Полезный мусор
проект по зож (3 класс)

Галеева Наталья Владимировна

Актуальность проблемы стоит в приоритете среди основных экологических проблем в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznyy_musor.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеурочное занятие по проектной деятельности по теме «Полезный мусор»

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Галеева Н.В.

Цель: формирование новой экологической культуры через принцип переработки бытового мусора для безотходного использования

Задачи:

1.Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;

2.Формировать у детей особого отношения к мусору – не как к твёрдым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью;

3.Развивать

  • умение анализировать экологическую проблему;
  • потребность соблюдения чистоты в доме, на улице, в природе;
  • умение наблюдать и самостоятельно делать выводы;

4.Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.

Оборудование:

Компьютер, втулки от туалетной бумаги, салфетки, пластиковые стаканчики, бутылки и т.п.

Ход занятия

Добрый день, уважаемые гости семинара. Сегодня мы покажем Вам занятие по внеурочной деятельности по курсу «Мои первые проекты»

I Вводная часть. Мотивация.

-Посмотрите два видеофрагмента

(Видео на презентации красивой природы и загрязнённой местности)

-Что вы увидели на экране?

-Какая проблема в этом сюжете? (Человек очень сильно загрязняет свою планету)

-Давайте послушаем стихотворение Андрея Усачёва «Мусорная фантазия»

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

- О чём говорит поэт в стихотворении?

II Основная часть

        Человеку в ходе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Проблема удаления (утилизации) мусора очень сложна. Подсчитано, что каждый горожанин за год выбрасывает более 300кг мусора. Гигантские свалки, растущие горы мусора представляют серьёзную проблему для крупных городов. Уничтожение мусора приводит к загрязнению окружающей среды.

-Подумайте, почему увеличивается количество бытовых отходов? (много упаковочной тары для продуктов)

-Сделайте предположение, существуют ли пути утилизации отходов без причинения вреда окружающей среде?

-Возможно ли отходы сделать полезными для человека?

-Кто может сформулировать тему нашего занятия? Чему мы его посвятим?

-Сегодня вы предложите свои собственные идеи уменьшения бытового мусора в вашей семье и в школе.

Будем работать в группах. Для начала работы вспомним правила.

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый на результат.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо.
  5. Не понял-переспроси.

III Практическая часть

-Выберите в группе ответственного, и того, кто записывает идеи.

-Итак, проблему мы определили.

-Тему выбрали. Запишите.

Тема: Полезный мусор

-Какой следующий этап работы над проектом? (поставить перед собой цель работы)

- Обсудите и запишите цель вашей работы на сегодняшнем занятии.

Цель: научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору

-Что дальше следует? (Поставить задачи)

Задачи:

1.Выявить, какие бытовые отходы мы имеем в классе и дома;

2.Как можно вторично использовать мусор;

3.Изготовить полезные изделия из бытового мусора.

-Следующий этап? (Выдвижение гипотезы) Возможно ли отходы сделать полезными для человека?

Гипотеза: если мы дадим мусору вторую жизнь, то тем самым внесём свой вклад в охрану окружающей среды.

-С чем работаем?

Объект исследования: бытовые отходы

Предмет исследования: переработка вторсырья

Актуальность проблемы мы озвучили в целях и задачах.

Актуальность исследования состоит в том, что бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, для этого им нужно дать новую жизнь.

-Сегодня мы предлагаем свой путь вторичного применения использованных предметов и вещей. (Выставка, изготовление предметов вторичного использования детьми на занятии)

-Пока ребята трудятся, познакомимся с дополнительной информацией о способах вторичного использования бытовых отходов.

Творческо-практический этап (выступление учащихся с демонстрацией продуктов и презентация)

        Изучив литературу о применении и утилизации мусора, мы выяснили различные виды переработки мусора.

Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытия для пола.

Стекло в природных условиях распадается более 1000 лет – банки и склянки будут веками захламлять планету. 

Сдавайте бутылки и банки в пункты приёма стеклотары. Если вы их выкидываете, то сложите в отдельный пакет и поставьте рядом с мусорным баком, чтобы их сдали другие.

Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.

В России, к сожалению, алюминий и сталь перерабатывают только в промышленности, и приёмные пункты консервных банок мало где существуют. Поэтому просто не оставляйте банки из-под напитков где попало, а выбрасывайте в урны.

Железные банки в природе разлагаются до 90 лет.

Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары. Лучший выход – это сортировка мусора. Для этого уже появляются контейнеры для селективного мусора. Для пластиковых бутылок предназначен жёлтый бак. В некоторых районах встречаются пункты приёма пластиковых бутылок.

Среднее время разложения пластмассовых изделий, созданных по разным технологиям, колеблется от 400 до 700 лет.

Картонные упаковки из-под соков (тетрапаки) сложнее всего перерабатывать, потому что обычно они состоят кроме картона из слоя алюминиевой фольги или полиэтилена, чтобы не пропускать жидкость. Если вы отдыхаете за городом, то не выбрасывайте такие упаковки, а везите в контейнеры для вторсырья.

Тетрапак в природных условиях распадается на мелкие частицы в течение пяти лет.

Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используется десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке. Постарайтесь не брать лишних пакетов в супермаркете. Ещё лучше: вернитесь к традиции советских времён и ходите в магазин с собственной сумкой.

Обычный пакет разлагается в природных условиях до 400 лет

Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова. В советские времена в каждом районе принималась макулатура. В настоящее время в России организации, которые этим занимаются, принимают, в основном, крупные партии. Но вы можете сдать накопившуюся бумагу и картон безвозмездно, привезя их в пункты приёма.

Обычная бумага и картон разлагаются за 1-2 месяца, а вот книгам или печатной продукции может потребоваться до двух лет. Дольше всего длится процесс переработки красивых глянцевых журналов: на их уничтожение природа затратит около 5 лет.

Изделия из тканей, которые мы выбрасываем каждый год, большей частью составляют хорошую одежду, которую по объективным характеристикам ещё можно носить. Одежду, которая вышла из моды, шторы, скатерти можно передавать в приюты для бездомных или в церкви, откуда эти вещи попадут к тем, кто в них нуждается. Новые вещи можно сдать в детский дом или интернат.

И старайтесь просто не покупать лишнего и бесполезного товара, рассчитывайте количество требуемого материала для своих нужд.

Текстиль разлагается от 20 до 200 лет, выделяя метан, СО2 и другие вредные химические соединения.

Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!

Технологическая карта изготовления декоративных вещей

№ этапа

Последовательность работы

Инструменты и приспособления

1

Бросовый материал

Диски СD; банки; шарики из использованного дезодоранта; пластмассовые стаканчики, крышки от банок; обрезки кожи, ткани, бумаги, втулки от туалетной бумаги, коробки и т.д.

2

Создание эскиза

Простой карандаш и ластик

3

Дополнительный материал

Ленты атласные; пластилин; краски акриловые; витражные; лак для ногтей; клей ПВА; салфетки; обрезки кружев; остатки от подарочной упаковки; наклейки

4

Сборка бросового материала в композицию

Клей, скотч, ножницы, канцелярский нож

5

Покраска изделия

Краски акриловые, витражные, лак для ногтей

-Спасибо за информацию. Представьте, пожалуйста, свой продукт группа 1, 2…

IV Заключение

-Подтвердилась ли ваша гипотеза?

-Наша гипотеза подтвердилась. Мы смогли использовать бытовой мусор повторно. Это значит, что мусор, который мог быть на свалке, не загрязняет окружающую среду.

-Что помог понять нам этот проект?

Работая над проектом, мы поняли, что проблему загрязнения бытовыми отходами окружающей среды может решать каждая семья. Для этого нужно немного пофантазировать. Ещё немаловажным результатом нашей исследовательской работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а также научились работать с разными материалами.

Какие выводы можно сделать по нашему проекту?

1.Нельзя так безответственно относиться к природе.

2.Проект помог нам в развитии творчества. Можно создавать предметы искусства, если применить фантазию.

3. Можно в будущем развивать бизнес в плане переработки железных банок. Сейчас не так много предприятий занимаются этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Исследовательский проект "Полезный мусор"

Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всем мире....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор" 1 класс по программе "Школа России"

На уроке дети узнают, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям....

«Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…»

Занятие по экологии для младшего школьного возраста....

Тест 1 класс по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор?"

Тест 1 класс по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор?"...