образовательная программа дополнительного образования "Шахматы"
рабочая программа (2 класс)

Ухинова Софья Базаровна

программа для учебно - тренировочной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogr_dlya_uchtren_gruppy_shahmaty.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671610, Республика Бурятия, п. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com

РАССМОТРЕНО                   СОГЛАСОВАНО                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании                        зам. директора по ВР                             Директор _______

кафедры_________                   ___________                                       Молчанов А.И.

Протокол  № _____                Цыденова Ж.В.                           «____» ___________2018 год.

От «_____»_______2018 год                                                                                            

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Шахматы»

Возраст учащихся 7 – 16 лет

Срок обучения 1 год

Составитель:

Ухинова С.Б.                                                                                                                                                                                                          

педагог дополнительного

 образования

Баргузин

2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.       «Шахматы »

 «Без шахмат нельзя представить полноценного

воспитания умственных способностей  памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной

школы как одна из элементов умственной культуры».

В.А.Сухомлинский

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

         Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста. Шахматы - часть мирового культурного пространства. 

        О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.    Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты, а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 

     

Актуальность программы.

Актуальность программы   продиктована требованиями времени – ФГОС второго поколения, в соответствии с которым приоритетными направлениями внеурочной деятельности  определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность. Раздел «Внеурочная деятельность» обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной  деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. Формирование развитой личности – сложная задача. Преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

  Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 
         

              Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на х  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), использовании интерактивной доски и интернет -  ресурсов.

        

Программа адресована

 учащимся 2 -11 классов МБОУ «Баргузинская СОШ».

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.

Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат;
  • Обучить правилам игры;
  • Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и  к сопернику;
  • Формировать навыки запоминания;

  • Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  • Прививать навыки самодисциплины;
  • Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Валеологические:

  • Соблюдать надлежащую обстановку и гигиенические условия в классе
  • Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся

Характеристика  занятий.

 Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер.

  • направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.
  • Объединение включает учащихся 2 - 11 классов, прошедших первую, вторую  ступень обучения во втором классе.
  • Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
  • В составе группы второго года обучения - 15 человек.
  •  На 2 и 3 год обучения дети принимаются по результатам обучения первого года. Программа составлена для обучения детей с разными психологическими особенностями, не обладающими специальными способностями и рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 2,5 академических часа во внеурочное время.  По субботам организованы соревнования.

Ведущие принципы.

Общепедагогическая методика различает лекционный метод, задачный метод и рабочий метод преподавания.

Следует отдавать предпочтение тому методу, который прививает склонность к самостоятельному мышлению и учитывает специфическую ситуацию в процессах шахматного мышления.

Наиболее приемлемым является заданный метод, т.е. преподавания по так называемому проблемному принципу.

Сюда относятся инициатива и самостоятельная работа учащегося - рациональное зерно всего метода.

Конечно, при самостоятельном решении задач учащимися преподаватель затрачивает больше времени, нежели с помощью лекционного метода преподавания. Зато при самостоятельном изучении и повторении учебного материала приобретенные знания усваиваются глубже и прочнее.

Исходя из исследований, для преподавания шахмат могут быть сформулированы следующие дидактико-методические принципы:

  • единство обучения шахматам и обучения;
  • систематичности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • прочного усвоения знаний, способностей и умения.

Принцип единства обучения шахматам и воспитания.

  • Образование и воспитание диалектически связаны между собой.
  • Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объема учебного материала, умения и способности его применения.
  • Воспитание личности - это сложный и многообразный процесс, зависящий от интеллектуальных, эмоциональных и волевых влияний.

Формами воспитательного воздействия являются:

  • целенаправленное создание определенной ситуации, например участие в дискуссиях, выступления командных соревнованиях, принятие на себя обязательств общественного характера;
  • возложение на молодых спортсменов конкретных ответственных задач, передачи им небольших педагогических функций в процессе обучения или тренировки.

Принцип систематичности.

В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания.

  • Первое правило - в зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного материала, проверка домашних заданий.
  • Второе правило - материал должен излагаться педагогом последовательно, в определенном логическом порядке, на известном педагогическом принципе- «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому».
  • Третье правило - вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере.
  • Четвертое правило - каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.).

Принцип доступности.

В основу этого принципа входит учет индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей учащихся.

  • Активизация творческих сил и дидактической помощи.
  • Различия в скорости или темпе обучения.
  • Индивидуальный подход.
  • Умение обнаружить врожденные способности учащегося и оказать содействие их совершенствованию.

Принцип наглядности.

Переходя к этому принципу, начнем с того, что у большинства людей из всех видов памяти, самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85 % познает мир с помощью глаз. «Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания» (И.Песталоцци).

Предметные компетенции обучающихся формируются в соответствии требований ФГОС:

  1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
  • Участии в тренировочных играх, в  соревнованиях по шахматам;
  • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

  • В проведении педагогом инструктажей;
  • В применении индивидуальных форм работы;
  • В корректировке игры;
  • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции  являются:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
  1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
  • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
  • Изучении специализированной литературы;
  • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

  • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
  • В проведении бесед;
  • В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами  отслеживания роста предметной компетенции  являются:

  • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
  • Определение уровня эрудиции обучаемых.

     

Организация образовательного процесса.

Формы занятий: используется групповая форма; работа по звеньям; в малых группах; индивидуальная работа.

При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. 

        Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

      Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; 
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.  

Оценка результативности второго года обучения.

Формирование знаний, умений и навыков.

К концу учебного года дети должны знать:

  • Основные тактические приемы.
  • Основы дебюта, миттельшпиля, эндшпиля.
  • Партии при открытом, полуоткрытом  и закрытом дебютах.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • Записывать шахматную партию.
  • Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
  • Проводить тактические  комбинации и приемы.

Формой контроля результативности образовательной программы дополнительного образования «Шахматы» являются следующие мероприятия:

  1.      Личные участия в районных и республиканских турнирах.
  2.      Командные соревнования.
  3.      Участия в интернет – турнирах.
  1.      Личное первенство «Шахматные Надежды», в  открытом  Первенстве Бурятии.
  2.      Сеанс одновременной игры.
  3.     Интеллектуальные турниры.

Учебно - тематический план  года обучения.

№ п\п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Шахматная азбука. Повторение пройденного материала.

8

4

4

3

Тактические приемы и комбинации

20

10

10

4

Основы  дебюта и партии

30

15

15

5

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

8

4

4

ИТОГО:

68

34

44

34

        

Содержание программы третьего года обучения.

Вводное занятие:

  • Комплектование группы
  • Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.

1.        Вторая  ступень.  Шахматная азбука. Элементы шахматной партии. (повторение пройденного материала).

  • О правилах поведения во время игры.
  • Что такое мат. Мат одинокому королю ладьей, ферзем,  двумя слонами,  слоном и конем.
  • Шахматные задачи. Учебные партии.
  • Практика учебных партий.

2.        Третья ступень.

  • Тактические приемы и комбинации (связка, сквозной удар, ловля фигуры, двойной удар).
  • Принцип быстрейшего развития.
  • Гармоничное пешечное расположение.
  • Ошибочная игра в дебюте.
  • Дебют: открытые дебюты, полуоткрытые дебюты, закрытые дебюты.
  • Как играть в миттельшпиле и эндшпиле.
  • Реализация материального перевеса.
  • Пешке помогает король. О крайних пешках.
  • Позиционное преимущество (территориальное).
  • Оппозиция.
  • Преимущество во времени. Цейтнот.
  • Короткие партии и ловушки.
  • Шахматные задачи. Учебные партии.
  • Практика учебных партий.


Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:

  • наличие единого контингента воспитанников;
  • взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
  • единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности,  доступности, увлекательности, результативности;
  • осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  • обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
  • определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
  • система оценок достижений обучающихся.


Условие реализации программы.

Для проведения занятий  требуются:

  1. Просторный хорошо проветриваемый кабинет.
  2. Удобные столы и стулья.
  3. Шахматные доски и шахматы (1 комплект на 2 учащихся ).
  4. Шахматные часы (1 часы на 2 учащихся ).
  5. Демонстрационные доски и шахматные фигуры ( 2 комплекта ).
  6. Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
  7. Наглядные пособия, дидактические материалы.

Программно – методическое обеспечение.

 Для педагога

1. Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Шахматы в школе. Первый год обучения. Второй год обучения. Третий год обучения. Москва, Просвещение, 2016 г .

2. Методические рекомендации «Шахматы в школе». Первый , второй, третий год обучения. Москва, Просвещение, 2016 г .

Для детей

1. Рабочие тетради «Шахматы в школе». Второй и третий год обучения. Е.А. Прудникова. Москва, Просвещение, 2016 г

2. Сухин И. «Удивительные приключения в шахматной стране», Издательство Москва «Поматур», 2000 год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...