Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )
рабочая программа ( класс) на тему

Тещаева Елена Владимировна

Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon титульный лист260.07 КБ
Microsoft Office document icon рабочая программа277 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Широкое – село мое родное», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

 Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Крым.
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • организовать экскурсии по историческим местам Крыма.
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

Основные формы работы: игры, беседы, экскурсии, анкетирование, праздники, часы общения, проекты, викторины, презентации, заочные путешествия и др.

 Программа рассчитана на 1 год в 1-4 классах по 1 часу в неделю.

Содержание программы.

Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:

  • Семья вся вместе – и душа на месте
  • Школа – мой второй дом
  • Широкое  – село мое родное
  • Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  • формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Широкое  – село мое родное»

Задачи:

  • формировать представления о специфике села, об истории села;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость, любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Крым.
  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов Крыма.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Календарно-тематическое планирование по программе «Милый сердцу уголок»

1 класс – 33 часа

Название темы

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

 I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

 «Здравствуй, школа!»

Мои родные. Моя семья

Праздник

фотовернисаж

1

2

Имя твое

поисковое задание

1

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

1

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи

1

5

Ты – родитель

игра

1

6

Игры бабушек, дедушек

практикум

1

7

Мои обязанности в семье

беседа

1

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

1

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

1

 II. Школа – мой второй дом 

1

Здравствуй, школа!

праздник

1

2

Школьные кабинеты

экскурсия

1

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

1

4

Мой сосед по парте

игра

1

5

Посвящение в первоклассники

праздник

1

6

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

1

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

1

8

Наши обязанности

игра

1

9

До свидания, первый класс!

праздник

1

 

III. Широкое– село мое родное

1

Мой двор

рисунки

1

2

История имени нашего села

Легенды, исторические справки

1

3

Великие люди села

беседа

1

4

Прогулка-экскурсия селу

экскурсия

1

5

Улицы моего села

экскурсия

1

6

Характер села.  Культурные богатства.

фотовернисаж

1

7

Характер села.  Духовные богатства

беседа

1

8

Посещение музея  села

экскурсия

1

9

Занятия жителей села

беседа

1

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

«Большая Родина» – Республика Крым. Географическое положение.

беседа

1

2

Симферополь  – столица Крыма

видео экскурсия

1

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

1

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир Крыма

беседа

1

5

Красота родной природы

видео экскурсия

1

6

Дружба народов Крыма

беседа

1

2 класс – 34 часа

Название темы

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Мой дом – моя крепость

игра

1

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

1

3

Профессия моего отца

фотовернисаж

1

4

Профессия моей мамы

фотовернисаж

1

5

Распределение обязанностей в семье

практикум

1

6

Песни родителей, бабушек

прослушивание

1

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

1

8

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

1

 

II. Школа – мой второй дом

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

беседа

1

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

беседа

1

3

Мои любимые книги

выставка книг

1

4

Береги учебник

акция

1

5

Бережное отношение к школьному имуществу

беседа

1

6

Я – директор школы

ролевая игра

1

7

Школа будущего

конкурс рисунков

1

8

Дом, в котором мы живем

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

1

 

III. Широкое –  село мое родное

1, 2

Память о прошлом.

Беседа, экскурсия в музей

2

3

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

1

4

Посещение Дома культуры

культпоход

1

5

Альбом «Знай и люби свое село»

рисунки, сочинения, мини-доклады

1

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

1

7

Сквер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

экскурсия

1

8

Основные достопримечательности села: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

1

9, 10

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам села

2

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Флаг Республики Крым

беседа, рисунки

1

2

Герб Республики Крым

беседа

1

3

Гимн Республики Крым

прослушивание

1

4

Национальная кухня народов Крыма

конкурс блюд

1

5

Национальные костюмы народов Крыма

рисунки

1

6

Заповедные места Крыма

беседа

1

7

Игры народов Крыма

практикум

1

8

Народные праздники

праздник

1

3 класс – 34 часа

Название темы

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Моя семья

сочинение

1

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

1

3

Герб моей семьи

конкурс рисунков

1

4

Моя родословная

составление родословной

1

5

У семейного очага

семейная игра

1

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

1

7

Подвижные семейные игры

практикум

1

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

1

 

II. Школа – мой второй дом

1

Моя школа – мой дом

беседа

1

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

1

3

Поздравление учителей с Днем учителя

открытка

1

4

Что растет на территории школы

тесты

1

5

Все о школе

викторина

1

6

По страницам истории школьной

Экскурсия в музей

1

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

1

8

Трудовой десант

посадка многолетних растений на клумбах школьного участка

1

 

III. Широкое– село мое родное

1

Исторические места села

экскурсия

1

2

Моему селу ….. лет

выставка фотографий

1

3

Предприятия села

экскурсия

1

4

Великая Отечественная война в истории моего села

беседа

1

5

Посещение зала Боевой Славы сельского музея

экскурсия в музей

1

6

Знаменитые земляки

поисковое задание

1

7

Встреча с известными земляками

беседа

1

8

Знай, люби и гордись своим селом

практикум

1

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Симферополь в далеком прошлом

беседа

1

2

Гражданская война на территории Крыма

беседа

1

3

Подвиги крымчан в годы Великой Отечественной войны

беседа

1

4

Символика Республики Крым

беседа

1

5

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

1

6

Я – гражданин

рисунки

1

7

Многонациональный  Крым

беседа

1

8, 9

Праздники народов Крыма

праздник

2

10

Я воспеваю крымскую столицу

экскурсия

1

4 класс – 34 часа

Название темы

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

История одной фотографии

сочинение

1

2

Рукотворный мир

выставка поделок, сделанных совместно с родителями

1

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

1

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

1

5

Семейный бюджет

практикум

1

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

1

7

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

1

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

1

 

II. Школа – мой второй дом

1

Юбилейная дата. Встреча с детским писателем

беседа

1

2

Умники и умницы

интеллектуальная игра

1

3

Бюджет школы

практикум

1

4

Школьные страницы истории

экскурсия в музей

1

5

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

1

6

История школы. Знаменитые люди – выпускники нашей школы.

создание альбома

1

7

Прощание с начальной школой

праздник

1

8

Подарок школе

сбор макулатуры

1

 

III. Широкое – село мое родное

1

Моя малая родина

сочинение

1

2

Односельчане в годы Великой Отечественной войны

посещение музея

1

3

Знакомство с культурной, духовной жизнью села

экскурсия

1

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

5

Улицы моего села

Поисковое задание

1

6

Исторические находки

сбор материала для музея

1

7

Что мы покажем гостям в селе Широкое

оформление уголка

1

8

Мое село в будущем

защита проекта

1

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Первобытный мир – начало истории человечества

беседа

1

2

Крымское ханство и Османская империя

беседа

1

3

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

4

На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Крыму

экскурсия в храм, мечеть

1

5

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики

чтение произведений, театрал. представления

1

6, 7

Трудовые достижения и замечательные люди Крыма

поисковое задание

1

8,9

Что человечество ценит больше всего. Бахчисарайский  дворец

экскурсия

2

10

Крым – в далеком прошлом

викторина

1

 

Ожидаемые результаты:

  • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
  • Повышение уровня духовной культуры
  • Возрождение патриотического воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Белоусов Е. Книги из серии «История Крыма для детей в сказках и легендах».

  1. Крымские чудеса (сборник рассказов, стихов и сказок).
  2. Сивельникова Л. «Азбука крымских цветов».
  3. Материалы музея с.Широкое.
  4. Электронные ресурсы интернета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Азбука волейбола» для обучающихся 3 класса

Программа «Азбука волейболал» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 кла...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (гражданско-патриотическое направление) 1-4 класс

   Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуаль...