ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»
рабочая программа по зож

Заиграева Нелля Ильинична

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО  СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

 ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

«СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sportlandiya.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Илькинская средняя общеобразовательная школа"

671331, Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Илька, ул.Трактовая 4 тел. 57-2-16

е-mail: Isoch_2007@mail.ru, сайт: http://isosh.ucoz.ru

 

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО  СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

 ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

«СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»

              Направленность: физкультурно-спортивная

              Срок реализации: 18 дней

Илька

2021

Программа работы летнего спортивно-оздоровительного лагеря

 «Страна Спортландия»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Где нет простора для проявления способностей,

 там нет способностей.                          

                              Людвиг Фейербах

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

 Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

  Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.

 По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены– 18 дней. Программа реализуется в период летних каникул в июне.

Общее число участников за смену – 25 человек.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7–13 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в  одном отряде.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

 Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. 

Уникальность среды спортивно-оздоровительного лагеря дает возможность разностороннего реабилитационного воздействия и для детей с ограниченными возможностями. Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получает возможность активного включения в социальную структуру группы.

           Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.   

   Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание,  основы  массажа и др. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

        Быть здоровым выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

        Задача педагогического коллектива школы  в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время во время летних каникул, поддержать малообеспеченные семьи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ.

ЦельВоспитание  сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.

 Задачи:

1 Укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения.

2.Воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе.

3. Индивидуальная работа с детьми инвалидами и из «трудных» семей.

4. Повышение спортивного мастерства.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

 

        Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение  современных здоровьесберегающих технологий  в своей педагогической деятельности  отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:         приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы.

 "В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.  Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов  юных воспитанников и применением новых игровых технологий.: «Форт - боярд», «Следствие ведут знатоки», «Рыцарский турнир», «Мисс грация», «Водный переполох», «Поиски клада», а также открытие и закрытие лагеря. Организована «Школа безопасности», целью и задачей, которой стало  изучение опасностей, угрожающих школьнику  и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека, закрепление практических навыков и умений, находясь  в экстремальных ситуациях.

 Мероприятия в «Школе  безопасности»:        

  • «День Айболита»,  где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и  применяют на практике дыхательные упражнения,  упражнения для улучшения  осанки, профилактики плоскостопия и  близорукости, самостоятельно  учатся выполнять антропометрические измерения.
  • «Школа юного туриста», на занятиях в которой  дети впервые учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разбивать бивак и вязать первые туристические узлы.
  • «Приемы самообороны», где дети  узнают от опытных тренеров  отделения единоборств первые приемы самозащиты.
  • «На улицах большого города», вместе с инспектором ГИБДД  проводятся занятия по правилам дорожного движения, и соревнования с использованием знаков дорожного движения.

Используя образовательные технологии, различные знания и умения в таких предметах как : биология, математика, русский язык, ОБЖ, история были разработаны новые праздники. А именно :

  • физкультура и  ОБЖ (занятия в школе юного туриста, игры по правилам дорожного движения);
  • физкультура и биология (день Айболита);
  • физкультура и история(«Спортивная викторина», праздник:  «По дорогам Олимпии» );
  • физическая культура и русский язык (использование  топографических диктантов в играх: перевод письменных  условных знаков  на схематические и др.);
  • физическая культура и математика( «Развед-шоу»);
  • национальные традиции (изучение  игры «Лапта»)  Цель- возрождения народных игр.

Технология  дифференцированного обучения -индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, стала важнейшим требованием в обучении. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры

При разработке мероприятий учитывается уровень физического развития и физической подготовленности учащихся используя дифференцированный подход.

Исходя из выше сказанного, школьный лагерь работает по направлениям:

Спортивно–оздоровительное направление:

Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий

Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на стадионе, спортивной площадке  (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; закаливающие процедуры, солнечные ванны (ежедневно);воздушные ванны (ежедневно), спортивные праздники: «Малые олимпийские игры», «Юмор в спорте важен, не спорьте»  «День Нептуна» « День футболиста» « День теннисиста», День народных игр»; «В гостях у Айболита»

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей  ловкость и смекалку, помогают им развивать  различные  двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении  спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После  конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.

В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью   продолжает реализовываться   программа «Школа безопасности», тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки». Ежедневно ведется «Журнал здоровья»

Гражданско- патриотическое направление:

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Средства:  Комплекс  мероприятий,  направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям; участие в митинге  памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», Дне России (конкурсной программе  «Я люблю тебя, Россия»)

Эколого- туристическое направление

Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; приобретение необходимой  физической и моральной закалки на экскурсиях; воспитание экологической культуры.

Средства: прогулки и экскурсии на природу; экологические акции; а так же школа безопасности «Уроки юного туриста» и туристические походы

Досуговое направление

Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение  навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в  развлекательных программах.

Средстваторжественное открытие смены, операция «Развед-шоу», викторина «Следствие ведут знатоки», игра «Поиски клада», «Мисс Грация, «Рыцарский турнир» «Музыкальный марафон», игра «Форт Боярд», «Следствие ведут…», день именинника. игровая программа «Школа радости!»

                                          ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:

День

11.00-13.00

14.30-16.30

1 день

Минутка здоровья.

День Знакомств. 

     Подготовка к открытию лагерной смены.

Лапта. Пионербол.

2 день

Школа безопасности 

«В гостях у Айболита»

   Концертное мероприятие, посвященное открытию смены «Камера, мотор!».

   

тренировка

3 день

Лапта. Пионербол.

   «Мир кино от А до Я»

тренировка

4 день

«Спортивная викторина»

Спортивно- игровая программа:

 «По рекордам Гиннеса»

Викторина «Знатоки мультфильмов»

тренировка

5 день

Спортивно-игровая программа 

«Морской бой»

Конкурс песен из мультфильмов.

тренировка

6 день

Игровая программа «Шарикиада»

Конкурс рисунков и плакатов «Мой любимый мультфильм»

тренировка

7 день

Лапта. Пионербол.

Творческий день «Таланты и поклонники».

Спортивно-игровая программа

«День Нептуна»

8 день

Школа безопасности.

«На улицах большого города»  

Соревнования велосипедистов.

Спортивный день «В объективе спорт»

тренировка

9 день

Лапта. Пионербол.

Опять двойка или мы снимаем «Ералаш»

тренировка

10 день

День смеха или «Все наоборот»

Спортивные состязания

 «Юмор в спорте важен, не спорте!

Конкурс стихов «Из глубин кино»

тренировка

11 день

Лапта. Пионербол

Первая кинопроба- «Дела отрядные»

волейбол

12 день

День Футболиста. 

Соревнования по футболу.

Кинорепортаж о военно-спортивной игре «Зарница»

тренировка(зал)

13 день

Конкурсная программа «ДРОЗД»

(Дети России образованы и здоровы)

Музыкальная программа «Знаменитые песни из фильмов»

Лапта. Пионербол.

14 день

Митинг Памяти.

Спортивная игра «Поиски клада».

Учимся снимать документальный фильм. Интервью «Как живешь, ветеран?»

Лапта. Пионербол. 

15 день

Соревнования по пионерболу 

среди лагерей.

Театрализация фильмов по книгам.

тренировка(зал)

16 день

Школа безопасности.

Уроки юного туриста.

Экодесант.

Соревнования  по бегу

17 день

Мисс и Мистер  лагеря.

Подготовка к закрытию смены.

Соревнования по теннису

18 день

День народных игр.

 Соревнования по лапте.

Подведение итогов.

Концерт, посвященный закрытию смены «Камера! Мотор! Снято!»

поход

РЕЖИМ ДНЯ:

08.30-8.45 - прием детей

08.45-9.00- зарядка

09.00 –  9.15 – утренняя линейка

9.15 –10.00 завтрак

10.00 – 12.00 – культурно -  массовые, спортивные мероприятия

12.00-13.00  – обед.

13.00-14.00 –проведение оздоровительных, спортивных, культурных мероприятий

14.00-14.30 – полдник

14.30 – уход домой

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Нормативно-правовые условия: 

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.
  • Приказы управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  • Акт приемки лагеря.

2. Материально-технические условия:

  • Спортивный зал
  • Спортивная площадка
  • Школьная площадка
  • Комнаты гигиены (раздевалки,  туалет)

3. Кадровые условия:

  • Начальник оздоровительно  лагеря;
  • Воспитатели

4. Методические условия:

1 этап – Подготовительный:

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
  • подбор кадров;
  • комплектование отряда.

2 этап – Организационный:

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

3 этап – Основной:

  • выполнение режима дня;
  • реализация плана работы лагеря.

4 этап – Заключительный:

  • анализ результатов работы – отчет о работе лагеря;
  • творческий отчет (фотоальбом, фотогазета, презентация, обработка видеоматериалов).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Главным результатом деятельности спортивно-оздоровительного лагеря является развитие ребенка.

Результатами успешной деятельности лагеря должны быть показатели развития детей:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психических сил ребенка
  • Приобретение новых знаний и умений.
  • Максимальное участие учащихся во всех культурно  и спортивно-массовых мероприятиях.
  •  Получение индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
  •  Укрепление дружбы и сплоченности в коллективе.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

                                        ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
  2. Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
  3. Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
  4. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
  5. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
  6. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
  7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
  8. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
  9. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
  10. Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
  11. Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
  12. Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
  13. Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
  14. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
  15. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
  16. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
  17. Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Каждый день - один сюрприз"

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, рассчитана на 18 дней, возраст детей от 8 до 11 лет.Программа включает в себя тематическое планирование по дням смены. Данная работа явля...

Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием "Страна Шалунишек и Затейников"

Данная программа направлена на обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах общеобразовательного учреждения, сорздание благоприятных условий для их всестороннего духовного и физическо...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Родничок"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Космические приключения"

Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионно-туристической и досуговой деятельности. П...

Презентация программы летнего пришкольного лагеря дневного пребывания "Солнечная страна"

Хотим мы сделать этот мир добрей,Мы команда хороших и активных детейПояснительная запискаЛагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная ...