Применение здоровьесберегающих технологий в школе.
статья по зож

Применение здоровьесберегающих технологий как важный фактор в повышении качества знаний учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия наздоровье учащихся;

- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

 

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

На каждом уроке физической культуры применяются элементы здоровьесберегающей технологии:

  • Ведется постоянный контроль за соответствием требованиям техники безопасности, гигиены и температурному режиму спортивной одежды и обуви учеников. Объясняются правила подбора одежды для занятий различными видами спорта.
  • Занятия по легкой атлетике (сентябрь – октябрь и апрель – май) проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию детей.
  • В процессе урока дети получают посильные задания с учетом физического развития и физической подготовленности ученика на данном этапе.
  • Дети, освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают активное участие в процессе урока в качестве докладчиков теоретического материала, судей, помощников учителя и т.д.

На занятиях и во внеурочное время постоянно ведутся беседы с учениками

  • по профилактике вредных привычек,
  • о здоровом образе жизни,
  • о значении занятий физической культурой и спортом для физического развития подростков,
  • о занятиях адаптивной физической культурой при ограничении физических нагрузок, обусловленных тем или иным заболеванием,
  • об особенностях воздействия занятий различными видами спорта на физическое развитие ребенка и принципах выбора вида спорта для дополнительных занятий

Результат использования технологии: повышение интереса к регулярным занятиям физической культурой; снижение заболеваний.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Принцип 1.
Не навреди!

Не допускать учащихся к состоянию переутомления.

Принцип 2.
Приоритет действенной
заботы о здоровье
учащихся и педагогов.

Проводиться мониторинг здоровья учащихся – физического,
психологического, духовно-нравственного.

Принцип 3.
Триединое представление о здоровье.

Не забываем, что здоровье – это единство физического,
психического и духовно-нравственного благополучия.

Принцип 4.
Непрерывность и преемственность.

  • Здоровье сберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
  • Преподавание с учетом меж предметных связей.

Принцип 5.
Субъективно 
субъектное взаимоотношение с учащимися.

  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Педагог – всегда пример.
  • Вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах (будь то русский язык или математика).
  • У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье

Принцип 6.
Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  • Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
  • Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
  • Отдавать предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создавать комфортные условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его здоровье.
  • Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты.
  • Следить за организацией правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении.

Принцип 7.
Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.

  • При учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося подбирается такой уровень учебной нагрузки, который будет соответствовать тренирующему режиму и, следовательно, является охранительным, т.е. щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.
  • Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья

Принцип 8.
Контакт с родителями.

Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Выступление  на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....

Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....

Применение здоровьесберегающих технологий в школе и дома

В статье рассматривается применение кинезиологических упражнений....