Пути и средства формирования и развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
статья по зож

Починкова Ольга Николаевна

Для успешного решения задач по формированию здоровьесберегающей среды школы мы берем за основу познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания.

Перед школой поставлена актуальная, созидательная цель: создание условий для формирования личности, обладающей валеологической культурой: здоровой физически и психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberezh.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пути и средства формирования и развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

 Подготовила: учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 2 г. Белоярский

Починкова О.Н.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования стало относиться сохранение здоровья школьников.

Для успешного решения задач по формированию здоровьесберегающей среды школы мы берем за основу познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания.

Перед школой поставлена актуальная, созидательная цель: создание условий для формирования личности, обладающей валеологической культурой: здоровой физически и психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни.

Модель здоровья представлена в виде его составляющих.

Здоровье физическое

– это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое

– это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное

– это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе).

Здоровье нравственное

– это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Под здоровьесберегающим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения это:

  • здоровьесберегающий урок;
  • здоровьесберегающие внеклассные мероприятия;
  • увеличение двигательной активности обучающихся.

Итак, какие же условия уже созданы в нашей школе, которые способствуют эффективной и качественной работе учителя и ученика.

Учителя знают и умеют подготовить и провести урок с позиции здоровьесбережения.

Ежегодно, в сентябре, психолог проводит консультативные тренинги с учителями по изучению возрастных особенностей детей. На наш взгляд это очень важный фактор для создания психологического комфорта современного урока. 10-е классы.

При здоровьесберегающей организации учебного процесса особо остро встает необходимость решения таких вопросов как:

  • соблюдение СанПиНов по объему домашних заданий;
  • увеличение двигательной активности учащихся.

Методсовет разработал алгоритм (по СанПиНам) для вычисления максимального времени на домашнее задание (с учетом класса, возраста, дня недели, предмета, порядкового номера урока).

Экспериментальные замеры времени на выполнение домашнего задания администрацией школы показали следующие результаты:

  • 2-й класс – норма
  • 3-й класс – норма
  • 4-й класс – в этом учебном году увеличение нагрузки составило 8%.

Вот и выявилась большая проблема: недостаточность работы учителей по дозированию домашнего задания.

Очень важная работа проведена по вопросу увеличения двигательной активности учащихся на уроке

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по определенной схеме.

I. Диагностика психологического развития 1-е, 5-е, 9-е классы.

  1. уровень тревожности;
  2. адаптационные процессы (социально-психологические, психолого-эмоциональные);
  3. карта психофизиологического развития класса.

II. Коррекционно-развивающая работа

Например: низкий уровень концентрации внимания учащихся в 1 классе. Здесь разрабатывается план коррекционной работы с учащимися, с классными руководителями, с учителями.

III. Психопрофилактическая работа

Осуществляется в виде психологического просвещения для педагогов, родителей и учащихся (например, мероприятия по повышению стрессоустойчивости).

V. Индивидуальное консультирование для учителей, учащихся, родителей.

V. ПМПК.

Потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, выдвигает в разряд весьма актуальных проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической компетентности учителя. Проблема приобретает особую значимость в связи с процессом гуманизации образования.

Рассмотрим основные элементы психолого-педагогической компетентности учителя:

  1. Профессионально значимые личностные качества – неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого ее характера.
  2. Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными.
  3. Психолого-педагогические умения – способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.

Выделенные структурные компоненты позволяют назвать основной критерий ППК учителя – направленность на ученика как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности учеников.

Когда мы говорим о структуре ППК, то соответственно акцентируем внимание на психологических компонентах системы знаний. По мнению Н.В. Кузьминой, к ним относятся:

  • дифференциально-психологический, куда входят знания об особенностях усвоения учебного материала детьми в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;
  • социально-психологический, включающий знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности группы и отдельного ее члена, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения;
  • аутопсихологический, включающий знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

Именно психолого-педагогические знания являются конкретно-методологическим принципом анализа практических ситуаций и критериями оценки результативности предпринятых учителем действий.

В условиях реорганизации системы образования на первый план работы школы выдвигаются задачи формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника. Обучение и воспитание очень слабо опираются на комплекс психологических знаний о развитии ребенка и формировании его личности. Развивать другого человека невозможно без саморазвития. Потому мы согласны с тем, что под учителем следует понимать «человека, способного самостоятельно выбирать и применять адекватные средства и способы решения задачи развития себя и другого». В этом – профессионализм педагога, его ППК.

В результате усиления роли психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса повышается уровень психолого-педагогической компетентности учителя, стабилизируется психологический комфорт проводимых мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды школы.

Стали традиционными мероприятия:

  1. День психологии для учащихся.
  2. Уроки психологии.
  3. Психологические тренинги «Искусство быть собой».
  4. Теоретические семинары и семинары–практикумы «Успешный учитель – успешный ученик».
  5. Классные часы «Психология общения».

В результате:

  1. Успешно работает программа «Одарённые дети».
  2. Усиливается роль направления «Трудный ребёнок».
  3. Возрастает ответственность детей за своё дело. Значимость Совета старшеклассников растёт.
  4. Значительно замедляется процесс эмоционального выгорания педагога.
  5. Родители занимают активную позицию в вопросах жизни школы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Определяя цели здоровьесберегающего образования, необходимо помнить, что достигнуть максимальной зрелости учащегося как личности, гармоничного раскрытия и развития всех его потенциалов возможно только при том условии, если во главу будет поставлено обучение «искусству жить», не нанося вред своему здоровью, учитывая все её особенности, проблемы, сложности. Главными «инструментами» и «ориентирами» взрослой жизни современного школьника должны стать жизнелюбие, воля, физическое, психическое, репродуктивное здоровье, положительные эмоции и развитый интеллект. Для этого ему нужно изучить свои индивидуальные особенности, уметь организовать, а во взрослой жизни реализовать свой маршрут «здоровья», жить в соответствии с ним, соотносить себя с объективным миром и находить возможность наилучшим образом, с наименьшими потерями для здоровья входить в него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Календарный план реализации I этапа (2013год) проекта «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

Планирование работы по «Профилактике приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учрежде...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения

Формирование ценности здоровья   и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды  образовательного учреждения ...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения...

Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения.

Информационно-образовательная среда - это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

     Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...

Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности

Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...

«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...