Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
статья (1 класс) на тему
Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов социализации и решение задач воспитания учащихся первых классов через тьюторское сопровождение с учетом, как общих тенденций проблем первоклассников, так и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данная программа внеурочной деятельности, представляющая социальное направление в первых классах, направлена прежде всего на сохранение психологического здоровья детей, на их гармоничное взаимодействие с окружающими. Ее реализация является логическим продолжением курса адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй, школа!».
Различные нарушения эмоциональной сферы представляющие огромную проблему как для родителей, так и для педагогов, а также несформированность навыков общения, неадекватная самооценка школьников являются причиной различных конфликтов и приводят к нарушениям отношений с окружающими, отклоняющему поведению и школьной дезадаптации в целом и определяют актуальность данной программы.
Целью программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» является профилактика и укрепление психологического здоровья детей в процессе адаптации и социализации в начальной общеобразовательной школе.
Задачи программы:
· формирование и отработка у учащихся навыков психоэмоциональной регуляции (стрессоустойчивости).
· повышение уверенности в себе и формирование у детей устойчивой адекватно-положительной самооценки
· развитие межличностных отношений, коммуникативных навыков и сотрудничества детей друг с другом в учебном коллективе
· снижение уровня тревожности и агрессивности через развитие навыков конструктивного выражения эмоций
· Развитие умения преодолевать трудности и страхи
· Развитие речи, кругозора и творческих способностей учащихся.
Акцент в работе в больше степени делается на развитие личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Основными образовательными технологиями являются: ролевые игры, психогимнастические упражнения, инсценировки с элементами психодрамы; творческие работы и задания (направленное рисование); групповое обсуждение; технологии обучения в сотрудничестве, коллективная рефлексия; использование демонстративного материала.
Программа «Тропинка к своему Я» включает в себя 3 тематических блока:
1. Мои чувства
2. Какой Я
3. Трудности первоклассника
В блоке «Мои Чувства» дети учатся распознавать свои чувства и чувства других Рассматриваются такие чувства, как радость, злость, страх, обида, тревога, на основе сказок и рассказов. Используются техники: незаконченные предложения, рисунки чувств, проигрывание чувств.
В блоке «Какой Я» дети учатся осознавать свои достоинства и достоинства других людей: доброта, сочувствие, внимательность, доброжелательность и т.п. рассматриваются примеры героев из художественных произведений. Используются техники: психологические загадки, ролевые игры, рисунки, групповое обсуждение, незаконченная сказка.
В блоке «Трудности первоклассника» дети учатся распознавать и справляться с проблемами в школе, дома, на улице. Дети делятся своими проблемами (вера в свои силы, стеснительность, лень и т.п.); на примере сказок и жизненных ситуаций, в групповом обсуждении учащиеся сами ищут путь к
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhenova_s.n.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность обусловлена интересами и потребностями детей и направленна на познание и преобразование себя. В рамках этой деятельности возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации учащихся через тьюторское сопровождение.
В своей работе с детьми 1 классов я стремлюсь учитывать как общие тенденции и проблемы первоклассников, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для примера приведу статистику за 4 года, на основе мониторинга и проведенных мной диагностических исследований:12/13 учебный год – 64% первоклассников имеют высокий и повышенный уровень личностной тревожности; 13/14 год –50 %; 14/15 год -56%; 15/16 год – 68%.
Следует отметить, что за тревожностью могут стоять такие личностные особенности детей, как неуверенность, трудности в общении с ровесниками и взрослыми, негативный эмоциональный фон. Высокая тревожность может проявляться в форме агрессии, негативизма, чрезмерной замкнутости, в конфликтах, в нарушении дисциплины и т.п. В результате этого снижается познавательная активность учащихся.
На своих занятиях я стараюсь создать психологически комфортную среду для учащихся, использую технологии снятия эмоционального напряжения для преодоления психологического барьера. Первоклассники получают опыт личностно значимого общения, опыт работы в команде, самопрезентации. Это способствует повышению социальной компетентности детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию познавательного интереса.
Программа внеурочной деятельности “Тропинка к своему Я”, представляющая в нашей школе социальное направление в первых классах, направлена прежде всего на сохранение психологического здоровья детей, на их гармоничное взаимодействие с окружающими. Ее реализация является логическим продолжением курса адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй, школа!».
Актуальность данной программы очевидна. Различные нарушения эмоциональной сферы представляют огромную проблему как для родителей, так и для педагогов. Несформированность навыков общения, неадекватная самооценка школьников являются причиной различных конфликтов и приводят к нарушениям отношений с окружающими, отклоняющему поведению и школьной дезадаптации в целом.
Целью программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» являетсяпрофилактика и укрепление психологического здоровья детей в процессе адаптации и социализации в начальной общеобразовательной школе.
Задачи программы:
- формирование и отработка у учащихся навыков психоэмоциональной регуляции (стрессоустойчивости).
- повышение уверенности в себе и формирование у детей устойчивой адекватно-положительной самооценки
- развитие межличностных отношений, коммуникативных навыков и сотрудничества детей друг с другом в учебном коллективе
- снижение уровня тревожности и агрессивности через развитие навыков конструктивного выражения эмоций
- Развитие умения преодолевать трудности и страхи
- Развитие речи, кругозора и творческих способностей учащихся.
В процессе реализации программы в соответствии с ФГОС у учащихся развиваются все УУД. Акцент в работе в больше степени делается на развитие личностных, коммуникативных и регулятивных УУД. А именно:
Личностные универсальные учебные действия:
- Умение понимать нравственное содержание собственных поступкови поступков окружающих людей;умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих ценностей
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- Понимание своих чувств, как регуляторов морального поведения;
- Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Освоение роли ученика, формирование положительной мотивации к учению
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- развитие навыков сотрудничества детей друг с другом, в учебном коллективе
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Умение формулировать собственное мнение и позицию;
- Получение начальных навыков решения конфликтных ситуаций
- Соблюдение норм речевого этикета
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями.
- Соблюдать правила коллективного поведения.
- Овладение способами самооценки; способность адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей
Основными образовательными технологиями являются: ролевые игры, психогимнастические упражнения, инсценировки с элементами психодрамы; творческие работы и задания (направленное рисование); групповоеобсуждение; технологии обучения в сотрудничестве, коллективная рефлексия; использование демонстративного материала.
В программе используютсяздоровьесберегающие технологии: упражнения, на снятие напряжения и физической усталости, повышения общего эмоционального фона (физкультминутки, разминки для глаз, рук; мимические упражнения, дыхательные техники, визуально – кинестетические техники).
Большое внимание уделяется чтению сказок, притч, рассказов; обсуждаются и проигрываются жизненные ситуации и чувства. Благодаря этому у детей формируются социальные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, регулировать свое поведение, уметь слушать и понимать других, сотрудничать.
Программа «Тропинка к своему Я» включает в себя 3 тематических блока:
- Мои чувства
- Какой Я
- Трудности первоклассника
В блоке «Мои Чувства» дети учатся распознавать свои чувства и чувства других Рассматриваются такие чувства, как радость, злость, страх, обида, тревога, на основе сказок и рассказов. Используются техники: незаконченные предложения, рисунки чувств, проигрывание чувств.
В блоке «Какой Я» дети учатся осознавать свои достоинства и достоинства других людей: доброта, сочувствие, внимательность, доброжелательность и т.п. рассматриваются примеры героев из художественных произведений. Используются техники: психологические загадки, ролевые игры, рисунки, групповое обсуждение, незаконченная сказка.
В блоке «Трудности первоклассника» дети учатся распознавать и справляться с проблемами в школе, дома, на улице. Дети делятся своими проблемами (вера в свои силы, стеснительность, лень и т.п.); на примере сказок и жизненных ситуаций, в групповом обсуждении учащиеся сами ищут путь к разрешению трудностей, овладевают первичными навыками решения конфликтов.
В заключении хочу сказать, что главной задачей в своей работе считаю выполнение функции психолога- тьютора: создание комфортной (в психологическом плане) обучающей среды – это и работа в малых группах, возможность индивидуального подхода к учащимся, выбор разнообразных образовательных технологий, выбор тем занятий, которые близки и интересны детям.
Систематические занятия с детьмиво время внеурочной деятельности дают педагогический результат, который непросто получить во время традиционного процесса обучения. Это связано сотсутствиему детей страха неправильного ответа; возможностью выражения своего мнения, проб и исправлений ошибок. По моему личному опыту на занятиях дети эмоционально раскрепощаются, проявляют свои лучшие качества, начинают лучше понимать свои чувства и настроение; чувства других.Учащиесяначинают применять способы корректного выражения негативных чувств. Отношения между детьми становятся более доброжелательными, они охотно сотрудничают друг с другом; многие из них в процессе занятий проявляют свои креативные способности и становятся более позитивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"
Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психо...
КТП по программе внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 1-4 класс
КТП на учебный год с развитием и формированием УУД...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)
Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я", 1-4 кл.
Программа расчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст учащихся – 6-7 лет
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приоб...