Главные вкладки

    Методическая разработка - 2012 год "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов".
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Долгополова Светлана Рауфовна

     

    ·                   Цель и задачи

    ·                   Мониторинг показателей здоровья обучающихся

    ·                   Этапы реализации программы

    ·                   Ожидаемые результаты

    1.     Формирование культуры здоровья

    ·                   Формы и методы:

    ·                   ИКТ на уроках математики и русского языка.

    2.     Упражнения для снятия общего или локального утомления

    3.     Заключение

    4.     Литература

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальный  конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования

    «Методическая разработка - 2012»

    Здоровьесберегающие технологии  как средство

    формирования навыков здорового образа жизни

    у учащихся начальных классов.

    Автор: Долгополова Светлана Рауфовна,

    учитель начальных классов МАОУ «СОШ №21»

    Миасский городской округ

    2012г.

    Содержание

    1. Введение
    1. Цель и задачи
    2. Мониторинг показателей здоровья обучающихся
    3. Этапы реализации программы
    4. Ожидаемые результаты
    1. Формирование культуры здоровья 
    1. Формы и методы:
    2. ИКТ на уроках математики и русского языка.
    1. Упражнения для снятия общего или локального утомления 
    2. Заключение
    3. Литература

    Приложение (диск: /выступление на методическом объединении города/,внеклассное мероприятие по теме).

    Здоровье до того перевешивает
    все остальные блага,
    что здоровый нищий
    счастливее больного короля.
    А. Шопенгауэр 

    1. Введение

    Я считаю, что главная задача общего, дополнительного и дошкольного образования: помочь сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни

    Стать непросто  школой , а школой здоровья для ребёнка, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды.

    Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных и российских специалистов, таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:

    50 % - образ жизни;
    20 % - условия внешней среды;
    20 % - особенности организма, наследственность;
    8 - 12 % - система здравоохранения.

    Здоровье ребёнка характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. На современном этапе развития общества по новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью, тем более, что в настоящее время заболеваемость остаётся важнейшей официально регистрируемой реакцией населения на вредные воздействия окружающей среды. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, а также укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.

    Сегодня медики все чаще связывают состояние здоровья детей с негативным школьным  фактором: 60 % неврозов у детей от обучения в школе, значит, и от учителя. Поэтому важнейшей задачей является формирование у учителя валеологического мышления, т.е. способности видеть за каждым своим поступком влияние на здоровье ребенка.

    Каково же состояние здоровья детей моего класса при поступлении в школу?

    В 2009-2010 учебном году в  классе  обучаются 26 учащихся/1 класс/.

    По группам здоровья в 2009  - 2010  учебном году учащиеся распределились так:

    I группа- 18 %
    II группа- 65 %
    III группа- 15 %
    IV группа - 2 %

    Наиболее распространенными заболеваниями являются:

    Учебный год

    Заболевания глаз

    Лор.заболевания

    Хирургические заболевания

    Терапевтические  заболеевания

    Невралгические заболевания

    2009-2010г

    38%

    48%

    38%

    21%

    12%

    На основании полученных данных выявлено:

    1. Среди первоклассников выявлено 32,7% детей, у которых показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки находятся на уровне низких величин.
    2. Дисгармоничное развитие выявлено у 24,3% детей, а резко дисгармоничное - у 11,1%. Диспропорция определялась избыточной массой тела по отношению к росту.
    3. Уровень физической подготовленности детей можно считать низким по всем показателям и недостаточным для детей данного возраста.
    4. Отмечены высокие уровни хронической заболеваемости болезнями нервной системы и органов чувств - 23%, болезни  костно-мышечной системы-64%.
    5. Среди выявленной ортопедической патологии имеют место:
    1. нарушение осанки - 30%,
    2. плоскостопие - 32%,
    3. кривошея - 1,5%.

    По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей желает быть лучшим.

    Из 26 детей принесли справки на льготное питание  по состоянию здоровья 21человек. По России только сегодня 10 % детей в возрасте до 18 лет являются здоровыми. 

    Следовательно, необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.  Мой класс, к сожалению, не является исключением. Пытаясь исправить создавшееся положение, я 1)разработала программу «Здоровье школьника», предусматривающую:

    1. целенаправленную систематическую работу в триаде: учитель - ученик - родитель;
    2. деятельность школы во взаимосвязи с учреждениями здравоохранения.

    Главная цель программы /на 4 года/ - воспитание успешной личности, для которой являются главные жизненные ценности. Воспитать у учащихся осознание того, что самое главное в жизни – здоровье. Привитие навыков умения беречь свое здоровье. Создать условия для саморегуляции и самоактуализации личности школьника.

    Ключевая концептуальная идея:создание здоровьесберегающего воспитательного пространства

    Чтобы я хотела иметь к четвёртому году обучения/ожидаемые результаты/

    1. Сохранение и развитие здоровья учащихся.
    2. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
    3. Развитие физического потенциала школьника.
    4. Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниям, заболеваниями позвоночника и глаз.
    5. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
    6. Социальная адаптация.  Повышение приоритета здорового образа жизни.
    7. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
    8. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
    9. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
    1. Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

    2)Составила ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1 этап – сентябрь 2009-август 2010 год

    1Диагностика уровня заболеваемости воспитанников, предварительное тестирование по определению физической подготовки и объема двигательной активности воспитанников

    2Внедрение здоровьесберегающих методик

    2 этап–сентябрь2010 – август 2011 год

    1Разработать модель системы воспитания культуры здоровья у младших  школьников

    2Внедрение здоровьесберегающих методик

    3Повышение валеологической грамотности через родительские собрания

    3этап – сентябрь 2011 – август 2012 год

    1Внедрение здоровьесберегающих методик

    2Индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни

    4этап – сентябрь 2012 – август 2013 год

    1 Внедрение здоровьесберегающих методик

    2 Обобщить опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий  в форме дискуссионного клуба

    3 Создать методические рекомендации педагогам по организации оздоровительной работы

    1. Формирование культуры здоровья

    Я уверена, что формирование культуры здоровья невозможно без психосоциальной компетенции обучающихся, для развития которой необходимы жизненно важные навыки, т.е. способности человека демонстрировать гибкое и адекватное поведение, позволяющее успешно решать задачи повседневной жизни. В своей работе по формированию культуры здоровья обучающихся, я выделяю несколько жизненно важных навыков:

    1. умение творчески мыслить 
    2. умение мыслить критически 
    3. умение общаться
    4. умение устанавливать межличностные отношения
    5. самоосознание 
    6. умение сопереживать 
    7. умение владеть эмоциями
    8. борьба со cтpeccoм 

    Данные жизненные навыки формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности, между которыми существует тесная взаимосвязь

    Свою деятельность я выстраиваю по следующим направлениям: мониторинг показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, организация психологической поддержки, профилактика вредных привычек, физическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

    Мониторинг показателей здоровья обучающихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы я рассматриваю как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.

    Предупреждение заболеваний в первую очередь связываю с профилактикой утомления и переутомления школьников, с этой целью ввожу в режим дня обучающихся динамические паузы, использую музыкотерапию, библиотерапию, методы ароматерапии, фито- и физиотерапии.

    При организации психологической поддержки тесно сотрудничаю с  школьным психологом, который проводит психофизиологическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья обучающихся, используя анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.

    Профилактика вредных привычек включает в себя моё сотрудничество со школьным врачом, психологом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий, встреч с узкими специалистами медицины.

    Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Работая в данном направлении, я как классный руководитель изучаю и анализирую:

    1. причины пропусков занятий обучающимися уроков физической культуры;
    2. качество взаимодействия обучающихся и учителя физической культуры;
    3. активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы;
    4. наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;
    5. состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.

    Духовно-нравственное воспитание осуществляю с целью формирования у обучающихся моральной воспитанности. Для чего я провожу этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, создаю воспитывающие ситуации, используя ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Организую поездки по Челябинской области для посещения музея, выставочного зала, городской детской библиотеки.

    Применение здоровьесберегающих технологий. В своей работе я использую методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.). Внеклассная и внешкольная работа, проводимая мной с обучающимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников. Я провожу данную работу в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в выходные дни и во время каникул.

    В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся я использую следующие формы и методы:

    1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

    1. классные часы, их проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана воспитательной работы;
    2. беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
    3. читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
    4. мини-лекции использую как самостоятельную форму работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаю сельского детского врачей, сотрудников ГИБДД и пожарной службы.

    2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

    1. педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
    2. приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
    3. воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
    4. тренинги помогают мне изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом; 
    5. круглый стол, данные формы я применяю для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

    3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. 

    4. Метод игровых ситуаций я применяю, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.

    5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

    6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).

    Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья. 

    На основании опыта работы мною 3)создана «Программа по обучению жизненно важным навыкам младших школьников/1-4 классы/». Один час в неделю провожу урок «Час Здоровья».Сейчас у меня 3 класс. Вот темы :

    1. Еще раз о здоровье (2 часа)

    От чего зависит твое здоровье. В чем ты можешь помочь себе и другим сам.

    Когда надо звать на помощь взрослых. Когда нужно обращаться к врачу.

    2. Непрерывность жизни (10 часов)

    Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки: внешние и внутренние различия между ними. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья, настоящая и будущая. Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

    3. Здоровье и общество (18 часов)

    Что такое общество? Почему люди живут вместе. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. Доброе и злое среди людей. Как возникают конфликты и как их разрешать. Что такое обида. Что делать, если ты кого-то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, горю, наказанию. Страх и тревога. Как уметь снять напряжение, избавиться от страха.

    Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоем будущем.

    4. Хотим быть здоровыми — действуем (4 часа)

    Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями и поступками. Почему это важно. Если умеешь, то посоветуй и помоги своим родным, друзьям, просто знакомым.

     Стараюсь формировать здоровый образ жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка. Для этого делаю краткие вставки о здоровье на уроках.  Например:

    Урок русского языка

    Вставка. Вежливые слова о здоровье. Предлагаю детям правильно списать с доски слова: «спасибо», «пожалуйста», «с добрым утром», «спокойной ночи».

    Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

    – Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Чаще говорите друг другу «спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

    – Я хочу быть здоровым.

    – Я могу быть здоровым.

    – Я буду здоровым.

    Вставка. Тексты о здоровье. Предлагаю ученикам правильно списать с доски поговорки:

    «Здоровье всего дороже»; «Без труда нет добра!»; «Терпенье дает уменье»; «Терпенье и труд все перетрут».

    Или другой текст:

    «Чистота – залог здоровья»; «Здоровье разум дарит»; «Кто долго жует, тот долго живет»; «С курами ложись, с петухами вставай».

    Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста впитывали их и следовали им. Обсуждаем мудрые и образные пословицы и повторяем их все вместе вслух.

    Математика

    1. Вставка. Математический разбор пословицы (сложение и вычитание). Привожу как условие задачи русскую народную пословицу: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».
    2. Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? Ответ: 9 – 5 = 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъема.
    3. Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? Ответ: 9 – 5 = 4. Последний раз надо есть за 4 часа до сна.
    4. Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна? Ответ: 9 часов вечера – это 21 час; 24 – 21 = 3; 3 + 5 = 8.

    Напоминаю детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, то есть ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7 утра. После пробуждения не залеживайся в постели. Еще раз вспомни пословицу: «С курами ложись, с петухами вставай». Эта вставка в урок напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания, к соблюдению которых нужно стремиться.  

    Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья. 

    Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений.

    1. Упражнения для снятия общего или локального утомления

    Упражнения для кистей

    Аплодисменты. Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Упражнение выполняется 15–20 секунд.

    «Аплодисменты» могут быть предназначены конкретному ученику, отличившемуся в работе. Это поможет создать доброжелательную атмосферу на уроке.

    Бабочка (сказка). Подобные упражнения развивают воображение. Целесообразно провести конкурс на лучшую сказку – упражнение для физкультминутки.

    Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

    Гимнастика для глаз

    Для профилактики близорукости и замедления ее развития используем специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер, схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

    Бег глазами. Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.

    Филин. Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.

    Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы». Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

    Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

    Далеко – близко. Упражнение проводится учителем, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет учитель.

    Упражнения, корректирующие осанку

    Двигательный аппарат школьника интенсивно формируется. Результатом этого процесса становится осанка. Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Неправильная поза во время школьных занятий способствует развитию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактику нарушений осанки осуществляем в двух направлениях:

    1. созданием необходимых гигиенических условий;
    2. становлением мотивационной сферы гигиенического поведения.

    Упражнения по коррекции осанки выполняются стоя.

    Самокоррекция

    Выпрямиться. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться.

    Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
    Смотрим влево, смотрим вправо.
    Спинка ровная у нас,
    А осанка – высший класс!

    Дыхательная гимнастика

    Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

    Чудо-нос. После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

    Дыхательная медитация

    Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

    Скороговорки музыкальные (речитатив). Скороговорки – благодатный материал на уроках словесности. Они уместны на орфографической пятиминутке для актуализации каких-либо орфограмм, на физкультминутке – как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

    1. Заключение

    Мой девиз « От охраны здоровья – к успеху в учёбе».Я считаю, что необходимо:

    1. В режим дня школьников ввести занятия лечебной физкультурой, продолжительностью 30 минут не менее трех раз в неделю.
    2. Формировать и постоянно закреплять у детей чувство правильной осанки.
    3. Полноценное питание, соответствующие умственные и физические нагрузки.

    Сейчас дети обучаются в 3 классе Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность моей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

    1. активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 78 %; бег - 86 %; лыжные прогулки - 32 %; утренняя гимнастика - 90 %.
    2. рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
    3. уровень усвоения материала учебных занятий и внеучебных мероприятий - рефлексивно – созидающий, то есть у обучающихся возникает потребность создать свое, выразить себя в творческих работах
    4. обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

    1. Литература
    1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. –. 2005.- № 3.
    2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2004. - № 2.
    3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2005, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
    4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2009, 208 с. – (Мастерская учителя).
    5. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2011. №5.
    6. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2005. - № 3.
    7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 150 с. – (Семейная библиотека)
    8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ. 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

    1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

    Проект учителя "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни у учащихся начальных классов"

    Презентация учителя к проекту по формированию социальных установок на здоровый образ жизни у учащихся  начальных классов. ...

    Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития

    Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

    Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

    М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...

    Программа "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальных классов"

    Программа «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальных классов». Цель программы: создание здоровьеразвивающей среды, поиск оптимальных средств сохранен...

    «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся».

    laquo;Организационно-методические условия современного урока. Использование современных образовательных технологий»...

    Выступление по теме: «Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни»

    Использование в обучении и воспитании младших школьников дидактических подвижных игр является одним из многочисленных путей формирования ЗОЖ ребенка, пришедшего в школу....