Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"
рабочая программа (3 класс) на тему

Яшина Светлана Николаевна

    Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная  образовательная школа № 33»

города Мурома

        УТВЕРЖДАЮ:

                                                    Директор МБОУ

«Основная образовательная школа № 33»

                                                                     _____________Л.Ю. Клопова

                                                  «___» __________________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по духовно-нравственному направлению

Тропинка к своему сердцу

                               

                                             Автор-составитель:

                                                                  Яшина С.Н., учитель начальных    

                         классов

   

Муром, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………… 3 стр.

Пояснительная записка…………………………………………    5 стр.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности…………………………………………7 стр.

Тематическое планирование…………………………………….10 стр.

Содержание программы………………………………………….16 стр.

Используемая литература……………………………………… 19 стр.

Приложения………………………………………………………21 стр.

Введение.

 

    Система образования, как и другие структуры российского общества, переживает сегодня период реформ. Нет недостатка в новых и новейших технологиях и методических разработках. Вместе с тем обозначилась вполне реальная перспектива разрыва между двумя составляющими учебного процесса – обучением и воспитанием. Об угрозе одностороннего подхода к образованию, о недопустимости забвения воспитательных функций школы еще в конце XIX – начале XX века с тревогой писали видные русские педагоги.

    Надо сказать, что на государственном уровне есть понимание необходимости рассматривать образование в единстве обучения и воспитания. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников  сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

     Человек – это емкое, многогранное существо, которое рассматривается педагогикой с различных сторон: интеллектуальной, физической, психической и духовной.

   К сожалению, в настоящее время школа уделяет внимание в основном интеллектуальной, физической, а с недавних пор и психологической стороне  человека. Развитие духовно- нравственной сферы ребенка в российской школе упущено. Традиционная школа недооценивает значение духовной жизни в человеке, ребенок представлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Это величайшая трудность для ребенка, и она редко увенчивается успехом.

    В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

   Очень трудно порой достучаться до сердец своих учеников, воспитывающихся в неблагополучных и неполных семьях, в семьях, где родители не осознают ответственности перед будущим своих детей. А сделать это нужно обязательно, т.к. зло безнаказанно вторгается в нашу жизнь с телеэкранов, с газетных, журнальных и книжных страниц, с рекламных щитов на перекрестках и грозит развратить юные души, убить веру в добрые начала.

      Программа «Тропинка  к своему сердцу» тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формировать интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.

    Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания.

     Нравственный опыт нельзя передать, его можно только взрастить в маленьком человеке. Ребенок сможет приобрести этот опыт лишь «в результате преодоления некоторых жизненных коллизий, прохождения соответствующего жизненного пути». (В.В. Сериков)

   Именно в детстве закладываются механизмы будущей социальной адаптации детей, начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру, любви к Родине, дружеской привязанности к другому человеку. 

   Любовь маленького человека к Родине начинается с отношения к самым близким людям – родителям, бабушке, дедушке, с любви к родному дому, улице на которой живет, школе, городу, т.е. к малой родине. Малая Родина (родной край) дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями.

    Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

     Краткий экскурс в историю христианства для ознакомления с лучшими образцами  русской культуры и искусства, данный на доступном для учащихся уровне, способствует пробуждению интереса к предмету и усвоению яркого, объемного образа «человеческой истории». А использование местного краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков.

       

Пояснительная записка.

   Программа «Тропинка к своему сердцу» составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

   Созданию данной программы  способствовало ознакомление с педагогической системой по воспитанию духовности в детях М.И.Хераскова – замечательного русского общественного деятеля, просветителя и педагога второй половины XIX века.

   М.И.Херасков создал такую систему воспитания, результатом которой стал бы человек добролюбивый и добродеятельный, неприемлющий зла и насилия, способный противостоять им своими делами и поступками.

     При разработке содержания программы, основных ее разделов были использованы  положения личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.),  идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций.  Учитывались возрастные  интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, В.Сухомлинского, А. Леонтьева, Л. Блонского, К. Ушинского.

    В основу программы   положены следующие принципы:  

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

- принцип социальной адекватности воспитания,  что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • принцип системно-деятельностной организации воспитания.    

   Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

       

Цель программы: 

    Пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, воспитание чувства причастности к мировой культуре, развитие творческого начала в каждом ребенке, приобщение к традициям нравственности и этики, воспитание гражданина своей Родины.

   Данную цель можно достичь с помощью решения следующих задач:

  1. Познакомить учащихся с основными нравственными основами христианства, т.к. его идеи всегда были основой быта и культуры россиян.
  2. Помогать ребенку в приобщении своего внутреннего мира и приобщении к искусству как жизненной основе.
  3. Содействовать возникновению у ребенка желания добывать личные знания, творить, совершенствоваться.
  4. Вырабатывать активную жизненную позицию, воспитывать творческое отношение к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
  5. Развивать эстетическое восприятие окружающей среды, чувства доброты.
  6. Воспитывать россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа.
  7. Развивать интерес к духовной жизни, «философствованию».
  8. Обучать анализу собственных поступков, соотношение их с общечеловеческими ценностями и идеалами.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Формирование у ребенка следующих способностей:

- способность выражать свои размышления о духовно- нравственных проблемах;

- способность к достижению красоты окружающей жизни и стремлению творить прекрасное;

- способность к принятию обдуманных и ответственных решений в трудные моменты жизни в соответствие с христианскими  нормами морали;

- более вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. 
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Формы и средства контроля

  1. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  
  2. Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  3. Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
  4. Изучение самооценки личности младшего школьника;  
  5. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
  6. Проектная методика «Автопортрет»;
  7. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  8. Социометрия;
  9. Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
  10. Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  11. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

    Изучая результаты педагогического воздействия, необходимо иметь ввиду сложность того явления, которое изучается. Полученные материалы исследований не должны являться основанием для оценки личности ребёнка. Это информация для педагога, для составления плана индивидуальной работы. Нельзя также считать полученные диагностические результаты окончательными в суждении об ученике, так как ребёнок меняется, полученные результаты могут зависеть о самочувствия ученика, его отношения к диагностике.

   Занятия курса строятся на личностно   - ориентированном подходе, так как их содержание обращено  к каждому ученику.

     Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к нравственному формированию личности ребёнка. Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.

    Учитель стимулирует высказывания детей сначала как ответы на его вопросы, затем как диалог между детьми с участием педагога, направляющего обсуждение. Учитель стремится к тому, что бы ученики аргументировали свои впечатления, своё мнение, свои оценки.

    Условия, необходимые для реализации данной программы:

- Учителю надо понять исключительную важность духовного развития учащихся, стремиться к обогащению духовной жизни каждого ученика.

- Высшей целью педагог должен видеть не сумму знаний (умений и навыков), а создание духовно-нравственного фундамента личности.

- Взаимодействие учителя и родителей.

   Необходимо, чтобы темы, которые затрагивались на уроках, внеклассных занятиях, обсуждались бы и в семье. Для этого на родительских собраниях учитель должен знакомить родителей с изучаемыми вопросами, с рассуждениями детей, с их письменными работами, рисунками.

Программа адресована учащимся 3- 4  классов  и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Программа реализуется учителями начальных классов.

Тематическое планирование.

3 класс (34 ч)

Тема № 1: Мои первые шаги в духовной жизни.

  Тема занятия

Цели и задачи занятия

Основные духовно- нравственные понятия

Количество часов

теория

практика

1

Мир внешний и мир внутренний

Дать понять, как устроен человек, чем он отличается от окружающего мира.

Настроение человека, состояние его души, чувства, переживания, стремления, желания.

1 ч

1 ч

2

Красота в окружающем мире

Помочь научить видеть, понимать, любить красивый мир православной культуры.

Состояние природы, красота рукотворная и нерукотворная, счастье, душевное равновесие.

2 ч

3

Добро и зло в древнем и современном мире. Кто добро творит, того Бог благословит.

Показать, в чем заключается свобода человека и его произволение, учить различать положительные и отрицательные факторы, влияющие на его жизнь и делать правильный выбор.

Грех, грехопадение, понятие о первородном грехе, искушение, обольщение, страсти, доброделание, заповеди Христовы.

1 ч

1 ч

Тема № 2:Красота тела и души.

1

Что такое душа человека?                  

Показать, что душа – это суть человека, в ней вся его своеобразность, его самосознание.

Мыслительная сила (разум, рассудок), сила желательная (желания, воля), сила раздражительная (чувства, эмоции).

2 ч

2

 Жизнь по совести. Совесть без зубов, а грызет.    

Раскрыть понятие совесть, показать, что нужно делать, чтобы всегда жить по совести.

Страсти, греховные желания, страдания, муки совести, чистая совесть.

1 ч

1 ч

3

Весна в душе человека

Раскрыть смысл выражений с понятием «душа», учить правильно поступать в той или иной ситуации.

Характер, воля, желания, красота тела, красота души.

1 ч

1 ч

4

Что помогает душе расти

 

Показать, что для того, чтобы быть сильным духом, надо иметь сильный характер, тренировать душу.

Воспитание характера, воздержание, самопринуждение.

Отрицательные и положительные черты характера. Красота души.

1 ч

1 ч

5

Истинное здоровье человека. Телу простор, душе теснота.

Раскрыть понятие «истинное здоровье человека».

Духовная пища, «душа мучается, душа радуется», «здоровая душа», «больная душа».

1 ч

1 ч

6

Сокровища души.

 «Золотое правило»

Библии («как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»)

Учить развивать в себе положительные черты характера, которые помогут изменить свое поведение. Учить видеть в обычном - прекрасное.  Познакомить с «Золотым правилом» Библии.  

Высокомерие, злость, гордость, презрение, самолюбие, заносчивость, доброта, сочувствие, забота, милосердие, внимательность.

1 ч

1 ч

Тема № 3:Воспитание характера.

1

С чего начинать воспитание своего характера.

Довести до сознания детей, что человек может сознательно вырабатывать в себе те черты характера, которые хочет иметь.

Выдержка, настойчивость, самообладание, энергичность, леность, самолюбие.

Страсти и желания. Сила воли.

1 ч

1 ч

2

Воспитание характера словом. Не давши слово крепись, а давши держись.

Показать, что данное тобой слово является истинной оценкой твоего характера. Дал обещание - выполняй.

Обещание, исполнение, обет, забвение обетов.

1 ч

1 ч

3

Воспитание характера трудолюбием. Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой ухваткой.

Показать, что трудолюбие – одна из добродетелей человека. Терпение и труд – все перетрут.

Безделье, праздность, леность. Терпение, трудолюбие, учение, прилежание.

1 ч

1 ч

4

Дела духовного милосердия. Честна милостыня во время скудости.

Показать, какие милосердные дела доступны даже для детского возраста и состояния.

Милосердие, стяжание добра, мщение, ругань, драка, невежество, порок, образованность.

1 ч

1 ч

5

Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек. Есть привычка, есть и отвычка.

Показать, как можно учиться преодолевать отрицательные привычки и пристрастия, как с ними бороться.

Привычка – вторая натура. Требования ума и сердца. Греховное влечение воли. Дурная привычка.

1 ч

1 ч

6

Не будь обидчив, учись прощать.

Показать, как возникает обидчивость, как надо относиться к обидам и оскорблениям; как трудно бывает прощать других. Как приобрести навыки осознанного прощения.

Обидчивость, обида, самолюбие, гордость. «Прощеное воскресенье».

1 ч

1 ч

7

О дружбе и о влиянии сверстников. Друзья и в радости сыщут и в горести не забудут.

Довести до понимания Библейское наставление: «Кто хочет иметь друзей, тот сам должен быть дружелюбным».

Общение, дружба, мирное сосуществование, настоящая дружба.

1 ч

1 ч

8

Почитай отца и мать свою. На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Раскрыть смысл Библейской заповеди, показать, что надо чаще давать себе отчет в собственных поступках.

Чистосердечность, зависть, кротость, искренность, хамство, безответственность.

1 ч

1 ч

4 класс (34 ч)

Тема № 1: Православные святыни.

1

Красота рукотворная и нерукотворная.

Показать, как судьба православия тесно связана с духовностью русской культуры.

1 ч

1 ч

2

Библия – неисчерпаемый источник мудрости.

Познакомить учащихся со Священным писанием, показать, что Библия – книга радости и спасения.

Ветхий Завет, Новый Завет, писания, законы пророчества, Евангелие.

2 ч

1 ч

3

Древние иконы и их создатели.

Открыть мир древнерусской живописи, показать два значения термина «икона»: произведение иконописи и культовое изображение святых христианской религии.

Живопись, икона, нимб, святость, мир красоты.

1 ч

1 ч

4

Храм – это святая песнь веков.

Показать значение монастырей как центров духовной культуры.

Архитектура, барокко, классицизм, душевное равновесие.

1 ч

2 ч

5

Русская музыка (духовная музыка).

Познакомить учащихся с духовной музыкой как частью храмового синтеза искусств, наиболее ярко воздействующую на эмоции и чувства людей.

Мир прекрасного, сокровища души.

1 ч

1 ч

Тема №2 :Святые православной церкви.

1

Святые Древней Руси. Добрым добрая и слава.

Раскрыть смысл понятия нравственная чистота. Показать, в чем заключается святость человека, почему Церковь прославляет своих святых.

Святые угодники, Божий храм, святые мощи, славить Бога, молитва, обет, нравственная чистота.

1 ч

1 ч

2

Жития святых.

Познакомить учащихся с книжностью Древней Руси, учить анализировать эти произведения.

Летописи, сказания.

1 ч

2 ч

3

Незримый подвиг сердца.

Познакомить учащихся с настоятелем и основателем Троицкого монастыря – Сергием Радонежским.

Блаженство, святость, стяжание духа святого.

1 ч

1 ч

4

Святые покровители Земли Муромской.

Познакомить учащихся со святыми  своего родного края, их богоугодными делами.

Воспитание патриотических чувств, в которых «вера» соединяется с «Отечеством», раскрыть смысл выражения «любовь к Родине».

Сокровища мудрости, нравственные принципы, высказывания Святых Отцов. Илия Муромец, Иулиания Лазаревская, Петр и Феврония Муромские, чудотворец, патриот, патриотизм.

2  ч

1 ч

5

Можно ли в этом  грубом и несправедливом мире стать святым?

Показать на примере жизни и подвига воина Евгения Родионова, что в наши дни тоже можно стать святым.

Грубость, жестокость, насилие, патриот, мученик, исповедник.

1 ч

1 ч

Тема №3: Наша ответственность за жизнь и здоровье.

1

Ценности человеческой жизни.

Показать, что ценности человеческой жизни – ценности духовные: жизнь по законам совести, искоренение недостатков, дурных привычек и страстей, умения жить ради других.

Бессмертная душа – главная ценность в мире.

2 ч

1 ч

2

Что такое хорошо и что такое плохо.

Раскрыть смысл человеческой жизни. Показать, что духовный рост человека происходит в борьбе с искушениями и соблазнами.

Соблазн, искушение, спасение души.

1 ч

1 ч

3

Труды на благо Отечества. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Дать понять учащимся, что Родина – это не только место, где ты живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, православная вера. Труды на благо Отечества – труды на пользу людям.

Тщеславие, корысть, самомнение, эгоизм, Отечество, Родина.

1 ч

1 ч

4

Труды на пользу ближнего. Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Довести до учащихся мысль, что мы всегда должны думать «не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним, которую можем принести».

Бескорыстие, рассудительность.

1 ч

2 ч

     

                                       Содержание программы.

  1. класс (34 ч)

I. Раздел. Мои первые шаги в духовной жизни. (6 часов)

Мир внешний и мир внутренний. Красота в окружающем мире. Добро и зло в древнем и современном мире. Кто добро творит, того Бог благословит.

 II. Раздел. Красота тела и души. (12 часов)

Что такое душа человека?     Жизнь по совести.   Весна в душе человека.   Что помогает душе расти. Истинное здоровье человека.  Сокровища души.

«Золотое правило»  Библии («как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»).

III.Раздел. Воспитание характера.  (16 часов)

С чего начинать воспитание своего характера. Воспитание характера словом.  Воспитание характера трудолюбием.  Дела духовного милосердия. Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек.  Не будь обидчив, учись прощать. О дружбе и о влиянии сверстников. Почитай отца и мать свою.

  1. класс (34 ч)

I.Раздел.  Православные святыни. (12 часов)

Красота рукотворная и нерукотворная. Библия – неисчерпаемый источник мудрости. Древние иконы и их создатели.  Храм – это святая песнь веков. Русская музыка (духовная музыка).

II.Раздел.    Святые православной церкви.    (12 часов)

Святые Древней Руси. Добрым добрая и слава. Жития святых. Незримый

подвиг сердца.

Святые покровители Земли Муромской. Можно ли в этом  грубом и

несправедливом мире стать святым?

III.Раздел.     Наша ответственность за жизнь и здоровье. (10 часов)

Ценности человеческой жизни. Что такое хорошо и что такое плохо. Труды на благо Отечества. Труды на пользу ближнего.

   

На занятиях предусматривается использование самых различных форм и видов деятельности:

  1. беседы, рассказы учителя;
  2. словесные описания ситуаций и живые «картинки»;
  3. чтение легенд, сказаний летописей;
  4. иллюстрирование летописей;
  5.  просмотр видеофильмов;
  6. прослушивание аудиозаписей;
  7. духовно-нравственные беседы;

     8) познавательные игры;

9) инсценировки;

10)создание творческих работ;

11) тестирование;

12) анкетирование;

13) художественное рассказывание;

14)сюжетные игры – путешествия;

15) работа в парах и группах;

16) учебный диалог;

17)совместный поиск решения проблемных ситуаций.

   Проведение игровых методик так же поможет создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом.

     Материалом для обогащения духовного мира ребенка является использование богатого духовного наследия христианской культуры:

  1. чтение «Детской Библии» - сокровищницы мудрости, системы нравственных ценностей;
  2. чтение «Житий Святых», «Летописей», которые предназначены вызывать у детей чувства сопричастности, сопереживания за судьбу своего народа, своего отечества;
  3. чтение былин;
  4. чтение поэтических произведений с духовной тематикой;
  5. использование на уроках духовной музыки, которая воздействует на эмоциональную, духовную сферу ребенка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Детская душа  в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии;
  6. чтение произведений народной словесности, литературных произведений с духовно- нравственными мотивами (работа с пословицами, поговорками, анализ былин);
  7. знакомство с древнерусской живописью как источником развития и закрепления добрых чувств, «размягчения сердца».

Материально – технические условия, необходимые для реализации программы:

  1. Гимн Российской Федерации.
  2. Гимн города Мурома.
  3. Песнопения о Сергии Радонежском.
  4. Напев Оптиной пустыни «О, преславного чудесе».
  5. А.Бородин Симфония №2 («Богатырская»).
  6. М.Мусоргский «Богатырские ворота».
  7. Стихира «Земле русская» в исполнении хора Свято- Троицкой Сергиевой Лавры.
  8. Песнопения «Баллада о князе Владимире».
  9. С.Прокофьев Кантата «Александр Невский».
  10. Песня «Учил Суворов» А.Новикова и М.Левашова.
  11. П.И.Чайковский Литургия Иоанна Златоуста.
  12. Песня «Священная война» В.И.Лебедева – Кумача и А.В.Александрова.
  13. Аудиозаписи песен военных лет.
  14. Видеофильм о Муроме «Возвращенная память столетий».
  15. Видеофильм «Граду – слава, миру – радости. Благоверные  князь Петр и княгиня Феврония Муромские».
  16. Иллюстрация картины В.Васнецова «Богатыри».
  17. Иллюстрации наиболее известных и почитаемых икон.
  18. Иллюстрации и фотографии древнерусских монастырей, памятников архитектуры.
  19. Иллюстрации картин русских художников XIX века.

     20.Творчество муромских и владимирских поэтов и художников.

 Используемая литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – Москва – Воронеж,1998.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике – М.: Издательский дом Ш.Амонашвили,1996.
  3. Антология гуманной педагогики. Ушинский. – М.: Республика,1994
  4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М. :Республика,1994.
  5. Выгодский Л.С. –М.: Ш.Амонашвили,1996.
  6. Грани духовного/ Под редакцией С.А. Сизова. –Владимир,1993.
  7. Гудинг Д.,Леннокс Дж. Мировоззрение: (Для чего мы живем и каково наше место в мире.) Пер. с анг./ Общ.ред. Т.В.Барчуковой. – Ярославль,2000.
  8. Зеленцов А., Исакова Л. Христианская семья и брак.- М.:Воскресение.1992.
  9. Как правильно воспитать православного ребенка. – М.:Православный приход Храм Казанской иконы Божией Матери в Ясенево.2002.
  10. Коскина В.Н. Исправь в себе прегрешение.- Маркарт.2001.
  11. Леонтьева А. Методология духовного обновления//Школа. – 1996 -№5
  12. Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. Книга для занятий по духовному воспитанию.- ИПЦ «Русский Раритет»,1997.
  13. Лопатина А., Скребцова М.Искусство видеть мир. Книга для занятий по духовному воспитанию.- ИПЦ «Русский Раритет»,1997.
  14. Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М. ООО Книжный Дом Локус,2003.
  15. Мартышкин В.В традициях отечественной духовности// Воспитание школьника.- 2001 - №3.
  16. Мир детства: Младший школьник. – М.,1988.
  17. Мороз А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия.- С.-П.:«Сатисъ»,2004
  18. Перевезенцев С.В. Русская душа.- М.: Роман-газета,1994.
  19. Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах.- М.: Политиздат,1998.
  20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа,1987.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009.
  22. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь.- М.:Издательство «Правило веры»,1996.
  23. Филимонова А.А. К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании//-2002-№6.
  24. Франк С. Взвращивание добра//Воспитание школьника.-2001 - №7.
  25. Шевченко Л.Л. Православная культура. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.
  26. Школа духовности. Под ред. В.И. Мурашова. Вып. 2 М.: ВНТИЦ,1999.
  27. Щуркова Н.Е.Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – Смоленск,1997.
  28. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994.

                                            Приложение.

Раздел: Воспитание характера.

Тема занятия:    Почитай отца и мать свою. На свете все найдешь, кроме отца и матери.

3 класс

     

  Цель занятия: раскрыть смысл Библейской заповеди; показать, что надо чаще давать себе отчет в собственных поступках.

1) -Наше занятие мне хочется начать такими словами:

   «Счастье – это когда тебя понимают».  Помните, так написал в своем школьном сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника».

 -  Есть  ли рядом с вами человек, которому ничего не нужно объяснять? Он все поймет сам – по твоему голосу, по глазам, потому что он твой друг, твой единомышленник?

-   Кто он, этот самый близкий человек,- твой одноклассник, сосед, учитель, а может быть, мама? Поделитесь своими мыслями.

-Прочитайте русскую народную пословицу: «На свете все найдешь, кроме отца и матери».

- Как вы понимаете ее смысл?

- Прочитайте высказывание В.Сухомлинского: «Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья.

Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – это хорошие дети».

- Согласны ли вы с ним?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

- Можно ли прожить на свете без отца или матери? Почему?

- Как нужно относиться к своим родителям? Необходимо ли о них заботиться?

- Что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?

-На эти и другие вопросы нам и предстоит сегодня дать ответ.  

2) -Прочитайте рассказ Б.Бушелевой «Загляните в мамины глаза»:

 « Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему сделать это быстро, и Миша выхватил газету у брата.

- Годиться! – он жизнерадостно хлопнул Гену по затылку. -  В девятнадцать тридцать – «В мире животных». Лесси, джамп! Джамп, Лесси!

   Веселая спаниелька Лесси, получившая свое имя в честь лохматой киногероини, не очень поняла английскую команду, но на всякий случай запрыгала вокруг мальчишек, взмахивая ушами.

- Ну, я пошел. В баскет играть!- и Миша исчез.

   Гена наскоро поглотал холодный борщ, разделил с Лесси котлету и помчался на поиски старшего брата. Лесси, чьи мечты о прогулке рухнули, жалобно заскулила.

   Ровно в двадцать минут восьмого, грязные и красные,  перекидывая друг другу баскетбольный мяч, братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.

   Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.

 - Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас «В мире животных» будет!

- Ужинать? Хлеба-то не купили. Миша, сбегай-ка в булочную!

- Миша, Миша… Всегда Миша… Что я, рыжий… Пусть Генка идет!

- Хитренький! Сегодня твоя очередь!

- А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?

- Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!

- Ничего не за меня! Это я за тебя с Лесськой в понедельник гулял!

- В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу у тебя кружок, и я…

   Хлопнула дверь… Когда мама вернулась с хлебом, братья в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьянки, грозно рычал тигр.

   Мать подала картошку.

- В мундирах, - капризно протянул младший.- Лучше бы пюре.

- Или жареную. С колбасой!..

   Быстро управившись с ужином, Миша коротко бросил: «Морской закон»,-  и захватив кресло- предмет непрекращаюшей войны. Но стоило ему на минутку подойти к телефону, как Генка, вопя про барыню, которая «встала, место пропало», прочно угнездился там, схватившись для верности за подлокотники. Это ему не очень помогло. Миша умело разжал его пальцы и стал извлекать брата из кресла. Тщательно рассчитав силу голоса, чтобы было слышно на кухне, братишка заныл: «Ты чего бьешься? Я к тебе лезу? Ой, ой, ой!..»

   Как он и предполагал, мама вошла в комнату. Но разбирать, кто прав, кто виноват, не стала. Она не говоря ни слова, повернула рычажок телевизора. Леси как раз в это время спасала от волка строптивую лошадь.

  - Ма, ты чего, ма? Включи! – дружно закричали братья, вмиг забыв раздоры.

   Но мама усталым движением поднесла к вискам белые от муки руки.

   И заплакала.

   Плохой был вечер. И плохо кончился».

3) Беседа после прочитанного:

- Как вы думаете, почему вечер кончился так плохо?

- Кто в этом был виноват?

- Можно ли назвать Гену и Мишу заботливыми сыновьями? Почему?

- Почему автор назвала рассказ «Загляните в мамины глаза»?

- Какова его главная мысль?

- А как бы на месте мальчиков поступили вы?

- Как должны поступать ребята, чтобы всем дома было тепло и уютно?

- Хотели бы вы услышать, а что об этом думают ваши родители?

4) - Давайте попробуем разобрать несколько ситуаций, для этого поработаем в группах.

Задание для первой группы:

Мама Коли Г.: «Мои ребята в общем-то все делают: и полы моют, и в магазин ходят, и учатся неплохо. Но иногда приходиться чуть ли не по двадцать раз напоминать им: « Коля, сходи за хлебом», «Вася, пора убирать». Бывает, до того надоест, что лучше бы сама все сделала. Да только времени не хватает. Если бы не это, жили бы мы очень дружно и счастливо».

- Подумайте, что нужно  сделать мальчикам, чтобы  их отношения с мамой наладились?

Задание для второй группы:

Папа Сережи М.: «Мы с женой долго мечтали о сыне. Наконец, появился у нас Сережа. Думали, будем друзьями, никаких наказаний, нотаций и представить себе не могли. Самое тяжелое для меня дело – ругать сына. И обидно, что отношения у нас чаще всего бывают испорчены из-за пустяков: невоспитанный он человек, не любит порядка. Портфель прямо в коридоре валяется. Кроссовки мокрые снял – и на полку, завтра на игру идти – не в чем. Уроки делает - все тетрадки по комнате разбросаны. Взял бы себя в руки, приучился к порядку – и лучшего сына нам не надо».

- Подумайте, что нужно изменить в себе Сереже, чтобы мир в его семье восстановился?

Задание для третьей группы:

Бабушка Светы С.: «Я старый человек, болею часто. Как давление поднимается, в ушах шум, голова болит, плохо мне. Но если каждый раз к врачу идти, так это лучше прямо в поликлинике жить. Я свое лечение и сама знаю. Приму таблетку да полежу тихонько час – другой, мне и легче. Только разве полежишь при моих-то внуках! Они говорить нормальным голосом не могут, кричат, как в лесу. И без конца у них какие-то глупые споры: «Дай!» - «Не дам!» - «Получишь!» - «Сам получишь!..»

   И так целый день. А мне иногда до того худо, что «скорую» вызывать приходиться».

- Как вы думаете, правильно ли  ведут себя внуки? Можно ли  помочь бабушке в данной ситуации? Как это сделать?

-Мы разобрали с вами несколько ситуаций. Какой вывод вы можете сделать? Дети должны понять: отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от них самих, от их внимательности, чуткости, воспитанности. Вопрос о самочувствии, маленькая услуга, приветливая интонация, готовность помочь – эти «мелочи» и создают настроение.

5) -Ребята, хотели ли бы вы узнать, можно ли вас назвать воспитанными сыновьями или дочерьми? (Да.) Попробуйте ответить на вопросы анкеты. Если вы можете ответить на них «да», то ставьте  на полях плюс, если «нет» - минус. Я не стану обижать вас напоминанием, что отвечать надо честно.

1.Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)?

2. Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя попросили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?

7.Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? ( А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять тебя с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты в  музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

-Если у вас на полях стоят следующие знаки: + - - + + + + - - - ,то вы можете считать себя очень хорошими детьми.

- Если у вас картина получилась прямо противоположная, то стоит всерьез задуматься, каким ты растешь человеком.

- Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно исправить.

6) -Среди библейских заповедей одна из самых главных звучит так: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле».

- Что значит почитать родителей? (Уважать их, слушаться, помогать им.)

- Как вы думаете, стала ли эта заповедь правилом жизни для русского народа? ( Память русского народа хранит множество пословиц, подтверждающих эту библейскую заповедь.)

- Вспомните и назовите некоторые из них. ( «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Родительское сердце в детях»,  «Почитай учителя как родителя», «На свете все найдешь, кроме отца и матери».)

-Объясните их смысл.

-Попробуйте сформулировать правила жизни, которые связаны с данной заповедью. Например: «Будь послушным сыном или дочерью», «Никогда не спорь с родителями», «Старайся не огорчать родителей», «Всегда помогай им во всем».

 – Закройте глаза. Прокрутите в своем воображении все, что было на уроке, что вам запомнилось. Какой вывод вы сделали для себя?

Д.З.:

1) Составь свои правила поведения в семье.

2) Попробуйте порадовать своих родителей какими-либо полезными делами: почистите чайник, приготовьте вкусное блюдо, уберитесь в квартире и д.р.

3) Напишите сочинение на тему: «Как я порадовал маму».

4) Придумайте и нарисуйте герб своей семьи.

   

             

 

Раздел: Православные святыни.

Тема занятия: Древние иконы и их создатели.

4 класс

Цель занятия: открыть мир древнерусской живописи, показать два значения термина «икона»: произведение иконописи и культовое изображение святых христианской религии.

1)

-Дорогие ребята, сегодня на занятии я приглашаю вас в путешествие в мир Прекрасного.

(Звучит фонограмма)

- Наше занятие мне хочется начать стихотворными строками поэта Пимена Ивановича Карпова:

«О, золотой ковчег, о, Светлый Град-

Россия от востока до заката.

Светла твоя душа, блаженен взгляд

И сердце бурнопламенное свято».

- Почему поэт называет нашу Родину «золотым ковчегом»?

-Как вы думаете, почему душа России светла, а сердце ее свято?

-Душа России светла ее святителями- заступниками А. Невским, Д. Донским, которые были причислены к лику святых за ратные подвиги и бесстрашие в борьбе с врагами;

- светла множеством святителей, положивших жизнь за Родину и духовное единение русского народа, таких как Илия Муромский – чудотворец, Серафим Саровский, Сергий Радонежский;

- сердце свято равноапостольными Кириллом и Мефодием-создателями славянской письменности;

- сердце свято преподобными Петром и Февронией, олицетворяющими идеальный семейный союз.

 

- А чем еще светла душа России, вы узнаете, посмотрев отрывок из видеофильма.

(Просмотр отрывка из фильма «Возвращенная память столетий»)

-Чем же еще славится земля Русская?

(Своими православными храмами)

-Не показались ли вам знакомыми показанные в фильме места?

( Это православные храмы Мурома: Свято-Троицкий женский монастырь, где хранятся мощи Петра и Февронии и Благовещенский мужской монастырь, где хранятся мощи святых князей Константина, Михаила и Федора).

- Мощи – это одна из святынь русской церкви. Назовите еще одну ценность православного храма.

(икона)

- Что такое икона? Что бы вы хотели узнать о них и их создателях?

Учитель вывешивает план занятия:

1.Создание икон.

2.Знакомство с символами древнерусской живописи.

3.Русские мастера- иконописцы.

4.Значение икон.

2) - Сейчас нам предстоит осуществить информационный поиск, чтобы ответить на ваши вопросы, для чего мы и разбились на группы.

- Ребята, давайте приоткроем дверь в загадочный мир древнерусской живописи и узнаем ключевое слово, обозначающее процесс создания мастером икон, отгадав кроссворд:

7

1

и

в

у

6

л

л

м

а

и

е

д

5

2

а

ф

8

3

4

и

к

о

н

о

п

и

с

ь

м

и

л

и

д

е

л

е

и

р

ь

я

и

т

и

р

р

и

г

й

р

я

г

л

а

и

л

й

1.С именем какого князя связано событие Крещения Руси?

(Владимир)

2. Как звали на Руси первую княжну, принявшую христианство?

(Ольга)

3.Защитник земли Русской, который в конце жизни раздал нехитрое свое богатство нищим и ушел в Киево-Печерский монастырь.

(Илия)

4.Святой Божий угодник, благословивший Дмитрия Донского  на битву на поле Куликовом?

(Сергий)

5.,6.Назовите имена святых, которые перевели Евангелие с греческого языка на славянский и создали первую «Азбуку».

(Кирилл и Мефодий)

7.Муромская святая, которое в голодное время сумела накормить нуждающихся хлебом, испеченным из лебеды, и этот хлеб показался всем вкусным и сладким.

(Иулиания)

8.Назовите имя Муромского князя, которого исцелила простая крестьянка и стала впоследствии его женой.

(Петр)

- Прочитайте получившееся слово: иконопись.

-Как вы думаете, от каких слов оно образовалось?

(иконы, писать)

- Подберите синонимы к слову писать.

(рисовать, создавать, изображать)

 

3)А как создавались иконы, вы узнаете, посмотрев небольшую сценку из жизни древнерусских мастеров.

                  Сценка.

Плотник Фрол:

-Здорово, Данила!

Иконописец Данила:

- Здорово, Фрол!

Плотник:

- Вот принес тебе я твой заказ, принимай! Ох, и намучился я с этой доской!

Дерево выбирал старательно. Из липы сделал, у этого дерева сучков мало. Потом досочку с зимы сушил.

-Смотри, как тщательно выгладил ее топориком! Красота!  

На, держи, работай на славу Господа!

Иконописец:

-Спасибо, Фрол! Хороша досочка! Моя работа тоже нелегка!

- Сначала я наклею на досочку холстину, которая защитит живопись от трещин на дереве, потом сверху наложу грунт из рыбьего клея, смешанный с толченым мелом. Далее отполирую ее до блеска пемзой, медвежьим зубом, высушенным хвощем.

Плотник:

-Ну, наверное, и писать образ начнешь?

Иконописец:

- Да что ты! Краски сначала замешу на яичном желтке. Добавлю в них растертую цветную глину и минералы.

Плотник:

-И писать начнешь?

Иконописец:

-Нет, настоящий мастер –  иконописец должен перед началом работы попоститься, сходить в баню. Облачиться в новую рубаху. Потом вознести молитвы Богу, испросить у него благодати на труды свои.

Плотник:

- Да, сложна, Данила, у тебя работа.

-Согласны, ребята?

-В чем состоит сложность создания икон?

( иконописцем не могла стать женщина, а также человек другой веры).

 

4) -Но на этом этапе создание икон не заканчивалось.

Давайте вглядимся в лики с выразительными глазами, иногда осуждающе сурово смотрящими на нас с икон. Для человека неверующего или специально не изучавшего историю религии, христианское искусство малопонятно.

Попробуем открыть тайну древнерусской живописи.

 Иконопись насыщена многочисленными символами и сейчас каждой из групп предстоит открыть один из них.

Задание для 1 группы:

-Ребята, вы видите на иконах, вокруг голов святых изображены сияющие круги. Называется такой круг нимб.

-Подумайте, что символизирует нимб над головой святых?

(святость)

Задание для 2 группы:

-Ребята, а вы попробуйте найти еще один из символов иконописи и объяснить его значение.

(крест - мученическая смерть на кресте Иисуса Христа)

 

Задание для 3 группы:

 .

- Вы должны будете объяснить значение белого, черного, зеленого цвета на иконе.

(В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный.

Белый - цвет нравственной чистоты.

Черный – смерть, загробное царство, траур.

Зеленый – молодость, юность, цветение.

Задание для 4 группы:

-Попробуйте объяснить, что олицетворяет на иконах голубой, красный и «золотой» цвета?

(Голубой – символ небесного, божественного.

 Красный – цвет огня и мученичество (цвет крови Христа).

Золотой – божественный).

Задание для 5 группы:

  - Рассмотрите иллюстрации икон. Подумайте, на какие две группы их можно разделить и по какому признаку это можно сделать.

(портретные и житийные)

 

5) - Давайте попробуем создать свое иконописное полотно. У каждой группы на парте лежат готовые детали различных цветов. Выберите части нужного цвета и аккуратно соедините их на доске.

(Дети составляют из деталей образ святой Иулиании Лазаревской).

- Что вы знаете об этой святой?

(ответы детей)

- Что помогло вам создать этот иконописный образ?

(трудолюбивые умелые руки, терпение, меткий глаз, хорошее зрение, взаимовыручка).

6) Иконописное искусство прославили многие русские мастера.

- Назовите имена известных иконописцев.

- Как вы думаете, знаменитыми иконописцами были мастера – монахи или миряне – обычные светские люди?

До 16 в. только монахи занимались данным искусством. Это А.Рублев, Даниил Черный. Таких мастеров называли «чернецами». Почему?

- Запишите их имена.

А после 16 в. иконописным делом стали заниматься и миряне - «городские иконники» такие как Дионисий, А.Казанцев.

  -  У вас на партах тексты о двух художниках - монахе и «городском иконнике». Прочитайте тексты, ответьте на вопросы после их прочтения.

                                             

                         Андрей Рублев.

А.Рублев родился в 14 в., а умер в 1427 или 1430 году. Предполагают, что он появился на свет в одном из поселков близ Москвы, в семье кожевника.

 Мальчик рано остался без родителей, осиротев, воспитывался у родственников.

 Когда Андрею исполнилось 14 лет, он попал в Троицкий монастырь, во главе которого стоял известный на Руси и уважаемый в народе человек – Сергий Радонежский. Он оказал на юношу большое благотворное влияние.

В монастыре Андрей выучился грамоте и стал учиться писать несложные иконы. А со временем стал искусным мастером – иконописцем. Его лучшее творение – икона «Троица».  

Вопросы:

1.Что узнали о жизни великого художника?

2.Как понимаете слова: «Сергий Радонежский оказал на юношу благотворное влияние»?

3.Назовите самую лучшую работу Рублева.

 

                            Александр Казанцев.

А.Казанцев – известный русский иконописец. Родился Александр в 1658 году в одной из семей – иконников, которые жили и работали рядом с Благовещенским монастырем в городе  Муроме.

 Уже в 20 лет он стал известен как мастер иконописного дела. Вместе с ним работал его младший брат Федор, а позже сын Петр.

 Династия Казанцевых трудилась в Муроме на протяжении всего 17 -18 в.

Произведения А.Казанцева имели внушительный размер, отличались сложной композицией, особой цветовой гаммой.

Самые известные его работы: «Царь Царем», «Богоматерь Звезда Пресветлая».

Вопросы:

1.Что узнали о жизни Муромского иконописца?

2.В каком веке он жил и работал?

3.Что отличало иконы Казанцева от других произведений?

- Послушайте сообщения об известных произведениях данных художников, подготовленные учащимися нашего класса.

                                       «Троица».

Андрей Рублев создал икону, которая приобрела всемирную известность . Сюжет иконы основан на ветхозаветном тексте, повествующим о том, как  однажды старцу Аврааму, сидящему перед своим шатром под сенью Мамврийского дуба, явился Бог в образе трех странников.

Авраам и его старая жена Сара радушно приняли гостей. Путники возвестили супругам о грядущем рождении у них сына Исаака, от которого благословятся все народы земли. Три гостя Авраама – это три ангела, символизирующие троичность Бога - отца, Бога - сына, Бога - Святого духа.

 

                            «Богоматерь Звезда Пресветлая».

Икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» была написана А.Казанцевым в 1700 году.

Богоматерь представлена во весь рост, с распущенными волосами, в богатых одеждах (хитоне и орнаментированной мантии) и короне. Она держит полуобнаженного младенца Христа, который стоит на правой руке матери, обнимая ее за шею.

   Вокруг Богоматери, между лучами «звезды», центром которой является ее фигура, помещены 15 сцен из жизни Девы Марии и Христа.

  В композицию русский иконописец гармонично вписал образы местных чудотворцев – благоверных князей Константина, Михаила и Федора, благоверных князя Петра и княгини Февронии, праведной Иулиании Лазаревской.

- Какое впечатление произвели на вас эти полотна?

(Иконы полны света, теплоты, веры в победу добра над злом).

- Чему учат иконы?

(Учат любви, взаимопониманию, взаимовыручке, вдохновляют на победу).

Подтверждением ваших слов прозвучат сейчас строки из стихотворения А.Майкова «Дорог мне перед иконой»:

   

      Дорог мне перед иконой

      В светлой ризе золотой

      Этот ярый воск, возженный

      Чьей неведомо рукой.

       

      Знаю я, свеча пылает,

      Клир торжественно поет:

      Чье-то горе утихает,

      Кто-то слезы тихо льет.

      Светлый ангел упованья

      Пролетает над толпой…

      Этих свеч знаменованье

      Чую трепетной душой.

       

       Это – медный грош вдовицы,

       Это – лепта бедняка,

       Это – может быть убийцы

       Покаянная тоска.

 

       Это светлое мгновенье

       В диком мраке и глуши.

       Память слез и умиленья

       В вечность глянувшей души.

7) - По канонам православной церкви икону надлежит чтить как святыню. Однако русские люди вкладывали в почитание икон нечто большее.

 Послушайте сообщения, подготовленные нашими учениками:

1.В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Она считалась лучшим и ценным подарком.

 В старину иконы были в каждом доме, на почетном месте в красном углу, который был обращен на восток или юг. Иконы помещались также над входом в дом, над воротами, над дверями лавок и амбаров и даже в хлеву.

2.К иконам относились как к живым существам. Нельзя было стоять перед иконой в шапке или класть ноги на лавку, глядя при этом на изображение, оскорбительно для иконы было повесить ее на гвоздь. Надо было ставить на особую полку – «божницу». Иконы на «божнице» убирали красиво вышитым полотенцем – рушником.

3.Самой почитаемой иконой на Руси была «Владимирская Богоматерь». С ней связана такая история. В 1395 году над Русью нависла такая опасность. Непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул свои несметные полчища на Русские земли. Сын Дмитрия Донского Василий повелел привести икону из Владимира в Москву. И случилось невероятное: рать Тамерлана повернула и ушла восвояси.

Сюжет этой иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь. Младенец Христос обнял за шею Богоматерь и умиленно прижался щекою к ее лицу. Лик Богоматери удивителен и неповторим. В глазах запечатлелась глубочайшая скорбь и печаль матери, предвидящей жестокую судьбу своего сына. Любовь и печаль – два чувства переданы гениальным русским мастером.

4.Шла Великая Отечественная война, страшная и кровопролитная. Враг мечтал покорить Святую Русь, поработить народ и уничтожить православие.

 Фашисты окружили Ленинград.

  Но судьба России в руках Божьих. Русский митрополит Александр   обратился за помощью ко всем православным людям. На его обращение откликнулся Илия, Митрополит Гор – Ливана. Он затворился в подземелье и 3 дня молился, стоя на коленях, перед иконой Божьей матери, со слезами прося помочь любимой Родине.

  И помощь пришла. Велел Митрополит открыть все храмы, монастыри, священников вернуть с поля брани, чтобы они начали служить. Совершить молебны во многих русских городах с иконой, именуемой «Казанская» и идти с ней вмести с войсками до границы.

  Враг отступил, а все люди стали прославлять истинную и быструю Спасительницу Святой Руси.

-Почему с древнейших времен люди с любовью и трепетом относятся к иконам?

(Ответы детей).

- Ребята, а нет ли на доске слов, подтверждающих ваши мысли?

(Есть: «С холста нисходит доброта»).

 

8) - Итогом нашего занятия послужит задание – тест, выполните его:

1.Какой жанр средневековой живописи получил широкое распространение на Руси?

а) мозаика;

б) фрески;

в) икона.

2.Какая самая почитаемая икона на Руси?

а) Владимирская Богоматерь;

б) Казанская Богоматерь;

в) Троица.

3.Что такое икона?

а) картина, сложенная из кусочков стекла;

б) картина, написанная по сырой штукатурке;

в) картина с религиозным содержанием, выполненная на деревянной доске специальными красками.

4. Назовите известного Муромского иконописца:

а) Андрей Рублев;

б) Дионисий;

в) Александр Казанцев.

5. Что обозначает в иконописи голубой цвет?

а)  мученичество;

б) нравственная чистота, божественность;

в) молодость.    

6.Что вы понимаете под понятием нравственная чистота?

а) быть добрым, честным, справедливым;

б) помогать бедным и несчастным;

в) писать иконы.

9) - Понравилось ли вам это занятие? Что особенно запомнилось? Что узнали нового? Что хотели бы еще узнать?

Д.з.

- Ребята, попробуйте побыть в роли иконописцев и раскрасить икону «Муромские Святые Петр и Феврония». Не забудьте какими красками надо это сделать.