"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"
методическая разработка по зож

Голикова Татьяна Сергеевна

Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеориентированный образ жизни, развивает здоровьеориентированную личностную позицию с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к здоровью

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodika_i_tehnologii_tyutorskogo_soprovozhdeniya_zozh_1.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности

Слайд 2

Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации Тьютор – это специалист, который помогает определить индивидуальный образовательный маршрут и составить индивидуальную образовательную программу, содействует достижению обучающимся поставленной цели

Слайд 3

Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации Тьюторское сопровождение представляет собой выявление и развитие естественно возникающих реакций, процессов и состояний личности в русле социально одобряемых моделей и практик

Слайд 4

Основная задача тьютора в образовательной организации – помощь учащимся в построении индивидуального образовательного маршрута, исходя из познавательных интересов, склонностей, способностей восприятия учащихся Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 5

Направления тьюторской деятельности: сопровождение обучающихся с особыми потребностями в процессе освоения ими федерального государственного образовательного стандарта, выявление и развитие познавательных интересов обучающихся, содействие развитию одаренности обучающихся, помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, сопровождение профессионального образования обучающегося с учетом андрагогического подхода (андрагогика – наука об обучении взрослых, подразумевающая учет специфики нахождения человека с определенным жизненным и профессиональным опытом в позиции ученика) и т.д. Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 6

Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеориентированный образ жизни, развивает здоровьеориентированную личностную позицию с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к здоровью Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 7

Тьютор здорового образа жизни (тьютор ЗОЖ) определяется как педагог, сопровождающий процесс выбора и реализации человеком здорового стиля жизни, соответствующего его индивидуальным особенностям и потребностям Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 8

Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации Различие педагогических позиций тьютора и других специалистов системы образования

Слайд 9

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус направлен на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются в субъект-субъектной позиции Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 10

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе, по моделям развития коллектива, группы детей Тьютор даже при групповых формах работы видит в каждом ребенке прежде всего индивидуальность и подразумевает развитие личности индивида как таковой Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 11

Учитель задает нормы: содержание, маршрут, темп – для всего класса Тьютор , наоборот, отталкивается от возможностей, запросов и интересов ребенка, а также (в реальности) от «заказа» его родителей (законных представителей) Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 12

Психолог работает в направлении развития психических процессов Тьютор развивает личность ребенка с педагогических позиций (развивает познавательные интересы, способности, потенциал) Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 13

На разных образовательных этапах тьюторское сопровождение направлено на помощь учащимся в реализации различных задач : начальная школа : тьюторское сопровождение познавательного интереса, помощь в выборе кружка и т.п.; средняя школа : помощь в движении обучающегося к самообразованию, сопровождение проектной и исследовательской, творческой деятельности; старшая школа : работа в русле профилизации, координация подготовки в вуз, выбор профессиональных стратегий Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 14

Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 15

В области организации здоровьеориентированной деятельности распространены два типа тьюторского сопровождения : сопровождение индивидуального маршрута развития педагогического работника по данной тематике сопровождение индивидуального маршрута развития обучающегося в области формирования у него культуры здорового образа жизни Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 16

Функции тьютора

Слайд 17

Функции тьютора (по Т.М. Ковалевой): информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП); проектирование и самопроектирование сценариев собственного образования; развивающая диагностика образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта; содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП, в т.ч. через тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития; реализация технологий формирования тьюторской аутокомпетентности, самокомпетентности;

Слайд 18

Функции тьютора (по Т.М. Ковалевой): тьюторская навигация и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП; обсуждение с тьюторантом альтернативных сценариев образовательной деятельности; ретроспекции образовательной деятельности (метод психобиографии); организация рефлексии; тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности

Слайд 19

Функции тьютора (по Т.М. Ковалевой): тьюторская навигация и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП; обсуждение с тьюторантом альтернативных сценариев образовательной деятельности; ретроспекции образовательной деятельности (метод психобиографии); организация рефлексии; тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 20

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) включает: выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, организацию проектирования образовательной деятельности, в т. ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 21

Тьютор ЗОЖ как педагогический работник помогает обучающемуся выстроить свою индивидуальную программу развития в области здорового образа жизни и физической культуры. Данное направление тьюторского сопровождения заключается в организации такого развивающего процесса, в основе которого лежит постоянное рефлексивное соотнесении достижений обучающегося с его интересами, устремлениями и возможностями

Слайд 22

Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации Индивидуализация обучения как реализация принципов здоровьесберегающей педагогики

Слайд 23

Тьюторская позиция педагога – это отношение к каждому обучающемуся как к индивидуальности, осознание педагогической миссии раскрытия этой индивидуальности, содействие максимальной реализации ребенком своего потенциала с учетом социокультурных и других условий его жизнедеятельности Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 24

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – совокупность индивидуальных образовательных целей, средств и действий по их достижению Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 25

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП; которая включает: а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, б) организацию проектирования образовательной деятельности, в т. ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; в) содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, г) организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации

Слайд 26

Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности Тема 2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции

Слайд 27

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Принципы тьюторского сопровождения обучающихся становлении сознательного отношения к здоровью: принцип практикоориентированности (направленность на решение вопросов, связанных с реальными жизненными ситуациями и конкретной практической деятельностью); принцип научной обоснованности (опора на актуальные научные разработки и системные научные данные); принцип солидарности (субъект-субъектные взаимоотношения и разделение ответственности за результаты совместной работы);

Слайд 28

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Принципы тьюторского сопровождения обучающихся становлении сознательного отношения к здоровью (продолжение): принцип адресности (учет интересов, индивидуальных особенностей и потребностей и подбор отвечающих им ресурсов); принцип рефлективности (развитие у обучающегося способности к самоанализу, самостоятельной грамотной оценке своего образа жизни, поведения, деятельности); принцип оптимизации ресурсов (использование тьютором для сопровождения как традиционных методов и моделей обучения, так и новых возможностей)

Слайд 29

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Использование здоровьесозидающего ресурса самопознания, самоопределения и самоактуализации личности в развитии здоровьеориентированной личностной позиции

Слайд 30

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Здоровьеориентированная личностная позиция – позитивная форма отношения к здоровью как одного из элементов самосохранительного поведения Компоненты отношения к здоровью: когнитивный эмоциональный мотивационно-поведенческий

Слайд 31

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Механизм активизации здоровьесозидающей личностной позиции: мотивационно-ценностный этап: решаются задачи постановки перед обучающимсяз доровьеориентированной цели и мотивирования здоровьеориентированной деятельности ориентационно-диагностический этап: происходит инициирование к самообследованию и самопознанию, затем следует определение направлений здоровьеориентированной деятельности

Слайд 32

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Механизм активизации здоровьесозидающей личностной позиции (продолжение): организационно-деятельностный этап: осуществляется поддержка здоровьеориентированной деятельности обучающихся результативно-оценочный этап: проводится диагностика здоровьеориентированной деятельности обучающихся

Слайд 33

Развитие здоровьеориентированной личностной позиции и формирование готовности к здоровьеориентированной деятельности с учетом личностных качеств обучающихся

Слайд 34

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Готовность к здоровьеориентированной деятельности – состояние мобилизации психофизиологических систем, позволяющее обеспечить эффективное выполнение определенных действий по сохранению и укреплению здоровья при оснащении соответствующими знаниями, умениями, навыками, программой действий и наличием решимости совершать их

Слайд 35

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Компоненты готовности к здоровьеориентированной деятельности: мотивационно-ценностный когнитивный эмоционально-волевой операционально-процессуальный оценочно-рефлексивный

Слайд 36

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Способности – устойчивые индивидуально-психологические особенности, отличающие людей друг от друга и выражающие готовность к овладению и успешному выполнению определенных видов деятельности Содержат элементы следующих подструктур личности : направленность опыт индивидуальные особенности биопсихические свойства

Слайд 37

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Здоровьесберегающие способности – специфические качества человека (физические, психические, духовно-нравственные), необходимые и достаточные для эффективного осуществления здоровьеориентированной деятельности

Слайд 38

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Для развития данных способностей обучающихся необходимо: своевременное и полное выявление имеющихся у обучающихся задатков; активное включение обучающихся в те виды деятельности, в которых соответствующие задатки проявляются, а связанные с ними способности формируются и развиваются; одновременное включение в различные виды деятельности, которые связаны со многими способностями;

Слайд 39

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Для развития данных способностей обучающихся необходимо (продолжение): наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих методикой развития способностей; применение для развития способностей современных эффективных средств и методов обучения; обеспечение систематического контроля и стимулирования процесса развития способностей как со стороны тех, кто их формирует и развивает, так и со стороны тех, у кого эти способности формируются и развиваются

Слайд 40

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Личный (индивидуальный) превентивный ресурс – комплекс способностей, реализация которых обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и создает условия открытия своей уникальной идентичности и последующей самореализации, в том числе – развития здоровьеориентированной личностной позиции

Слайд 41

Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Аспекты личного (индивидуального) превентивного ресурса: самоуважение, позитивная самооценка, ощущение собственной значимости; «самодостаточность», сила Я-концепции; активная жизненная установка; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; достаточные физические ресурсы (состояние здоровья)

Слайд 42

Слайд 43

«Готовность» согласие или желание сделать что-нибудь, содействовать чему-нибудь установка, направленная на выполнение того или иного действия Готовность обучающихся к здоровьеориентированной деятельности состояние мобилизации психофизиологических систем человека, позволяющее обеспечить эффективное выполнение определенных действий по сохранению и укреплению здоровья при оснащении соответствующими знаниями, умениями, навыками, программой действий и наличии решимости совершать их. Соответственно, формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности в условиях образовательного процесса должно быть связано с развитием способностей, интересов и склонностей личности, с ее непосредственными жизненными планами и ценностными ориентациями в отношении здоровья.

Слайд 44

Условия развития здоровьесберегающего потенциала духовно-нравственные – уровень развития эмоционально-мотивационной сферы, ценностных ориентаций и установок, уровень адекватности поведения требованиям социальной среды. социальные – наличие и доступность услуг физкультурно-оздоровительных, коррекционно-психологических, медико-реабилитационных и иных центров и служб содействия укреплению здоровья; общественно-идеологические – наличие стойких идеологических позиций в отношении приоритетности здоровья, здорового образа жизни, поддерживаемого на всех уровнях государственной власти (федеральном, региональном, муниципальном и объектном).

Слайд 45

Мотивационно-ценностный критерий Уровень сформиро­ванности мо­тивации к выполнению определенных действий по сохранению и укреплению здоровья. Сте­пень целеуст­ремленности и волевых усилий в данном про­цессе. Место цен­ностей здоровья в ценностно-смысловой иерархии. Устойчивость интереса к собст­венному здо­ровью. Уровень духовно-нравственного благополучия Высокий. Проявление устойчивого интереса к действиям по сохранению и укреплению здоровья, целеус­тремленности и волевых усилий, мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Высокое место ценностей здоровья в иерархии жизненных ценностей. Средний. Проявление неустойчиво­го интереса и мотивации к действиям по сохранению и укреплению здоровья. Не­достаток целеустремлен­ности и волевых усилий в данной деятельности. Промежуточные по­зиции ценностей здоровья в иерархии жизненных цен­ностей. Преобладание мо­тивации избегания неуда­чи в некоторых жизнен­ных сферах. Низкий. Отсутствие интереса и мотивации к действиям по сохранению и укреплению здоровья. Низкие ранги ценностей здоровья в иерархии жизнен­ных ценностей. Опросник уровня сформированности здоровьесберегающей личностной позиции (по А. Г. Маджуге)*. Методика «Индекс отношения к здоровью»* С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина. Опросник по выяв­лению уровня во­левых усилий по овладению действиями по сохранению и укреплению здоровья. Психо­логические мето­дики исследования мотивации дости­жения. Методики измерения ценно­стных ориентаций. Методики оценки об­раза жизни. Наб­людение и экспер­тные оценки педа­гогов, опрос роди­телей и др.

Слайд 46

Когнитивный критерий Полнота и дифференцированность знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья. Пред­ставление об особенностях и услови­ях здоровьеориентированной деятельности Высокий. Полнота знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья. Наличие четко­го представления о сфере применения навыков по сохранению и укреплению здоровья. Средний. Элементарные или отры­вочные сведения о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья. От­сутствие выраженных представлений о сфере применения навыков по сохранению и укреплению здоровья. Низкий. Недостоверность или от­сутствие знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья. Несформированность представлений о сфере применения навыков по сохранению и укреплению здоровья Определение уровня сформированности здоровьесберегающей личностной позиции (по А. Г. Маджуге)*. Диагностика типа отношения человека к здоровью и здоровьеориентированной деятельности (по А. Г. Маджуге)*. Методика «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина*. Анкетно-опросные методики по выяв­лению уровня знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья и др.

Слайд 47

Эмоционально-волевой критерий Уровень психологического благополучия, эмоционального ком­форта, удовлетворенности жизнью. Степень ответственного отно­шения Высокий. Высокий уровень психо­логического благополу­чия, эмоционального ком­форта, удовлетворенности жизнью. Высокая степень ответственного отно­шения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Оптимальный уровень тре­вожности. Средний. Удовлетворительный уровень психо­логического благополу­чия, эмоционального ком­форта, удовлетворенности жизнью. Достаточная степень Методика «Индекс отношения к здоровью»* С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина. Диагностика типа отношения человека к здоровью и здоровьеориентированной деятельности* (по А. Г. Маджуге).

Слайд 48

Операционально-процессуальный критерий Владение спосо­бами осуществления здоровьеориентированной деятельности и индивидуальными страте­гиями копинг-поведения, жизненно важными навыками, техниками психоэмоци­ональной регуляции. Сформированность по­лезных при­вычек, спосо­бов Высокий. Высокий уровень владения спосо­бами осуществления здоровьеориентированной деятельности. Яркое проявление уме­ния спланировать, орга­низовать и осуществить деятельность по сохранению и укреплению здоровья. Сформированность навыков здорового образа жизни. Наличие эф­фективных копинг-стратегий и навыков психо­эмоциональной саморегуляции. Выполнение личного плана сохранения и укрепления здоровья. Проявление творческого подхода, самостоятельности, стремления к использованию оригинальных нестандартных способов, к самообразованию в деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Средний. Достаточный уровень владения спосо­бами осуществления здоровьеориентированной деятельности. Затрудне­ния в планировании, ор­ганизации и осуществле­нии деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Не­достаточно полная сформированность навыков здорового Методика «Индекс отношения к здоровью»* С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина. Диагностика типа отношения человека к здоровью и здоровьеориентированной деятельности (по А. Г. Маджуге)*. Определение уровня сформированности здоровьесберегающей личностной позиции (по А. Г. Маджуге)*. Методика оценки социального благополучия и личностной устойчивости (по А. В. Антоновскому)*.

Слайд 49

Технология стимулирования учащихся к здоровому образу жизни в условиях образовательной организации

Слайд 50

1 группа моделей предполагает изменение представлений человека о себе и своем поведении когнитивная модель , ведущая идея которой заключается в том, что решающим фактором для выживания организма выступает переработка информации А. Бек (исправление ошибочной переработки информации и помощи в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции) – «Думай позитивно!» Эмоционально-когнитивная модель изменения поведения ( А. Эллис ) - изучение причин возникновения эмоциональных расстройств, как результата нарушений в когнитивной сфере (иррациональные установки, имеющие биологические корни). Люди, особенно семья в детстве, подкрепляют иррациональную мыследеятельность.

Слайд 51

2 группа моделей связана с изменением отношения человека к своему поведению или актуальной проблеме . модель убеждения в области здоровья, И.М. Розенсток (на поведение человека в сфере охраны здоровья влияют факторы: эмоциональное отношение к болезни; осознание серьезности заболевания; восприятие угрозы заболевания; убеждение в необходимости действовать; убеждение в наличии преград, затрудняющих выполнение решений). модель изменения поведения основанная на теории аргументированного действия , (Айзенк и Фишбейн): на поведение человека влияют намерения, детерминированные факторами отношений и субъективных норм . модель Дж. Прачаско и С. Деклименти ( методика коррекции проблем человека путем прохождения им определенных стадий): для эффективного изменения поведения человек должен знать сою стадию, т.е. понимать суть своей проблемы - вредные привычки (курение, алкоголь), избавление от лишнего веса и др. В данной группе моделей основная задача-изменение отношения человека к тем или иным проблемам здоровья и ЗОЖ. Отношения определяют характер поведения человека и представляют собой систему индивидуальных связей личности с различными аспектами здоровья.

Слайд 52

3 группа моделей сориентирована на формирование способов поведения человека . модель оперантного поведения Б. Скиннера (поведение формируется событиями, являющимися следствиями реакций; подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Поэтому подкрепление и наказание представляют ведущие методы контроля поведения в соответствии с оперативным научением). модель научения через наблюдение А. Бандуры: благодаря способности использовать символы люди могут эффективно действовать. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные процессы, мотивационные процессы. Косвенное подкрепление и самоподкрепление.

Слайд 53

Отечественные теоретические подходы к проблеме стимулирования обучающихся в 20-х-30-х годах XX века в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. А.С. Макаренко: дефективность отношений проявляется в трех главных типах мотивов – мотивации «присвоения», мотивации «преобладания» и мотивации «обособления». Стержневые идеи: педагогический оптимизм, мажор, вера в человека, постановка цели воспитания, необходимость проектировать будущее своих питомцев, воспитание личности путем осуществления комплексного, синтетического подхода к становлению подрастающего человека, сочетание требовательности с доверием и уважением к личности и т.д. Ключевая идея - «завтрашняя радость»: система перспективных линий (по сути – стимул перспективы), Принцип «параллельного педагогического действия», «атака в лоб», «обходное движение», идея «авансирования личности» и др.

Слайд 54

Л.С. Выготский обосновал учение о происхождении и развитии высших психических функций, в котором он раскрыл изменение специфики внешних стимулов в интропсихологических процессах, разъяснил в аспекте своей концепции суть внутренних стимулов и показал особенности их действия. Л.С. Выготский всесторонне проанализировал психологическую природу стимулов, ввел новый терминологическо-понятийный аппарат (стимулы-знаки, стимулы-объекты, стимулы-средства, интериоризация психических процессов и др.), что послужило теоретической основой последующих исследований в области педагогического стимулирования.

Слайд 55

инструментарий стимулирования: индивидуально-дифференцированные задания (ИДЗ), стимульные ситуации, комплексы стимулирующего воздействия (КСВ); групповые дифференцированные задания (ГДЗ), стимульная среда.

Слайд 56

Типы обучающихся Первый - «нигилисты». Такие обучающиеся своим саморазрушающим поведением (курение, употребление алкогольных напитков, игнорирование физической культуры, агрессивность и т.д.) фактически отрицают ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. Для них смысловое восприятие здоровья содержится в широко распространенном шутливом слогане: «Кто не курит и не пьет – тот здоровеньким помрет!» Второй тип - «пассивные», для которых здоровье воспринимается как объективная реальность, не зависящая от самого человека, а передаваемая по наследству от родителей или данная извне, посредством медицинских манипуляций. Смысловое восприятие здоровья для таких учеников содержится в лозунге - «родись здоровым!».

Слайд 57

Третий тип - «прагматики». Для них личное благополучие связано со здоровьем. Поэтому нужно заниматься профилактическими мероприятиями, чтобы не заболеть. Здоровье необходимо наращивать. Смысловое восприятие здоровья для таких учеников следующее: «здоровье – это капитал и его нужно увеличивать для достижения личных целей». Четвертый тип – «здоровьеориентированные»: их лозунг -«стремись к гармоничному здоровью!». Здоровье воспринимается ими не только в личностном, но и в социальном смысле. Поэтому они активны в плане физического и духовного самосовершенствования, стремятся к улучшению социального микроокружения.

Слайд 58

Методические основы педагогического стимулирования - любой стимул, употребляемый учителем в достижении поставленной цели, должен постепенно подводить учеников к ценностным отношениям к ЗОЖ; - нужно выбирать такие внешние стимулы, которые бы соответствовали внутренним мотивам учеников; - при выборе стимулов, учитывать типологические особенности учеников, уровень их подготовленности и знаний о ЗОЖ, учитывать действующие на учеников факторы (макро-микросреды). Средствами стимулирования выступают: ИДЗ. ГДЗ, стимульные ситуации, стимульная среда .

Слайд 59

Методические основы педагогического стимулирования технологические этапы стимулирования учеников к ЗОЖ: Диагностический этап: диагностика уровня ЦО учеников к ЗОЖ и их распределение на этой основе в соответствии с типологическими группами. На ориентировочном этапе перед каждой типологической группой учеников выдвигаются конкретные задачи и определяются комплексы моральных побудителей. В ходе конструктивного этапа разрабатывается инструментарий стимулирования: ИДЗ, стимульные ситуации, комплексы стимулирующего воздействия. На организационном этапе созданный инструментарий педагогического стимулирования внедряется в образовательный процесс школы. В ходе рефлексивного этапа технологии анализируются полученные результаты и возникающие в ходе стимулирования проблемы, осуществляется коррекция инструментария педагогического стимулирования.

Слайд 60

Результативный компонент Результат процесса стимулирования учеников (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый) отношения к ЗОЖ, определяемы по следующим критериям: -когнитивный (знание о здоровье как ценности, овладение способами его сохранения и укрепления); - операциональный (сформированность умений вести ЗОЖ); -эмоциональный (эмоционально-положительное отношение к ЗОЖ); -поведенческий (активное и сознательное ведение ЗОЖ).

Слайд 61

требования к разработке ИДЗ определение цели 1-го ИДЗ; разработка содержания 1-го ИДЗ; определение лидирующего стимула, лежащего в основе задания и его методической инструментовки; анализ стимулирующего результата выполнения ИДЗ-1 , фиксация изменений, которые служат своеобразным «сигналом» для перехода ко 2-му ИДЗ . Важным моментом разработки заданий является выполнение следующих требований: Преемственность ИДЗ -1 и ИДЗ -2 Новизна задания: Наращивание трудностей

Слайд 62

Для «нигилистов» - лидирующий стимул примера, а вспомогательными - стимулы контроля, общественного мнения, интереса, жизненно-практического значения получаемых знаний. Для «пассивных» стимул познавательного интереса - лидирующий, а стимулы социальной значимости, перспективы, жизненно-практического значения знаний - вспомогательные. Для «прагматиков» лидирующий стимул- перспективы, подкрепленный стимулами достигнутого результата, положительного примера, социальной значимости и жизненно-практического значения приобретаемых знаний. Для «Здоровьеориентированных» лидирующим стимулом выступил стимул социальной значимости. Стимулы доверия, перспективы, жизненно-практического значения приобретаемых знаний стали вспомогательными

Слайд 63

Особенности стимулирования школьников в образовательном процессе Особое место в ходе стимулирования занимают конкурсы, викторины, олимпиады, соревнования и др. внеаудиторные двигательные мероприятия состязательного характера, в основе которых лежит ведущий стимул – соревнование, в сочетании с такими побудителями ценностного отношения к ЗОЖ, как познавательный интерес, доверие, одобрение шк-ков со стороны учителей, объявление благодарности, общественное мнение и др. Проводимые дни, недели и месячники здоровья - это своеобразная стимульная среда, благотворно влияющая на ценностное отношение шк-ков в к ЗОЖ. По своему воздействию они гораздо длиннее стимульных ситуаций. Сила их воздействия определяется совокупностью познавательных, игровых, коммуникативных, творческих, физкультурно-спортивных, музыкальных и иных видов сред, сливающихся в единый сплав побуждения позитивного отношения шк-ков к ЗОЖ.

Слайд 64

Задание на понимание и закрепление материала Задание 1. Опираясь на принципы тьюторского сопровождения, приведенные в лекции, продумайте Ваши действия по здоровьеформирующей работе с классом

Слайд 65

Задание 2. Конкретизируйте условия развития здоровьесберегающих способностей обучающихся (воспитанников). Определите, каким образом можно выявить имеющиеся у обучающихся (воспитанников) задатки; какие виды деятельности больше всего способствуют проявлению этих задатков и формированию здоровьесберегающих способностей; какие виды деятельности могут оказывать опосредованное положительное влияние на развитие здоровьесберегающих способностей; какую подготовку должен иметь педагог, чтобы грамотно и эффективно развивать здоровьесберегающие способности обучающихся (воспитанников); какие методы и средства обучения лучше всего подходят для развития здоровьесберегающих способностей.