доклад"Здоровьесберегающие технологии"
статья по зож

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках надомного обучения»

 

 В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников.

 Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

 Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить в обществе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуализации;

- принцип всестороннего и гармонического развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю строить процесс обучения на дому с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма ученика; учитывать индивидуальные особенности учащегося; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач  образовательного процесса. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает ученику и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно  в дальнейшей жизни.

У школьников, обучающихся на дому,  ослаблены процессы активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функцией речи. Для этих детей характерны нарушения пространственного восприятия, работоспособности и разнообразные дефекты моторной сферы. Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В этой связи становится актуальным поиск эффективных путей обучения и воспитания таких детей.

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – это необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху учащегося.

В своей работе с целью углубления компетенций по здоровьесбережению я использую различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод.

Хочу ознакомить с различными видами современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях проживания ученика, применяемых мною в процессе обучения  детей:

Физминутки – комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.

Дыхательная гимнастика. Неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Динамические паузы. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Релаксация. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Используется для обучения детей управлению мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Для релаксации можно  использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Логопедическая ритмика. Комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: на улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.

Артикулляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Сказкотерапия. Это метод использующий форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия  с окружающим миром. Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Занятия использую для психологической терапевтической и развивающей работы.

Использование элементов игры.  Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.

Самомассаж относится к числу наиболее распространенных видов массажей. Его действие направлено на общее оздоровление организма и улучшение самочувствия. Его можно проводить при различных дискомфортных состояниях. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

           

Пальчиковая гимнастика.  Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Зрительная гимнастика используется:

для циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;

для укрепления мышц глаз.

Гимнастика бывает:

игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

4)  словесные инструкции.

Музыкотерапия. Использую в качестве вспомогательного средства, как часть образовательной деятельности, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития слухового внимания.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, обучающими на дому, а также создание наиболее  разнообразной,  интересной для ребенка развивающей среды способствует: повышению работоспособности, выносливости детей; развитию психических процессов; формированию, развитию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения  детей с нарушением интеллекта приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Здоровый образ жизни  занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе.  Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справляться с теми большими целями, которые определяет для него государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

В докладе раскрывается одна из важнейших задач  школы - это  сохранение и укрепление здоровья учащихся. С этим материалом можно выступить на родительском собрании классном или общешкольном....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии"

Выступление на педагогическом совете....

Доклад: Здоровьесберегающие технологии в школе.

Доклад: Здоровьесберегающие   технологии  в  школе....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе"

Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерниза...

Доклад « Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Здоровье человека — тема для ра...

Доклад « Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»

« Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в  начальной школе»Из опыта работы учителя начальных классов Лободиной С.В. 2016уч.год...

Доклад:"Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе."

Основные  принципы здоровьесбережения на  уроках  в начальной  школе.  ...