О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
статья на тему

Кадникова Светлана Владимировна

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. 

Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и сред¬него (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении един¬ства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразова-тельных дисциплин и произведений искус¬ства, периодической литературы, публи¬каций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, тра¬диций и современной жизни своей Роди¬ны, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рам¬ках педагогически организованных соци¬альных и культурных практик; других ис¬точников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить ин¬теграцию общего и дополнительного обра¬зования.
ЦРТД и Ю и другие учреждения   дополнительного  образования района могут много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:
– возможности интеграции, как бо¬лее мобильная часть системы образова¬ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об¬разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;
– возможность построения индиви¬дуального образовательного маршрута ре¬бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
– специалистов в узких направлени¬ях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художе¬ственной, технической, спортивной, соци¬альной и др.);
–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной дея-тельности;
– изучение и формирование социаль¬ного заказа на образование, что в свою оче¬редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
– методическую поддержку процес¬сов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов;
– уникальные педагогические техно¬логии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
– возможности поддержки  одаренных детей и других особых катего¬рий детей (трудных, с ограниченными воз¬можностями здоровья);
– возможности работы в социуме, со¬циального творчества детей;
– организацию каникулярного времени детей;
– возможности духовно-нравст¬венного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского са¬моуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений сре¬ды и др. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

О роли дополнительного  образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС)

Интеграция общего и дополнительного образования

     

 Центр развития творчества детей и юношества является составной частью общего образования нашего района, позволяющей обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности.

Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами.

Перспективы развития есть, и будет разумнее сохранить опыт работы учреждений дополнительного образования, не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.

Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.

ЦРТД и Ю и другие учреждения   дополнительного  образования района могут много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов;

– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– возможности поддержки  одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

– возможности работы в социуме, социального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

За последние годы наблюдается очевидная дисгармония между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающегося определены как задачи первостепенной важности. Исходя из этого, и была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитать «человечного-человека». Немаловажная роль в реализации данной задачи принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать формированию духовных потребностей школьников в образовательном процессе.  

Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

ЦРТД и Ю на протяжении многих лет является одним из лидеров среди учреждений дополнительного образования республики и не только. Разнообразие направленностей программ дополнительного образования реализуемых в нашем Центре - это

 - спортивно-техническое;

- научно-техническое;

- туристско-краеведческое;

- художественно-эстетическое;

- социально-педагогическое;

- естественно-научное

 представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.

ЦРТД и Ю  уже имеет большой опыт организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.  Это удовлетворение познавательных запросов, развитие способностей и склонностей детей младшего школьного возраста 1-4 классов, воспитательная работа и практико-ориентированная деятельность. Подписаны договора о сотрудничестве практически со всеми школами города. Учащиеся 1-4 классов МОУ «Гимназия №5»,  МОУ «Лицей №1», Школы-интернат №7 на протяжении уже нескольких лет посещают клуб «Фантазия», где обучаются по многопрофильным программам художественно-эстетической направленности. Учащиеся МОУ «Прогимназия №4» и МОУ «СОШ №3» закреплены за клубом «Орленок» в котором реализуются программы художественно-эстетической и краеведческой направленности. В МОУ «СОШ №6» реализуются программы технической, краеведческой и «художественно-эстетической направленности». В МОУ «СОШ № 2» реализуются программы естественно-научной, социально-педагогической направленности. Опыт организации научно-исследовательской деятельности  и профессиональной ориентации начиная  5 - 11 классы. Это организация элективных курсов, образовательные программы социальной адаптации и профессиональной ориентации. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наш педагог Хитиева Л.Х. по специально разработанной программе проводит творческие мастерские в РЦ «Особый ребенок». Неоценим опыт деятельности научно-исследовательского общества «Развитие». Практически все научно-исследовательские проекты наших ребят занимают призовые места на региональных и Всероссийских уровнях.  Опыт профессиональной подготовки воспитанников старшего звена  (8-9 классы) с привлечением учреждений профессионального образования. Это организация элективных курсов по дополнительныи образовательным программам «Повар», «Гостиничный сервис», «Парикмахерское дело», «Швейное дело», «Медицина и мы». Многие из наших воспитанников, ознакомившись с определенной профессией в нашем Центре продолжают обучение в средне специальных и высших образовательных учреждениях по этим профессиям.  Мы готовы к новым образовательным маршрутам при участии новых сетевых партнеров.

Нельзя недооценивать значение ЦРТД и других учреждений  дополнительного образования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, укрепления его психического и физического здоровья. Вся воспитательная часть учебно-воспитательного процесса нацелена на создание условий  для формирования творческой,  способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

 

ЦРТД и Ю не стоит на месте. Мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов работы  развития личности ребенка. Наше образовательное учреждение и в дальнейшем будет  нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Будет способствовать адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга. Получая дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре, формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется, реализуя свои способности и склонности – становится индивидуальностью.

   

Хочется поблагодарить руководителей всех сотрудничающих с нами образовательных учреждений, в особенности Моллаеву Фатиму Чибиловну, Моллаеву Зарету Мустафаевну, Хутуеву Любовь Шарафиевну,  Любовь Хизировну, Лихова Мухамеда  Аубекировича, Ханапи Османовича за понимание важности нашего  общего труда.  Только вместе мы сила, ведь у нас общая цель – получение всесторонне развитой гармоничной личности.

Базовое (основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами.

Вставить фразу со стенда.

А в заключении, разрешите поздравить всех дорогих и уважаемых учителей и педагогов  с новым учебным годом. Пожелать вам дружных творческих коллективов;  ищущих и пытливых, стремящихся покорить весь мир учеников; понимающих родителей и руководителей; здоровья вам и терпения!!!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книги в развитии интеллектуальных способностей ребенка

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.Сущес...

Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"

Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной  недели музыки....

Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.

Данная статья о  развитии творческих способностей школьника...

Принципы интеграции общего и дополнительного образования. Реализация духовно-нравственного направления

В данном материале описан опыт работы учителя начальных классов. Учитель рассказывает, как он реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности "Азбука нравственности" , и как эта раб...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Современная система образования в России ориентирована на построение единой образовательной среды, обеспечивающей целостное, непрерывное развитие личности [4]. Внедрение Федеральных государственных об...