Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
статья (1 класс) на тему

Подкопаева Елена Александровна

Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов социализации и решение задач воспитания  учащихся первых классов через тьюторское сопровождение с учетом, как общих тенденций  проблем первоклассников, так и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данная программа внеурочной деятельности, представляющая социальное направление в первых классах, направлена прежде всего на сохранение психологического здоровья детей, на их гармоничное взаимодействие с окружающими. Ее реализация является логическим продолжением курса адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй, школа!».

Различные нарушения эмоциональной сферы представляющие огромную проблему как для родителей, так и для педагогов, а также несформированность навыков общения, неадекватная самооценка школьников являются причиной различных конфликтов и приводят к нарушениям отношений с окружающими, отклоняющему поведению и школьной дезадаптации в целом и определяют актуальность данной программы.

Целью программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» является профилактика и укрепление психологического здоровья детей в процессе адаптации и социализации в начальной общеобразовательной школе.

Задачи программы:

·        формирование и отработка у учащихся навыков психоэмоциональной регуляции (стрессоустойчивости).

·        повышение уверенности в себе и формирование у детей устойчивой адекватно-положительной самооценки

·        развитие межличностных отношений,  коммуникативных навыков и сотрудничества детей друг с другом в учебном коллективе

·        снижение уровня тревожности и агрессивности через развитие навыков конструктивного выражения эмоций

·        Развитие умения преодолевать трудности и страхи

·        Развитие речи, кругозора и творческих способностей учащихся.

Акцент в работе в больше степени делается на развитие личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Основными образовательными технологиями являются: ролевые игры, психогимнастические упражнения, инсценировки с элементами психодрамы; творческие работы и задания (направленное рисование); групповое обсуждение; технологии обучения в сотрудничестве, коллективная рефлексия; использование демонстративного материала.

Программа «Тропинка к своему Я» включает в себя 3 тематических блока:

1.      Мои чувства

2.      Какой Я

3.      Трудности первоклассника

В блоке «Мои Чувства» дети учатся распознавать свои чувства и чувства других Рассматриваются такие чувства, как радость, злость, страх, обида, тревога, на основе сказок и рассказов. Используются техники: незаконченные предложения, рисунки чувств, проигрывание чувств.

В блоке «Какой Я» дети учатся осознавать свои достоинства и достоинства других людей: доброта, сочувствие, внимательность, доброжелательность и т.п. рассматриваются примеры героев из художественных произведений. Используются техники: психологические загадки, ролевые игры, рисунки, групповое обсуждение, незаконченная сказка.

В блоке «Трудности первоклассника» дети учатся распознавать и справляться с проблемами в школе, дома, на улице. Дети делятся своими проблемами (вера в свои силы, стеснительность, лень и т.п.); на примере сказок и жизненных ситуаций, в групповом обсуждении учащиеся сами ищут путь к

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazhenova_s.n.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность обусловлена интересами и потребностями детей и направленна на познание и преобразование себя. В рамках этой деятельности возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации учащихся через тьюторское сопровождение.

В своей работе с детьми 1 классов я стремлюсь учитывать как общие тенденции и проблемы первоклассников, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для примера приведу статистику за 4 года, на основе мониторинга и проведенных мной диагностических исследований:12/13 учебный год – 64% первоклассников имеют высокий и повышенный уровень личностной тревожности; 13/14 год –50 %; 14/15 год -56%; 15/16 год – 68%.

Следует отметить, что за тревожностью могут стоять такие личностные особенности детей, как неуверенность, трудности в общении с ровесниками и взрослыми, негативный эмоциональный фон. Высокая тревожность может проявляться в форме агрессии, негативизма, чрезмерной замкнутости, в конфликтах, в нарушении дисциплины и т.п. В результате этого снижается познавательная активность учащихся.

На своих занятиях я стараюсь создать психологически комфортную среду для учащихся, использую технологии снятия эмоционального напряжения для преодоления психологического барьера. Первоклассники получают опыт личностно значимого общения, опыт работы в команде, самопрезентации. Это способствует повышению социальной компетентности детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию познавательного интереса.

Программа внеурочной деятельности  “Тропинка к своему Я”, представляющая в нашей школе социальное направление в первых классах, направлена прежде всего на сохранение психологического здоровья детей, на их гармоничное взаимодействие с окружающими. Ее реализация является логическим продолжением курса адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй, школа!».

Актуальность данной программы очевидна. Различные нарушения эмоциональной сферы представляют огромную проблему как для родителей, так и для педагогов. Несформированность навыков общения, неадекватная самооценка школьников являются причиной различных конфликтов и приводят к нарушениям отношений с окружающими, отклоняющему поведению и школьной дезадаптации в целом.

Целью программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» являетсяпрофилактика и укрепление психологического здоровья детей в процессе адаптации и социализации в начальной общеобразовательной школе.

Задачи программы:

  • формирование и отработка у учащихся навыков психоэмоциональной регуляции (стрессоустойчивости).
  • повышение уверенности в себе и формирование у детей устойчивой адекватно-положительной самооценки
  • развитие межличностных отношений,  коммуникативных навыков и сотрудничества детей друг с другом в учебном коллективе
  • снижение уровня тревожности и агрессивности через развитие навыков конструктивного выражения эмоций
  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи
  • Развитие речи, кругозора и творческих способностей учащихся.

В процессе реализации программы в соответствии с ФГОС у учащихся развиваются все УУД. Акцент в работе в больше степени делается на развитие личностных, коммуникативных и регулятивных УУД. А именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  • Умение понимать нравственное содержание собственных поступкови поступков окружающих людей;умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих ценностей
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • Понимание своих чувств, как регуляторов морального поведения;
  • Эмпатия, как понимание чувств  других людей и сопереживание им.
  • Освоение роли ученика, формирование положительной мотивации к учению

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • развитие навыков сотрудничества детей друг с другом, в учебном коллективе
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • Получение начальных навыков решения конфликтных ситуаций
  • Соблюдение норм речевого этикета

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями.
  • Соблюдать правила коллективного поведения.
  • Овладение способами самооценки; способность адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей

Основными образовательными технологиями являются: ролевые игры, психогимнастические упражнения, инсценировки с элементами психодрамы; творческие работы и задания (направленное рисование); групповоеобсуждение; технологии обучения в сотрудничестве, коллективная рефлексия; использование демонстративного материала.

В программе используютсяздоровьесберегающие технологии: упражнения, на снятие напряжения и физической усталости, повышения общего эмоционального фона (физкультминутки, разминки для глаз, рук; мимические упражнения, дыхательные техники, визуально – кинестетические техники).

Большое внимание уделяется чтению сказок, притч, рассказов; обсуждаются и проигрываются жизненные ситуации и чувства. Благодаря этому у детей формируются социальные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, регулировать свое поведение, уметь слушать и понимать других, сотрудничать.

Программа «Тропинка к своему Я» включает в себя 3 тематических блока:

  1. Мои чувства
  2. Какой Я
  3. Трудности первоклассника

В блоке «Мои Чувства» дети учатся распознавать свои чувства и чувства других Рассматриваются такие чувства, как радость, злость, страх, обида, тревога, на основе сказок и рассказов. Используются техники: незаконченные предложения, рисунки чувств, проигрывание чувств.

В блоке «Какой Я» дети учатся осознавать свои достоинства и достоинства других людей: доброта, сочувствие, внимательность, доброжелательность и т.п. рассматриваются примеры героев из художественных произведений. Используются техники: психологические загадки, ролевые игры, рисунки, групповое обсуждение, незаконченная сказка.

В блоке «Трудности первоклассника» дети учатся распознавать и справляться с проблемами в школе, дома, на улице. Дети делятся своими проблемами (вера в свои силы, стеснительность, лень и т.п.); на примере сказок и жизненных ситуаций, в групповом обсуждении учащиеся сами ищут путь к разрешению трудностей, овладевают первичными навыками решения конфликтов.

В заключении хочу сказать, что главной задачей в своей работе считаю выполнение функции психолога- тьютора: создание комфортной (в психологическом плане) обучающей среды – это и работа в малых группах, возможность индивидуального подхода к учащимся, выбор разнообразных образовательных технологий, выбор тем занятий, которые близки и интересны детям.

Систематические занятия с детьмиво время внеурочной деятельности дают педагогический результат, который непросто получить во время традиционного процесса обучения. Это связано сотсутствиему детей страха неправильного ответа; возможностью выражения своего мнения, проб и исправлений ошибок. По моему личному опыту на занятиях дети эмоционально раскрепощаются, проявляют свои лучшие качества, начинают лучше понимать свои чувства и настроение; чувства других.Учащиесяначинают применять способы корректного выражения негативных чувств. Отношения между детьми становятся более доброжелательными, они охотно сотрудничают друг с другом; многие из них в процессе занятий проявляют свои креативные способности и становятся более позитивными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года.  Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"

  Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психо...

КТП по программе внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 1-4 класс

КТП на учебный год с развитием и формированием УУД...

Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)

Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст учащихся – 6-7 лет

Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приоб...