Дополнительное образование. Шахматы. Первый год обучения.
рабочая программа по зож (2, 3 класс)

Григорьева Эльвира Владимировна

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии        с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._shahmaty.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ                                                                СОГЛАСОВАНО

Директор МОУ                                                               Зам. дир. по ВР

___________     Григорьев А. С.                                  ____________ Ильина Л.И.

Рабочая программа

КРУЖОК  «ШАХМАТЫ»

(Физкультурно-спортивное направление)

 Первый год обучения

                                               Учитель: Григорьева Э.В.

                                               квалификационная  категория –

               первая

                                       

                                     

                                     Срок реализации программы, учебный год:

1 год,  2022-2023 уч. г.

     

  1.                       Пояснительная записка

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии        с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

           Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

          Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всѐ это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно,        они        сочетают        в        себе        элементы        искусства,        науки        и        спорта.

           Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Цели и задачи

Целью данного курса является создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,        формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание        условий        для        формирования        и        развития        ключевых        компетенций        учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Общая характеристика курса

Курс включает  одно занятие в неделю, 30 занятий за учебный год.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся  шахматистов.

Обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

На занятиях используются презентации.

 Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности        каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип        активной        включенности каждого        ребенка        в        игровое        действие,        а        не  пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип        психологической        комфортности        -        создание        образовательной        среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его   взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального        и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать

пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы        обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении  правилам игры, реализации материального перевеса.
  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/11/18/shahmaty_aprel_21.docx_image1.jpg
  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/11/18/shahmaty_aprel_21.docx_image2.jpg
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования  тактического        мастерства        учащихся        (самостоятельное    составление        позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов

                  и т.д.).

  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Результаты освоения программы

Личностными результатами программы “Шахматы” является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при       сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выборпри поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

        Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее    самостоятельно проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою   деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе  изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники    информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие

          коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

               2. Содержание учебного плана

                                                       1 год (30 часов)

Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 30 занятий (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального полож ния”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

  1. Шахматная доска (5 часов)

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

  1. Шахматные фигуры (4 часа)

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

  1. Начальная расстановка фигур (3 часа)

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Шахматная нотация.

  1. Ходы и взятие фигур (9 часов)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

  1. Цель шахматной партии (6 часов)

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения (7 часов)

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

    взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения

    правил шахматного кодекса;

  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

3. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

К-во часов

1

Шахматы – игра военная. Поле боя – шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

1час

2

Инсценировка сказки. Белые и черные поля.

1час

3

Положение доски между партнерами. Горизонтальные и вертикальные линии.

1час

4

Диагонали. Количество полей в диагонали. Большие и короткие диагонали. Центр. Количество полей в центре.

1час

5

Творческая работа: «Письмо королю»

1час

6

Шахматные фигуры: ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король.

1час

7

Расстановка фигур перед шахматной партией. Три главных шахматных правила.

1час

8

Место ладьи в начальном положении. Ход. Взятие.

1час

9

Дидактические игры. Захват контрольного поля. Шахматная нотация.

1час

10

Слон. Ход слона. Взятие. Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

1час

11

Слон. Дидактические игры.

1час

12

Ладья против слона. Дидактические задания.

1час

13

Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

1час

14

Ферзь. Дидактические игры.

1час

15

Ферзь против ладьи и слона.

1час

16

Конь. Место коня в начальном положении. Ход. Взятие Конь – легкая фигура.

1час

17

Конь. Дидактические игры.

1час

18

Конь против ферзя, ладьи и слона.

1час

19

Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические игры.

1час

20

Ход пешки. Взятие на проходе.

1час

21

Превращение пешки.

1час

22

Пешка. Ограничение подвижности.

1час

23

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

1час

24

Король. Ход короля. Взятие.

1час

25

Король против других фигур.

1час

26

Шах. Три способа защиты от шаха.

1час

27

Открытый шах. Двойной шах.

1час

28

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

1час

29

Ничья. Пат.

1час

30

Длинная и короткая рокировка.

1час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Веселый английский" (дополнительное образование) для первого года обучения английского языка

Данная рабочая программа рассчитана для учащихся 2-х классов (первый год обучения) с целью формирования умения общаться на английском языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и...

Примерная программа по шахматам первый год обучения

Примерная программа по шахматам первый  год обучения по Усманской.Э.Э....

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...

образовательная программа дополнительного образования "Шахматы"

программа для учебно - тренировочной группы...

ШАХМАТЫ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ МЕЛИКЯНЦ АШОТ ВЛАДИМИРОВИЧ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МБОУ СОШ №30. г Владикавказ 2019 год

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению л...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"

программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста....

Общеобразовательная программа дополнительного образования "Шахматы" 3 года

Программа «Краски» для детей 8-13 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1.  Распоряжение №1676-р Критерии оценк...