представлений, стимулирует речь.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Например, скрипка — своего рода бальзам для душевных ран, флейта помогает снять раздражительность и благотворно влияет на дыхательную систему. Струнные инструменты, кларнет и барабан стабилизируют кровяное давление и работу сердца. Фортепиано положительно воздействует на почки, мочевой пузырь и щитовидную железу. Аккордеон и баян исцеляют органы брюшной полости, труба лечит радикулит, цимбалы - печень. Орган способствует мыслительному процессу и гармонизирует потоки энергии в позвоночнике.

С помощью музыки можно уменьшить нервно - эмоциональное напряжение детей, как во время занятий, так и во время психоразгрузочных пауз.

Традиционная форма работы с музыкой - это пассивное ее восприятие. Очень хороша и результативна фоновая музыка во время расслабляющих процедур, бесед, так как она усиливает вовлеченность детей в процесс работы.

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей.

Ритмотерапия.

Ритмотерапия включает в себя следующие разделы - логоритмическая гимнастика, музыкально-ритмические движения, танцевальные движения.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

“Простым жестом – взмахом руки – можно гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это и не противоречит природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест…”- говорил Г.Г. Нейгауз.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение или без него.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается [Приложение № 7].

Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность учащихся, влияют на личность ребенка, помогают добиться эмоциональной разрядки.

Ритмотерапия – это система особых упражнения под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений (Приложение № 8).

На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно использовать в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

- элементарные танцевальные движения;

- игра на воображаемых музыкальных инструментах;

- марширование;

- условное (графическое) изображение музыки;

- дирижирование.

С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития:

- усвоение основных тем программы;

- осмысление закономерностей музыкального искусства;

- постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение;

- развитие музыкальности;

- активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках;

- формирование двигательной сферы и т.п.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Сказкотерапия.

Сказкотерапия - это психологическое воздействие на ребенка через сказки. Она способствует развитию многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

Одним из интересных примеров использования сказки на уроках музыки в младшей школе является «Петя и волк» - симфоническая сказка для детей, написанная С. С. Прокофьевым на собственный текст в 1936 г.  В ней сочетается слушание музыки со знакомством с различными инструментами симфонического оркестра, с фразировкой, мотивами, так как каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом.

Дети учатся различать инструменты: по тембру, по внешнему виду (на слайдах или видеофрагментах) и определять героев сказки по характеру музыки. И одновременно эмоционально сопереживать персонажам сказки.

Улыбкотерапия. 

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Дети видят в улыбающемся учителе друга. Улыбающегося педагога дети не боятся и поэтому сами чувствуют себя на уроках более спокойно, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

Вокалотерапия.

Голос человека - это тоже звук. Наукой установлено, что те или иные звуки, произнесенные нами, вызывают определенное терапевтическое воздействие, то есть наши голосовые связки - своего рода инструмент исцеления.

Когда мы поем, только 20% звуковых волн уходят вовне, остальные остаются в нас, вызывая резонанс во внутренних органах. На этом явлении основана вокалотерапия – методика, которую описал еще в начале прошлого века В. Бехтерев - основоположник рефлексологии. По его инициативе был создан комитет по изучению терапевтических эффектов звука, в составе которого были ученые и музыканты.

В вокалотерапии используют оздоровительные свойства классического пения. Специальные методики исцеления пением положены в основу системы  С. Шушарджана. В прошлом оперный певец, он выделяет вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга.

Методика С. Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике), соответствующих, по представлению древних китайцев, первоэлементам, а также определённым органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определённый орган и производит психотерапевтический эффект. (Приложение № 4)

Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья ребенка. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. В процессе пения, сольного или хорового, укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки (Приложение № 9).

Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

В голосообразовании участвует ряд органов: органы слуха с их тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Если рассматривать отдельные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (в плане их пропевания), то с учетом открытий в современной науке рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут такие: зная какой звук оказывает воздействие на тот или иной орган, учитель может составить для учеников собственную «лечебную песенку». Звуки надо петь сидя в удобной расслабленной позе, опустив руки вдоль туловища. Их следует произносить на выдохе, вполголоса.

Гласные звуки:

«А» - стимулирует работу сердца, снимает спазмы и исцеляет желчный пузырь.

 «Е» - пропетый в высоком регистре, воздействует на трахею и щитовидную железу.

«И» - влияет на сердце и зрение, активизирует работу головного мозга.

«О» - отвечает за позвоночник, сердце, поджелудочную железу.

«У» - выравнивает дыхание и лечит почки, мочевой пузырь.

«Ы» - лечит уши, улучшает дыхание.

«Э» - стимулирует мозговую деятельность.

«Ю» - снимает боль, исцеляет почки и мочевой пузырь.

Звукосочетания:

«ОМ» - снижает кровяное давление;

«АЙ», «ПА» - снижают боли в сердце;

«УХ», «ОХ», «АХ» - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)

«В», «Н», «М» - улучшает работу головного мозга;

«С» - лечит кишечник, сердце, легкие;

«Ш» - лечит печень;

«Ч» - улучшает дыхание;

«К», «Щ» - лечат уши;

«М» - лечит сердечные заболевания.

Для усиления лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) дети кладут свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представляют этот орган здоровым и активно работающим.

Учащимся младших классов трудно сохранять неподвижность во время занятий, для них обязательно надо вводить задания и игры с движениями -мини-песни, попевки, где ритм подчеркивается хлопками, притопами, щелчками и т.д. Дети весело и непринужденно справляются с ритмическими упражнениями, им радостно от того, что они преодолевают трудности и не отчаиваются, если что-то не выходит, так как понимают, что учитель всегда придет им на помощь.

Согласно принятым нормам:

- продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания;

- для прослушивания использовать музыкальные произведения, которые особенно нравятся детям.

 

Заключение.

Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии в современной начальной школе и на уроках музыки  в частности должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья.

И уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

-повышает и понижает мышечный тонус;

- стимулирует появление эмоций;

- улучшает вербальные и арифметические способности;

- стимулирует процессы восприятия и памяти;

- активизирует творческое мышление.

Учитель способен создать комфортные условия для решения задач образования и воспитания, может воздействовать на детский коллектив в целом  и на отдельную личность ребенка, руководствуясь технологиями здоровьесбережения и здоровьесохранения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ:

1.        Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М, Физкультура и спорт, 1990 г.

2.        Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. М., 2012

3.        Колбанов В.В. Методология формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Брест, Альтернатива, 2013.

4.        Литовченко О. С. Представление о здоровье в современной науке. Молодой ученый.  2014.  №4.

5.        Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников. Молодой ученый. – 2013. – №12.

6.        Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М. Академия. 2008.

7.        Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогические компетенции. Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003.

8.        Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб, Речь, 2006
9.        Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении. Волгоград, Учитель, 2010.

10.        Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.

11.        СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ актуальный в 2020 (НОШ, ООШ, СОШ) - buildingclab.ru

12.        Хуторской А.В. Что такое современный урок. Интернет-журнал "Эйдос".  2012. -№2. - http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm. 

Материалы по темам: Здоровьесбережение, Здоровый образ жизни, Здоровьесберегающие образовательные технологии взяты с сайтов:

infourok.ru

ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Приложение №2

Приложение № 3

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (выдержки).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- размещению общеобразовательного учреждения;

- территории общеобразовательного учреждения;

- зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

- режиму образовательного процесса;

- организации медицинского обслуживания обучающихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

- соблюдению санитарных правил.

V. Требования к помещениям и оборудованию

общеобразовательных учреждений

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.5. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

8.6. В общеобразовательных учреждениях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

- организованных подвижных игр на переменах;

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.28. При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.

10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч.

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений

11.1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

11.4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

11.8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

11.9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

XIII. Требования к соблюдению санитарных правил

13.1. Руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

- наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников учреждения;

- выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения;

- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

- наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;

- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

13.2. Медицинский персонал общеобразовательного учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений

физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации к организации и режиму работы

групп продленного дня

Общие положения.

Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 - 8.30 до 18.00 - 19.00.

Помещения групп продленного дня для обучающихся I - VIII классов целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.

Рекомендуется для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.

Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Режим дня.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, про гулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II - III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе.

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:

- до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

- перед самоподготовкой в течение часа.

Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.

Подготовка домашних заданий.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.;

- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;

- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Питание.

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник - в 16-17 часов.

Приложение № 4

Название

1-й тон Kong

2-й тонShang

3-й тонYido

4-й

тонZhi

5-й

тонYu

Западная нота

с - до

d - ре

e - ми

g - соль

а - ля

Музыкальная функция

тоника

супертоника

медианта

доминанта

супердо-минанта

Символическая функция

кайзер

министр

народ

государст-венное дело

естествен-ный мир

Фаза

земля

металл

дерево

огонь

вода

Орган

селезёнка

лёгкие

печень

сердце

почки

Приложение № 5

Основные параметры музыки

Основное настроение

Литературные определения

Названия произведений

Медленная Мажорная

Спокойствие

Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, нежная, задумчивая

А. Бородин, Ноктюрн из Струнногоквартета; Ф. Шопен, Ноктюрны Фамажор, Ре-бемоль мажор, Этюд Мимажор, крайние части; Ф. Шуберт,«Аве Мария»; К. Сен-Санс, «Лебедь»;С. Рахманинов, Концерт № 2 для ф-но с орк., начало II ч.

Медленная Минорная

Печаль

Сумрачная, тоскливая, трагическая, унылая, скорбная

П. Чайковский, начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ, «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»); Ф. Шопен, Прелюдия до минор, Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк, «Мелодия».

Быстрая Минорная

Гнев

Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, злая, отчаянная

Ф. Шопен, Этюды №№ 12, 23, 24,Скерцо № 1, Прелюдии №№ 16, 24;А. Скрябин, Этюд № 6;П. Чайковский, Увертюра «Буря»;Р. Шуман, «Порыв»; Л. ван Бетховен, финалы сонат №№ 14, 23.

Быстрая Мажорная

Радость

Праздничная, ликующая, бодрая, весёлая

Д. Шостакович, «Праздничная увертюра»; Ф. Лист, финалы венгерских рапсодий №№ 6, 10, 11, 12; В. Моцарт, «Маленькая ночная серенада» (I и IV ч.); Л. ван Бетховен, финалы симфоний №№ 5, 6, 9.

Приложение № 6

Тональность

Цвет

Музыкальные произведения

Фа минор

Чёрный

Ф. Таррега, «Воспоминание об Альгамбре»;

М. Глинка, «Прощание».

До минор

Б. Марчелло, Концерт для гобоя с орк. (медл. часть);

И. Брамс, Третья симфония (II часть).

Соль минор

Т. Альбинони, «Адажио»;

Г. Свиридов, «Романс» (из музыки к повести А. С. Пушкина «Метель»).

Ре минор

Коричневый

П. Чайковский, «Октябрь».

Ля минор

Л. ван Бетховен, «К Элизе»;

Э. Григ, «Песня Сольвейг» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»).

Ми минор

А. Дворжак, «Мелодия»;

С. Рахманинов, «Вокализ».

Ля-бемоль (Соль-диез) минор

Серый

Ф. Шуберт, «Баркарола».

Ми бемоль минор

Р. Шуман, «Интермеццо».

Си бемоль минор

А. Скрябин, Этюд.

Си минор

Фиолетовый

А. Бородин, «Хор полонянок» (из оперы «Князь Игорь»).

Фа-диез минор

Э. Григ, «Сердце поэта».

До-диез минор

Ф. Шопен, Вальс (№ 7).

Си мажор

Синий

Л. ван Бетховен, Концерт № 5 для ф-но с орк. (II часть).

Фа-диез мажор

Э. Григ, «Весна».

До-диез (Ре-бемоль) мажор

Ф. Шопен, «Фантазия-экспромт».

Фа мажор

Зелёный

В. Моцарт, Концерт № 21 для ф-но с орк. (II часть), «Эльвира Мадиган».

До мажор

И. С. Бах, Прелюдия (из I и II т. ХТК).

Соль мажор

Ф. Шуберт, «Экспромт».

Ре мажор

Жёлтый

Э. Григ, «Свадебный день в Трольхаугене».

Ля мажор

Ф. Шопен, Прелюдия (№ 7).

Ми мажор

Ф. Шопен, Этюд.

Ля-бемоль мажор

Красный

Ф. Шопен, Этюд.

Ми-бемоль мажор

Н. Паганини, Концерт № 2 для скр. с орк. (II часть).

Си-бемоль мажор

 

Ф. Шуберт, «Аве Мария».

Приложение № 7.

Примеры логоритмических упражнений для младших школьников на уроках музыки.

Упражнение «Игра»

В этой игре попевка

Ра-Ра-Ра, Ра-Ра-Ра, Хороша у нас игра.

Ре-Ре-Ре-Ре-Ре-Ре-Ре. Очень рады мы игре

пропевается поступенно вверх и вниз с хлопками:

Ра-Ра-Ра - ритмический рисунок «две восьмых и четверть» - на восьмые хлопки в ладоши, на четверть – удар ладонями по коленям.

Хороша у нас игра - на первое слово поставить руку перед собой сначала правую, затем левую. На остальные слова - два хлопка в ладоши, удар по коленям.

Ре-Ре-Ре - тот же рисунок.

Упражнение «Ветер»

Изображая ветер, дети дуют сильно и очень длительно, в конце выдоха втягивают мышцы живота.

Упражнение выполняется под музыку, на звук «С» - на одном выдохе сначала звук усиливается, затем затихает.

Упражнение «Егорка»

Развитие дикции и длины выдоха.

Детям предлагается быстро и нараспев произнести скороговорку:

На пригорке возле горки жили 33 Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе.

Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт большее число Егорок.

Приложение № 8

Примеры упражнений по ритмотерапии.

1. Игра «Ритмическое эхо» - учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши (играя на барабане), должны повторить.

2. Ритмизация слов, собственных имен и фамилий.

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче.

Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить ученикам самим «пропеть» свои имена (полное и уменьшительное): Ни-ко-лай, Ко-ля, Ко-лень-ка. Сопровождать слова хлопками.

3. Коллективная импрозизация ритма (исполнение доступных ритмических рисунков).

Приложение № 9

Упражнения по вокалотерапии.

«Голоса природы»

Серия упражнений представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк комара: на звук з-з-з они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона.

Звуком ж-ж-ж можно изображать жужжание жука. Дети поют «ж» сначала на одном звуке, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением изображается приземление жука.

Для активизации диафрагмы используется упражнение «Кузнечик»: разные гласные звуки поются отрывисто (стаккато), при этом интенсивно работает брюшной пресс.

Упражнение «Шмель»: дети поют звук «у» на одной низкой ноте, поворачивают туловище справа налево и обратно, сначала разводя руки в стороны, как крылья, а затем опуская их вниз («крылья» складываются). При этом звук сначала усиливается (крещендо), а затем затихает (диминуэндо).

Упражнение «Осенняя гамма».

Пусто ласточек гнездо. До. I I I I (Далее везде аналогично).

Осенины на дворе. Ре.

Плачет ветер за дверьми. Ми.

Дождика тиха строфа. Фа.

У него своя есть роль. Соль.

Затихает вся земля. Ля.

Дождик скуку унеси! Си.

Пусто ласточек гнездо. До2 – до1 – до2 – до1. I I I I.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Использование Здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционной школы.

žЦелью  является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательно...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.

В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

Здоровьесберегающие технологии в ГПД начальной школы.

Организация сохранения здоровья учащихся начальных классов в ГПД....