Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )
рабочая программа ( класс) на тему
Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист | 260.07 КБ |
рабочая программа | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Широкое – село мое родное», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
- сохранение истории нашего края для будущих поколений;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Крым.
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
- организовать экскурсии по историческим местам Крыма.
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
Основные формы работы: игры, беседы, экскурсии, анкетирование, праздники, часы общения, проекты, викторины, презентации, заочные путешествия и др.
Программа рассчитана на 1 год в 1-4 классах по 1 часу в неделю.
Содержание программы.
Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:
- Семья вся вместе – и душа на месте
- Школа – мой второй дом
- Широкое – село мое родное
- Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
- воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
- формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Широкое – село мое родное»
Задачи:
- формировать представления о специфике села, об истории села;
- приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитывать гордость, любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
- формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Крым.
- воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов Крыма.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Календарно-тематическое планирование по программе «Милый сердцу уголок»
1 класс – 33 часа
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | |||||||
1 | «Здравствуй, школа!» Мои родные. Моя семья | Праздник фотовернисаж | 1 | ||||
2 | Имя твое | поисковое задание | 1 | ||||
3 | Поздравление мам с Днем Матери | концерт | 1 | ||||
4 | Мое имя и фамилия | в летописи семьи | 1 | ||||
5 | Ты – родитель | игра | 1 | ||||
6 | Игры бабушек, дедушек | практикум | 1 | ||||
7 | Мои обязанности в семье | беседа | 1 | ||||
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | праздник | 1 | ||||
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка | 1 | ||||
II. Школа – мой второй дом | |||||||
1 | Здравствуй, школа! | праздник | 1 | ||||
2 | Школьные кабинеты | экскурсия | 1 | ||||
3 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута | 1 | ||||
4 | Мой сосед по парте | игра | 1 | ||||
5 | Посвящение в первоклассники | праздник | 1 | ||||
6 | Традиции школы | беседа, собрание для родителей | 1 | ||||
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы | 1 | ||||
8 | Наши обязанности | игра | 1 | ||||
9 | До свидания, первый класс! | праздник | 1 | ||||
| III. Широкое– село мое родное | ||||||
1 | Мой двор | рисунки | 1 | ||||
2 | История имени нашего села | Легенды, исторические справки | 1 | ||||
3 | Великие люди села | беседа | 1 | ||||
4 | Прогулка-экскурсия селу | экскурсия | 1 | ||||
5 | Улицы моего села | экскурсия | 1 | ||||
6 | Характер села. Культурные богатства. | фотовернисаж | 1 | ||||
7 | Характер села. Духовные богатства | беседа | 1 | ||||
8 | Посещение музея села | экскурсия | 1 | ||||
9 | Занятия жителей села | беседа | 1 | ||||
| IV. Родной свой край люби и знай | ||||||
1 | «Большая Родина» – Республика Крым. Географическое положение. | беседа | 1 | ||||
2 | Симферополь – столица Крыма | видео экскурсия | 1 | ||||
3 | Из бабушкиного сундука | фольклорные посиделки, игра | 1 | ||||
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир Крыма | беседа | 1 | ||||
5 | Красота родной природы | видео экскурсия | 1 | ||||
6 | Дружба народов Крыма | беседа | 1 | ||||
2 класс – 34 часа | |||||||
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | |||||||
1 | Мой дом – моя крепость | игра | 1 | ||||
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки | 1 | ||||
3 | Профессия моего отца | фотовернисаж | 1 | ||||
4 | Профессия моей мамы | фотовернисаж | 1 | ||||
5 | Распределение обязанностей в семье | практикум | 1 | ||||
6 | Песни родителей, бабушек | прослушивание | 1 | ||||
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание | 1 | ||||
8 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник | 1 | ||||
| II. Школа – мой второй дом | ||||||
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | беседа | 1 | ||||
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | беседа | 1 | ||||
3 | Мои любимые книги | выставка книг | 1 | ||||
4 | Береги учебник | акция | 1 | ||||
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | беседа | 1 | ||||
6 | Я – директор школы | ролевая игра | 1 | ||||
7 | Школа будущего | конкурс рисунков | 1 | ||||
8 | Дом, в котором мы живем | практическая деятельность по созданию презентаций о школе | 1 | ||||
| III. Широкое – село мое родное | ||||||
1, 2 | Память о прошлом. | Беседа, экскурсия в музей | 2 | ||||
3 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание | 1 | ||||
4 | Посещение Дома культуры | культпоход | 1 | ||||
5 | Альбом «Знай и люби свое село» | рисунки, сочинения, мини-доклады | 1 | ||||
6 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча, беседа | 1 | ||||
7 | Сквер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» | экскурсия | 1 | ||||
8 | Основные достопримечательности села: памятники, музеи, старинные дома. | экскурсия | 1 | ||||
9, 10 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам села | 2 | ||||
| IV. Родной свой край люби и знай | ||||||
1 | Флаг Республики Крым | беседа, рисунки | 1 | ||||
2 | Герб Республики Крым | беседа | 1 | ||||
3 | Гимн Республики Крым | прослушивание | 1 | ||||
4 | Национальная кухня народов Крыма | конкурс блюд | 1 | ||||
5 | Национальные костюмы народов Крыма | рисунки | 1 | ||||
6 | Заповедные места Крыма | беседа | 1 | ||||
7 | Игры народов Крыма | практикум | 1 | ||||
8 | Народные праздники | праздник | 1 | ||||
3 класс – 34 часа | |||||||
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | |||||||
1 | Моя семья | сочинение | 1 | ||||
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок | 1 | ||||
3 | Герб моей семьи | конкурс рисунков | 1 | ||||
4 | Моя родословная | составление родословной | 1 | ||||
5 | У семейного очага | семейная игра | 1 | ||||
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание | 1 | ||||
7 | Подвижные семейные игры | практикум | 1 | ||||
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник | 1 | ||||
| II. Школа – мой второй дом | ||||||
1 | Моя школа – мой дом | беседа | 1 | ||||
2 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра | 1 | ||||
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | открытка | 1 | ||||
4 | Что растет на территории школы | тесты | 1 | ||||
5 | Все о школе | викторина | 1 | ||||
6 | По страницам истории школьной | Экскурсия в музей | 1 | ||||
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник | 1 | ||||
8 | Трудовой десант | посадка многолетних растений на клумбах школьного участка | 1 | ||||
| III. Широкое– село мое родное | ||||||
1 | Исторические места села | экскурсия | 1 | ||||
2 | Моему селу ….. лет | выставка фотографий | 1 | ||||
3 | Предприятия села | экскурсия | 1 | ||||
4 | Великая Отечественная война в истории моего села | беседа | 1 | ||||
5 | Посещение зала Боевой Славы сельского музея | экскурсия в музей | 1 | ||||
6 | Знаменитые земляки | поисковое задание | 1 | ||||
7 | Встреча с известными земляками | беседа | 1 | ||||
8 | Знай, люби и гордись своим селом | практикум | 1 | ||||
| IV. Родной свой край люби и знай | ||||||
1 | Симферополь в далеком прошлом | беседа | 1 | ||||
2 | Гражданская война на территории Крыма | беседа | 1 | ||||
3 | Подвиги крымчан в годы Великой Отечественной войны | беседа | 1 | ||||
4 | Символика Республики Крым | беседа | 1 | ||||
5 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра | 1 | ||||
6 | Я – гражданин | рисунки | 1 | ||||
7 | Многонациональный Крым | беседа | 1 | ||||
8, 9 | Праздники народов Крыма | праздник | 2 | ||||
10 | Я воспеваю крымскую столицу | экскурсия | 1 | ||||
4 класс – 34 часа | |||||||
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | |||||||
1 | История одной фотографии | сочинение | 1 | ||||
2 | Рукотворный мир | выставка поделок, сделанных совместно с родителями | 1 | ||||
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет | 1 | ||||
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание | 1 | ||||
5 | Семейный бюджет | практикум | 1 | ||||
6 | Права и обязанности родителей и детей | круглый стол | 1 | ||||
7 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник | 1 | ||||
8 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка | 1 | ||||
| II. Школа – мой второй дом | ||||||
1 | Юбилейная дата. Встреча с детским писателем | беседа | 1 | ||||
2 | Умники и умницы | интеллектуальная игра | 1 | ||||
3 | Бюджет школы | практикум | 1 | ||||
4 | Школьные страницы истории | экскурсия в музей | 1 | ||||
5 | Мой любимый предмет в школе | конкурс рисунков | 1 | ||||
6 | История школы. Знаменитые люди – выпускники нашей школы. | создание альбома | 1 | ||||
7 | Прощание с начальной школой | праздник | 1 | ||||
8 | Подарок школе | сбор макулатуры | 1 | ||||
| III. Широкое – село мое родное | ||||||
1 | Моя малая родина | сочинение | 1 | ||||
2 | Односельчане в годы Великой Отечественной войны | посещение музея | 1 | ||||
3 | Знакомство с культурной, духовной жизнью села | экскурсия | 1 | ||||
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | ||||
5 | Улицы моего села | Поисковое задание | 1 | ||||
6 | Исторические находки | сбор материала для музея | 1 | ||||
7 | Что мы покажем гостям в селе Широкое | оформление уголка | 1 | ||||
8 | Мое село в будущем | защита проекта | 1 | ||||
| IV. Родной свой край люби и знай | ||||||
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа | 1 | ||||
2 | Крымское ханство и Османская империя | беседа | 1 | ||||
3 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | ||||
4 | На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Крыму | экскурсия в храм, мечеть | 1 | ||||
5 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики | чтение произведений, театрал. представления | 1 | ||||
6, 7 | Трудовые достижения и замечательные люди Крыма | поисковое задание | 1 | ||||
8,9 | Что человечество ценит больше всего. Бахчисарайский дворец | экскурсия | 2 | ||||
10 | Крым – в далеком прошлом | викторина | 1 |
Ожидаемые результаты:
- Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
- Повышение уровня духовной культуры
- Возрождение патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
- Белоусов Е. Книги из серии «История Крыма для детей в сказках и легендах».
- Крымские чудеса (сборник рассказов, стихов и сказок).
- Сивельникова Л. «Азбука крымских цветов».
- Материалы музея с.Широкое.
- Электронные ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Азбука волейбола» для обучающихся 3 класса
Программа «Азбука волейболал» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 кла...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (гражданско-патриотическое направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуаль...