Плавание - раздел программы физического воспитания.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Плавание занимает важное место в области физической культуры и спорта. Это объясняется широким распространением его как популярного вида спорта и большими возможностями использования занятий плаванием как средства воспитания, формирования жизненного необходимого навыка, как средства положительного воздействия на здоровье занимающихся, повышения их работоспособности и продления активного долголетия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie_v_shkole.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание - раздел программы физического воспитания.

Плавание занимает важное место в области физической культуры и спорта. Это объясняется широким распространением его как популярного вида спорта и большими возможностями использования занятий плаванием как средства воспитания, формирования жизненного необходимого навыка, как средства положительного воздействия на здоровье занимающихся, повышения их работоспособности и продления активного долголетия.

Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Согласно "Комплексной программе физического воспитания", начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса. В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы .

За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.

Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса - 25 м кролем на спине).

В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин ( освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.

В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).

В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск подводой, освобождение от "захватов" тонущего и транспортировка уставшего или пострадавшего к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.

На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе - название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах - биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди и элементарным движениям способа баттерфляй, т.к. этот способ требует большой физической и координационной подготовки его не рекомендуется включать в программу.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным являются обучение технике плавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа физического воспитания учащихся начальной школы

Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011),  В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

Влияние индивидуальных программ физического воспитания на функциональное состояние организма детей 8-10 лет со сложными нарушениями развития

В данной работе дается обоснование создания и использования индивидуальных программ физического воспитания для детей со сложными нарушениями развития с целью улучшения функционального состояния и, соо...

Тест для учащихся 3 класса по разделу программы физической культуры "Легкая атлетика"

Материал содержит основные теоретические вопросы раздела "Легкая атлетика" и может быть использован для аттестации длительно освобожденных от уроков физической культуры учащихся....

Тест для учащихся 3 класса по разделу программы физической культуры "Спортивные игры"

Материал содержит основные теоретические вопросы раздела "Спортивные игры" и может быть использован для аттестации длительно освобожденных от уроков физической культуры учащихся....

Роль плавания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Для детей умение плавать - это средство для всестороннего физического развития. Заня...