Программа по курсу внеурочной деятельности "Моё здоровье" (1-4 класс)
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Анатольевна Юрьева

Программа «Мое здоровье» по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления составлена на основе программы «Уроки здоровья» П.Л. Симкиной. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Цель данной программы – систематическое ознакомление обучающихся начальной школы со способами сохранения и укрепления здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного  направления

«Мое здоровье»

1-4 класс               

             

                         

 

 

 

 

  Составитель:  С.А.Юрьева, учитель начальных классов,

                                                                                                  высшая квалификационная категория

                                                                   

Пояснительная записка

Программа «Мое здоровье» по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления   /далее программа/    составлена   на основе  программы  «Уроки               здоровья»

П.Л. Симкиной. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.

Цель данной программы – систематическое ознакомление обучающихся начальной школы со способами сохранения и укрепления здоровья. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- познакомить с основными составляющими здорового образа жизни;

- обучать способам сохранения здоровья;

- способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;

- развивать культуру двигательной активности;

- воспитывать нравственную культуру учащихся.

      Программа «Мое здоровье» является примерной и не задает строгой последовательности изучения материала в определенном классе. Вместе с тем изучение программы «Мое здоровье» предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах с 1-го по 4-ый включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения по программе «Мое здоровье» у обучающихся формируются :

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;

предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

У учащихся будут сформированы личностные УУД:

 различать основные нравственно-этические понятия;

 соотносить поступок с моральной нормой;

 оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

 выражать положительное отношение к процессу познания;

 проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности;

 планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

 корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;

 оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:

 выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);

 анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

 воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

 устанавливать причинно-следственные связи между объектами;

 выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.

У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:

 оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

 слушать и понимать речь других;

 применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;

 составлять устные небольшие монологические высказывания.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья» учащиеся начальной школы должны знать:

- правила личной гигиены;

- основы рационально питания;

- как работают органы человека и зачем они нужны;

- правила поведения в школе, дома, в гостях;

- правила культурного поведения в обществе;

- преимущества здорового образа жизни;

- негативное влияние вредных привычек на организм;

- о факторах, влияющих отрицательно и положительно на здоровье человека;

- способы повышения работоспособности;

- о гигиенических нормах и культуре поведения;

- как составлять режим дня;

- как и для чего необходимо питаться;

- назначение физических упражнений;

- комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток;

- подвижные игры различной активности.

Данная программа составлена на 4 года: 1 класс – 33 часа,

                                                                       2 класс – 34 часа,

                                                                       3 класс – 34 часа,

                                                                       4 класс – 34 часа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Самопознание : Кто я есть?

3

3

3

3

2

Самопознание: Я и другие

3

3

3

3

3

Попрыгать, поиграть.

13

13

11

11

4

Питание и здоровье

3

4

4

4

 5

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний

4

4

4

4

6

Культура потребления медицинских услуг

3

3

4

4

7

Основы личной безопасности и профилактика травматизма

4

4

5

5

Итого

33

34

34

34

Поурочное планирование

1 класс

№ п/п

Раздел, тема

1

Самопознание : Кто я есть?  Наука о здоровье. Что такое здоровье?

2

Самопознание : Кто я есть?  Режим дня школьника

3

Попрыгать, поиграть. Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун»

4

Самопознание : Кто я есть?  Части тела, их функциональное предназначение.

5

Попрыгать, поиграть. Разучивание сюжетной  игры «Мы- веселые ребята»

6

Самопознание: Я и другие. Правила межличностного общения.

7

Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «У медведя во бору»

8

Самопознание: Я и другие. Взаимовлияние людей. Дружба.

9

Попрыгать, поиграть. Разучивание  игры «Горелки»

10

Самопознание: Я и другие. Поведение на улице и в общественных местах.

11

Попрыгать, поиграть.  Разучивание игры «Волк во рву»

12

Питание и здоровье. Режим питания.

13

Попрыгать, поиграть. Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза»

14

Питание и здоровье. О пользе завтрака.

15

Попрыгать, поиграть. Игра «Море волнуется – раз»

16

Питание и здоровье. Самые полезные продукты.

17

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Кожа человека. Уход за кожей.

18

Попрыгать, поиграть. Игры на развитие воображения. Игры  «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

19

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены. Взаимосвязь чистоты и здоровья.

20

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Уход за волосами.

21

Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах.

22

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена полости рта.

23

Культура потребления медицинских услуг. Поликлиника. Врачи-специалисты.

24

Попрыгать, поиграть.  Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки».

25

Культура потребления медицинских услуг. Как вести себя у врача.

26

Культура потребления медицинских услуг. Вызов врача на дом.

27

Попрыгать, поиграть. Весёлые старты со скакалкой.

28

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Безопасное поведение на дороге.

29

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.  Перекресток.

30

Попрыгать, поиграть. «Салки с мячом»

31

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Личная безопасность вне дома.

32

Попрыгать, поиграть. Весёлые старты с мячом.

33

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения у водоемов.

2 класс

№ п/п

Раздел, тема

1

Самопознание : Кто я есть? Самопознание через ощущение, чувства, образ  

2

Самопознание : Кто я есть? Эмоциональная сфера личности

3

Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «Совушка»

4

Самопознание : Кто я есть? Эмоциональные переживания и способы их проявлений

5

Попрыгать, поиграть. Разучивание  игры « Обыкновенные жмурки ».

6

Самопознание: Я и другие. Правила межличностного общения

7

Попрыгать, поиграть. Разучивание игры « Гуси-лебеди ».

8

Самопознание: Я и другие. Правила  взаимодействия в группе

9

Попрыгать, поиграть. Игры «У медведя во бору», «Совушка»

10

Самопознание: Я и другие. Тренинг позитивного общения и взаимодействия

11

Попрыгать, поиграть.  Игры «Пятнашки», «Волк во рву».

12

Питание и здоровье. Правила поведения за столом

13

Попрыгать, поиграть. Веселые старты.

14

Питание и здоровье. Самые полезные продукты

15

Попрыгать, поиграть. Эстафета «Гонки снежных комов»

16

Питание и здоровье. Удивительные превращения пирожка

17

Питание и здоровье. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

18

Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках.

19

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена зрения: риски нарушения зрения.

20

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Зрение и компьютер, телевизор.

21

Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах.

22

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Что такое витамины.

23

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

24

Попрыгать, поиграть.  Эстафета на санках.

25

Культура потребления медицинских услуг. Больница, показания для госпитализации.

26

Культура потребления медицинских услуг. Польза и вред медикаментов.

27

Попрыгать, поиграть. Весёлые старты со скакалкой.

28

Культура потребления медицинских услуг. Осторожное обращение с лекарствами.

29

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Пожар. Правила поведения.

30

Попрыгать, поиграть. Игра «Ловишки»

31

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Укусы зверей, змей, насекомых.

32

Попрыгать, поиграть. Весёлые старты с мячом.

33

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Экстремальная ситуация в городе, в деревне, на природе.

34

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения в лесу,  у водоема.

3 класс

№ п/п

Раздел, тема

1

Самопознание : Кто я есть?  Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам

2

Самопознание : Кто я есть? Средства, способствующие сохранению индивидуального здоровья (физического и эмоционального)

3

Попрыгать, поиграть. Игры- эстафеты «Команда быстроногих»

4

Самопознание : Кто я есть? Практическая работа на проведение физиологических измерений: частота пульса, вес, рост, температура тела

5

Попрыгать, поиграть. Эстафета «Попробуй, догони!»

6

Самопознание: Я и другие. Поведенческие риски, опасные для здоровья

7

Попрыгать, поиграть. Веселые старты с мячом.

8

Самопознание: Я и другие. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения.

9

Попрыгать, поиграть. Игра «Вышибалы»

10

Самопознание: Я и другие. Тренинг позитивного общения и взаимодействия

11

Питание и здоровье. Как утолить жажду…

12

Попрыгать, поиграть. Веселые старты.

13

Питание и здоровье. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

14

Питание и здоровье. Блюда из зерна.

15

Питание и здоровье. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

16

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена труда и отдыха.

17

Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках.

18

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Режим дня, признаки утомления.

19

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Грипп и ОРВИ. Профилактика.

20

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Грипп и ОРВИ. Если ты заболел.

21

Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах.

22

Культура потребления медицинских услуг. Врачи-специалисты

23

Культура потребления медицинских услуг. Осторожное обращение с лекарствами

24

Попрыгать, поиграть.  Эстафета на санках.

25

Культура потребления медицинских услуг. Выбор медицинских услуг

26

Культура потребления медицинских услуг. Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях

27

Попрыгать, поиграть. Весёлые старты со скакалкой.

28

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Осторожно – тонкий лед, осторожно – гололед.

29

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Как оказать первую помощь при порезе, ушибе.

30

Попрыгать, поиграть. Разучивание игры «Двенадцать палочек»

31

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Осторожно – клещи!

32

Попрыгать, поиграть. Игра «Двенадцать палочек»

33

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

34

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения у водоёма в летнее время.

4 класс

№ п/п

Раздел, тема

1

Самопознание : Кто я есть?  Здоровый образ жизни и его значение.

2

Самопознание : Кто я есть?  Режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание.

3

Попрыгать, поиграть. Игра «Вышибалы»

4

Самопознание : Кто я есть? Практическая работа на проведение физиологических измерений: частота пульса, вес, рост, температура тела

5

Попрыгать, поиграть. Веселые старты.

6

Самопознание: Я и другие. Конфликты с родителями, способы их разрешения. Правила семейного общения

7

Попрыгать, поиграть. Игры - эстафеты «Команда быстроногих»

8

Самопознание: Я и другие. Конфликты с одноклассниками и друзьями, способы их разрешения

9

Попрыгать, поиграть. Игра «Снайпер» с 2 мячами.

10

Самопознание: Я и другие. Конфликты с учителями, способы их разрешения.

11

Питание и здоровье. Из чего состоит наша пища.

12

Попрыгать, поиграть. Игра «Снайпер» с 2 мячами.

13

Питание и здоровье. Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

14

Попрыгать, поиграть. Игра-эстафета «Кто быстрее»

15

Питание и здоровье. Молоко и молочные продукты.

16

Питание и здоровье. Вода и другие полезные напитки

17

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. Эпидемии

18

Попрыгать, поиграть. Лыжные гонки.

19

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Иммунитет, активные и пассивные способы его защиты

20

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни

21

Попрыгать, поиграть. Катание на лыжах.

22

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний. Ответственность за распространение инфекционных заболеваний

23

Культура потребления медицинских услуг. Больница, показания для госпитализации

24

Попрыгать, поиграть. Эстафета на санках.

25

Культура потребления медицинских услуг. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами

26

Культура потребления медицинских услуг. Выбор медицинских услуг

27

Попрыгать, поиграть. Эстафета «Самые ловкие»

28

Культура потребления медицинских услуг. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью

29

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Опасные факторы современного жилища

30

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Ожоги. Электротравмы.

31

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Представление об элементарной первой помощи пострадавшему.

32

Попрыгать, поиграть. Весёлые старты с мячом.

33

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Опасности, которые подстерегают в лесу.

34

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения у водоёма в летнее время.

Список литературы

1.Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог.- Волгоград, 2010

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2013.

3.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь.- М.: ОЛМА Медиа групп, 2013.

4.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2014.

5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа групп, 2014.

6.Дик Н.Ф., Кацирис  А.Н. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы.- Ростов-на Дону: Феникс, 2009.-С.111-115. 222-227.

7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.

8.Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., 1989.

9.Коростелев Н. Шаг за шагом. - М., 1987.

10.Макеева А.Г., Лысенко И.А. Академия здоровья. – М., 1998.

11.Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 3-5.

12.Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.

13.Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

14.Симкина П.Л. Уроки здоровья. Москва, Амрита – Русь, 2009

15.Усачев А., Березин А. Школа безопасности. Основы безопасности жизнедеятельности.-М.: Издательство АСТ, 1997.

16.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фабер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.

 16.Яголинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., Просвещение,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"

Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС

Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс....