Доклад "Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности".
статья по теме
Литература:
1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогического
образования: Словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов и
др. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.
2. Деражне Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: Науч. –
метод. Пособие / Ю.Л. Деражне. – М., 1997. – 104 с.
3. Зинченко, А.П. Тьютор – менеджер – маркетолог – продавец:
расширенный взгляд / А.П. Зинченко // МИМ Л ИНК, 2002 .
4. Змеев, С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов / С.И.
Змеев. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152 с.
5. Максимов, В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия
в контексте современных образовательных моделей:
Программа и тезисы международной конференции. 10-12 марта
(Переделкино) / В.В. Максимов. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_tyutorskogo_soprovozhdeniya_uchenicheskoy_deyatelnosti.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности.
Литература: 1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогического образования: Словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов и др. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с. 2. Деражне Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: Науч. – метод. Пособие / Ю.Л. Деражне. – М., 1997. – 104 с. 3. Зинченко, А.П. Тьютор – менеджер – маркетолог – продавец: расширенный взгляд / А.П. Зинченко // МИМ Л ИНК, 2002 . 4. Змеев, С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов / С.И. Змеев. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152 с. 5. Максимов, В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия в контексте современных образовательных моделей: Программа и тезисы международной конференции. 10-12 марта (Переделкино) / В.В. Максимов. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.
|
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает « домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования индивидуальной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы учащегося.
Одна из заметных тенденций реформирования современного образования связана с введением новых образовательных профессий.
Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров. Позиция тьютора принципиально отличается от всех вышеперечисленных педагогических позиций. Основное отличие заключается в том, что содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика.
Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательного интереса школьника. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.
Цель: помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.
Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия, а педагог создает условия для осуществления этого действия.
Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.
Этапы технологии тьюторского сопровождения:
• Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.
• Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предпролагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т. п.)
• Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?
• Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?)
а). Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.
б). Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.
в). Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая игра, тренинг и т. п.
•Собственное «исследование». Нахождение информации по сформулированному вопросу, теме, проблеме.
• Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности и т. п.
• Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т. д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т. п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее (например, с помощью камеры).
• Совместная рефлексия защиты творческой работы.
• Планирование следующего направления работы.
Технология может реализовываться в трех направлениях:
• Ведение особой тьюторской позиции;
• Максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т. п.);
• Организация «событийных» форм образовательной деятельности (олимпиады, фестивали и т. п.), провоцирующие спонтанное творческое общение ученика.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- Сбор информации о ребенке;
-Анализ полученной информации;
- Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
- Составление ИОП (индивидуального плана работы с ребенком)
- Решение поставленных задач;
- Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка
дальнейшей стратегии.
Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для
всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления
проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском
сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более
подробно.
Предварительный этап или этап установления контакта
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает, как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности.
Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской
помощи, информационная, временная и территориальная доступность.
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его
семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах
своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями,
учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и
информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка.
Адаптационный этап
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и
ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ,
постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные
ситуации.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от
типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких
месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации
значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные
образовательные учреждения: ДОУ, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач,
стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения,
определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.
Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно
дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к
самостоятельности.
Помощь и оценка первых результатов
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения
положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации
ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление
ребенку максимальной самостоятельности в учебе, с последующей
отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его
влияния является критерием его эффективности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документы тьюторского сопровождения (примерный перечень с учетом региона Республики Тыва, составленный лично мной, Монгуш Р.И. - это дом.задание по курсу "Тьюторское сопровождение")
Тьюторство в условиях ФГОС...
Предполагаемые результаты тьюторской деятельности.
Предполагаемые результаты тьюторской деятельности....
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)
Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...
Что означает тьюторское сопровождение. Формы, методы и технология тьюторского сопровождения.
В статье собран материал относительно развития тьюторского сопровождения в системе инклюзивного образования согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, где отражено постро...
Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»
Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...
Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью
В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...