Воспитание здорового ораза жизни у учеников начальных классов
статья по зож (3 класс)

Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность школы, всего педагогического коллектива, самого ребёнка и его родителей. Возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание здорового образа жизни

 у учеников начальных классов

 

учитель начальных классов

Ханахок Малайчет Теучежевна

 

Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда. Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг. ХХго века. Однако, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. В общественное сознание стали входить такие понятия, как «школьная близорукость», «школьные сколиозы», «школьная неврастения» и другие. Учеников не покидает ощущение большой занятости, переутомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего организма и психики. Психологи фиксируют отклонение возрастных норм памяти, внимания, мышления у детей.

Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность школы, всего педагогического коллектива, самого ребёнка и его родителей. Возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков, во внеклассной деятельности, работе с родителями. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни можно использовать такие методы и приемы, как «уроки здоровья», практические занятия, беседы, чтение, рисование, игры, проектная деятельность детей.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются разнообразные формы работы. В своем классе в рамках внеурочной деятельности я веду кружок «Азбука здоровья». Во время учебных занятий и во внеурочное время работаю над формированием у детей представления о здоровом образе жизни, пополнением их знаний по экологии, диетологии, гигиене, санитарии и т.д.  Учащиеся получают начальные представления о режиме дня, укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, осваивают определённые двигательные действия, активно развивают мышление, творчество и самостоятельность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы. Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее - организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время".

Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. При длительном сидении снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Не менее важным компонентом формирования ЗОЖ у младших школьников является дозированное и нормированное время использования различных гаджетов: смартфон, планшет, ноутбук, компьютер, игровые приставки…

 Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Системная работа на ступени начального общего образования должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия физической культурой на открытом воздухе, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, пример семьи и педагога, использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов, система в работе.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

 

 

 

Литература

1.     Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с.

2.     Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 1994. - 78 с.

3.     Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1998. - 159 с.

4.     Касаткин В.Н. Педагогика здоровья. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

5.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе 

    учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование викторин по литературным произведениям для воспитания любви к чтению у учеников начальных классов.

В современном мире ребенок лишь изредка приучен к чтению. Книги заменяются видеоиграми: это общемировая тенденция. Одной из наиболее важных задач школы как социального института является воспитание у ...

Агитбригада "За здоровый образ жизни" выступление учащихся начальных классов

Кратко и четко объясняет учащимся принципы здорового образа жизни. В данном материале учащиеся найдут основные  принципы сохранения здоровья....

Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Путешествие в страну здорового образа жизни" для учащихся начальных классов

Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Путешествие в страну здорового образа жизни" для учащихся начальных классов...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ДЛЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ.

Данный сценарий поможет вам провести классный час на тему зож в начальных классах....

Классный час «Здоровый образ жизни» для учеников младших классов.

Материал знакомит учеников с здоровым образом жизни, показывает важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни....

"Формирование навыков ведения здорового образа жизни у учеников начальных классов"

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: "Формирование навыков ведения здорового образа жизни у учеников начальных классов"...