Доклад "Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности".
статья по теме

Гайнуллина Танзиля Фаризовна

 

Литература:

 

1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогического

образования: Словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов и

др. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.

2. Деражне Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: Науч. –

метод. Пособие / Ю.Л. Деражне. – М., 1997. – 104 с.

3. Зинченко, А.П. Тьютор – менеджер – маркетолог – продавец:

расширенный взгляд / А.П. Зинченко // МИМ Л ИНК, 2002 .

4. Змеев, С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов / С.И.

Змеев. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152 с.

5. Максимов, В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия

                         в контексте современных образовательных моделей:

Программа и тезисы международной конференции. 10-12 марта

(Переделкино) / В.В. Максимов. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология тьюторского сопровождения

ученической деятельности.

                                                                                                 

Литература:

1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогического

образования: Словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов и

др. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.

2. Деражне Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: Науч. –

метод. Пособие / Ю.Л. Деражне. – М., 1997. – 104 с.

3. Зинченко, А.П. Тьютор – менеджер – маркетолог – продавец:

расширенный взгляд / А.П. Зинченко // МИМ Л ИНК, 2002 .

4. Змеев, С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов / С.И.

Змеев. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152 с.

5. Максимов, В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия

                   в контексте современных образовательных моделей:

Программа и тезисы международной конференции. 10-12 марта

(Переделкино) / В.В. Максимов. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

 

         Тьютор (в переводе с английского tutor) означает « домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования индивидуальной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы учащегося.

 Одна из заметных тенденций реформирования современного образования связана с введением новых образовательных профессий.

Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров. Позиция тьютора принципиально отличается от всех вышеперечисленных педагогических позиций. Основное отличие заключается в том, что содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика.

 Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательного интереса школьника. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.

Цель: помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

      Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия, а педагог создает условия для осуществления этого действия.

Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.

         Этапы технологии тьюторского сопровождения:

•  Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.

Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предпролагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т. п.)

Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?

•  Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?)

а). Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.

б). Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.

в). Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая игра, тренинг и т. п.

Собственное «исследование». Нахождение информации по сформулированному вопросу, теме, проблеме.

•  Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности и т. п.

•  Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т. д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т. п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее (например, с помощью камеры).

•  Совместная рефлексия защиты творческой работы.

•  Планирование следующего направления работы.

 Технология может реализовываться в трех направлениях:

•  Ведение особой тьюторской позиции;

•  Максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т. п.);

Организация «событийных» форм образовательной деятельности (олимпиады, фестивали и т. п.), провоцирующие спонтанное творческое общение ученика.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

- Сбор информации о ребенке;

-Анализ полученной информации;

- Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

- Составление ИОП (индивидуального плана работы с ребенком)

-  Решение поставленных задач;

-  Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка

дальнейшей стратегии.

Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для

всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления

проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском

сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более

подробно.

Предварительный этап или этап установления контакта

  Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка  с ОВЗ или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).

  Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает, как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности.

  Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской

помощи, информационная, временная и территориальная доступность.

  На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

  Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его

семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах

своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.

  На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

  Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями,

учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и

информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка.

Адаптационный этап

  На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и

ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ,

постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные

ситуации.

  Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от

типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких

месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации

значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные

образовательные учреждения: ДОУ, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.

  На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач,

стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения,

определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.

  Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно

дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к

самостоятельности.

Помощь и оценка первых результатов

  Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения

положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

  На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации

ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.

  Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление

ребенку максимальной самостоятельности в учебе, с последующей

отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его

влияния является критерием его эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предполагаемые результаты тьюторской деятельности.

Предполагаемые результаты тьюторской деятельности....

Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».

Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов...

Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)

Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...

Что означает тьюторское сопровождение. Формы, методы и технология тьюторского сопровождения.

В статье собран материал относительно развития тьюторского сопровождения в системе инклюзивного образования согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, где отражено постро...

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»

Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...