Проект "Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы"
проект по зож

Проект «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы» нацелен на реализацию национальной инициативы «Наша новая школа», соответствует ФГОС.  Позволяет развивать новую управленческую компетентность учителя, способность управлять развитием ребенка в учебном процессе на здоровьесберегающей основе. Проект  охватывает как учебную (в границах разных образовательных дисциплин) так и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_evrika_formirovanie_kompetentnostey_tsvetnoy.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование компетентностей в области здоровьесбережения

Согласовано                                                                                     Утверждаю

 Приказ от 30.05.2011 № 118

_________________                                                       ____________________

Директор АНОО                                                                директор МОУ СОШ

«Альянс-АВ»                                                                        «Эврика-Развитие»

Рудченко О.Б.                                                                                   Озерова Т.В. 

 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ  ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ

МОУ СОШ «ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ» ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ И АНОО «АЛЬЯНС-АВ»

Рассмотрено

Протокол Совета школы  от 27.05.11 № 3

__________________

Председатель Лыкова Н.Ф.

Место реализации проекта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие» Ворошиловского района  г. Ростова-на-Дону

Инициатор проекта.

Руководитель программы «Здоровье», логопед автономной некоммерческой образовательной организации «Альянс-АВ» Чекусова Н.

Коллектив  проекта.                                                                                                                                        

Директор школы Озерова Т.В., директор организации Рудченко О.Б., учителя МОУ СОШ «Эврика-Развитие» и педагоги дополнительного образования АНОО «Альянс-АВ»: Карпова Е.А., Омельницкая Т.П., Самойленко К.В., Литвинова Н.Ю., Вервекина Ю. Г., Зубкова Н. Н,  Груздова И.Ю., Девтерова Л.Н.,  Пигарева О.Ю., Савина Л.М. и другие.

Оглавление

I.

Введение                                                                                                                                                        

с.3

1.

Актуальность проекта                                                                                                                                

с.3

2.

Анализ ситуации предшествующей реализации проекта

с.5

II.

Описание проекта                                                                                                                                

с.8

1.

Пути повышения педагогического мастерства педагога в области здоровьесбережения.                              

с.8

2.

Основная идея                                                                                                                                                        

с.10

3.

Объект  и предмет                                                                                                                                                                                    

с.10

4.

Цели и задачи проекта                                                                                                                                                            

с.11

5.

Организация деятельности по проекту                                                                                                                                                                                                                                                        

с.11

6.

Основные направления работы в рамках проекта                                                                                                                                                        

с.12

III  

Модель реализации проекта                                                                                                                        

с.14

1.

Описание модели проекта                                                                                                                                        

с.14

2.

Семинар – практикум «Учусь быть здоровым»                                                                                          

с.14

3.

Модуль «Мониторинг»                                                                                                                                          

с.15

4.

Модуль «Технологии индивидуального образования»                                                                                                                              

с.18

5.

Модуль «Образовательная программа класса»                                                                                                

с.22

6.

Этапы реализации проекта

с.24

IV

Эффективность проекта.                                                                                                                                    

с.25

1.

Рабочая гипотеза                                                                                                                                          

с.25

2.  

Основные ожидаемые  результаты  проекта

с.25

3.  

Социальный эффект                                                                                                                                                    

с.26

4.  

Мониторинг компетентностей педагогов в области здоровьесбережения                                                                

с.26

5.  

Промежуточные результаты  проекта

с.26

V.

Стоимость реализации проекта

Приложения 

с.30         с.31

Здоровье – не всё,
но всё  без здоровья – ничто.
Сократ

I.  Введение.                                                                                                                                                   1. Актуальность проекта.                                                                                                                                

    Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.

 В настоящее время государственные образовательные стандарты второго поколения включают в себя три группы требований, одним из которых является требование к ресурсному обеспечению (условиям) получения общего образования. Оно представляет собой «интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ» и включает наряду с финансово-экономическим и материально-техническим также  кадровое обеспечение. Новые стандарты ставят перед школой новые задачи, которые предполагают ее переориентацию от навыково-знаниевой к деятельностной модели обучения. При этом процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как  процесс, в рамках которого будет происходить становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, принимать самостоятельные ответственные решения, уметь конструктивно взаимодействовать с другими людьми и т.д. Очевидно, что требования к образованию школьников могут быть выполнены только при условии, что педагогический состав сам обладает всеми компетентностями. Поэтому одной из важнейших задач сегодня является становление учителя нового типа, который должен обладать новыми профессиональными умениями и качествами. Что же должен уметь учитель для того, чтобы организовать учебный процесс, основанный на деятельностном подходе?

Учитель  должен уметь:

  • выстраивать логику формирования учебной деятельности обучающихся, их самостоятельных действий;
  • создавать проблемные ситуации на уроке на основе постановки учебных задач и организовывать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся;
  • выстраивать учебное сотрудничество и содержательную коммуникацию в учебном процессе;
  • организовывать моделирование в учебной деятельности, обеспечивать развитие индивидуальных действий моделирования и теоретического мышления у детей;
  • проводить работу по формированию у обучающихся действий самоконтроля и самооценки;
  • организовывать проектную деятельность обучающихся.

Все эти умения определяют новую управленческую компетентность учителя, способность управлять развитием ребенка в учебном процессе. Актуальность формирования указанных профессиональных умений учителя подчеркивается еще и тем, что, реализуя деятельностный подход, педагог имеет дело не только с инновационными организационными формами, но и с принципиально новой логикой развертки предметного содержания курсов, которая должна быть воссоздана в учебном процессе самими обучающимися. В этой ситуации  учитель оказывается не только таким же субъектом поисковой деятельности, как и его ученики, но и практически разработчиком, соавтором преподаваемых им экспериментальных курсов. И эти курсы не должны наносить вред здоровью обучающихся.

С другой стороны, в  последние годы в России, так же как и во многих  развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный). И это в полной мере относится к педагогам всех образовательных учреждений. Известно, что существует тесная взаимосвязь между отношением педагога к своему здоровью, его потребности в ведении здорового образа жизни, уровнем грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников. В этом плане предупреждение профессиональных деформаций и синдрома профессионального выгорания педагога крайне важно для нормального функционирования образовательного учреждения.

И еще один не маловажный аспект проблемы. Для педагогов особенно важно осознавать связь между уровнем здоровья школьников, успеваемостью и поведением детей. Причины неуспеваемости педагог  зачастую видит  в лени или бесхарактерности ученика, в отсутствии должного влияния родителей, и далеко не всегда задумываемся: а может быть это следствие отклонений в состоянии здоровья? Неуспевающие дети часто испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, что, в свою очередь, может привести к аутизации личности (замыкании в себе), вызывать девиантные формы поведения (асоциальное, антидисциплинарное, делинквентное, аутоагрессивное), тесно связанные с невротическими и психо-эмоциональными расстройствами.

Проект «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы» нацелен на реализацию национальной инициативы «Наша новая школа», соответствует ФГОС.  Позволяет развивать новую управленческую компетентность учителя, способность управлять развитием ребенка в учебном процессе на здоровьесберегающей основе. Проект  охватывает как учебную (в границах разных образовательных дисциплин) так и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.   Совершенно очевидно, что существующая в настоящее время подготовка педагогов в области здоровьесбережения не может обеспечить достижения высокого  профессионального уровня, поэтому одной из задач школы становится формирование у педагогов компетентностей  в этой области.

2. Анализ ситуации,  предшествующей реализации проекта.

МОУ СОШ «Эврика - Развитие» является школой полного дня:  учащиеся 1- 6 классов находятся в школе с 8.30 до 18.00 часов.  С 2004 года в школе действует программа Здоровье», направленная  на сохранение и укрепление здоровья взрослых и детей в условиях МОУ СОШ «Эврика - Развитие», на формирование у родителей, педагогов ответственности за сохранение собственного здоровья и здоровья детей (презентация №1 «Программа   «Здоровье»     в условиях МОУ СОШ «Эврика - Развитие»).

       Главная задача программы – организовать  школьную жизнь без негативного влияния на здоровье детей, развивать умения и навыки у всех участников образовательного процесса оставаться здоровыми в процессе учебной деятельности.

       Основные принципы программы.

   Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

   Принцип активности и сознательности – участие всех педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов  по оздоровлению себя и детей.

   Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

   Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

   Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в  сохранении здоровья, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития.

Основные направления программы «Здоровье:

  • диагностическое;
  • организационное;
  • методическое;
  • профилактическое;
  • оздоровительное;
  • коррекционное.

Механизмы реализации программы.

Реализация программы «Здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1.Предварительный мониторинг.

Выделение существующих  внутришкольных факторов неблагоприятных для здоровья  и выработка  способов устранения этих факторов. Определение форм и методов здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей. Разработка  организационных подходов к решению проблем. Срезовый (текущий)  мониторинг. Уточнение подходов к решению проблем, выявленных мониторингом. Итоговый мониторинг.

2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.

Образовательная среда.  Здоровьесберегающая инфраструктура школы, рациональная организация учебного процесса (здоровьесберегающие  технологии системы РО Эльконина – Давыдова, интегрированный курс «Педагогические инверсии, деятельностные модели образования: образовательные практики, педагогические мастерские,  школьная исследовательская конференция, технологии  духовно-нравственного диалога), вовлечение родителей и общественности в работу по сохранению и укреплению здоровья детей, привлечение семьи к здоровьесберегающим  событиям класса. 

Педагог  и здоровье. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями. Практическое применение знаний и умений, полученных на семинаре-практикуме «Учусь быть здоровым», в своей работе и личной жизни.

Ребенок и здоровье. Организация физкультурно-оздоровительной и просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленной на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни с учетом компонентов здоровья (физического, психологического, социального, нравственного). Мотивация обучающихся к здоровому образу жизни.

3. Медико-психолого-педагогическое сопровождение проектов.

Оценка проектов с точки зрения сохранения здоровья его участников.

4. Деятельность служб образовательного учреждения: медицинской, психологической, логопедической, социальной, службы «Здоровье».

Участники программы.

Обучающиеся МОУ СОШ «Эврика - Развитие».

Семьи детей, обучающихся в школе.

Педагогический коллектив школы.

Ожидаемые результаты.

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2.  Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

3. Овладение  методами определения  уровня своего здоровья и навыками самооздоровления.

4. Снижение физиологической цены обучения, уровня заболеваемости и повышение успеваемости детей.

На первоначальном этапе при проведении мониторинга в рамках программы «Здоровье» выявился низкий уровень компетентностей педагогов в области  здоровьесберегающей деятельности. Низкая функциональная грамотность сочеталась с низким уровнем здоровья педагогов школы. В тоже время мониторинг уровня здоровья детей (1-6 классы) и педагогов показал наличие проблем в области здоровья, которые возможно решить в условиях нашей школы.

II. Описание проекта.                                                                                                                                 1. Пути повышения педагогического мастерства педагога в области здоровьесбережения.                              

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Задача, сформулированная авторами проекта такова:  педагог  должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников, а сам он не испытывал профессиональных деформаций и «выгораний».

Актуальным является  вопрос  состояния здоровья педагогов, особенно тех, которые будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и  отношения учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни обучающихся начальных классов. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности без ущерба для здоровья.

      Что педагог должен уметь:

1. анализировать педагогическую ситуацию в условиях деятельностной педагогики с точки зрения сохранения здоровья;

2.      владеть основами здорового образа жизни;

3.      устанавливать контакт с коллективом обучающихся;

4.  наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

5.      прогнозировать развитие своих воспитанников;

6. моделировать систему взаимоотношений в условиях деятельностной педагогики оздоровления;

7.  личным примером учить обучающихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе со школьниками, вовлекая обучающихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья обучающихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят, и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.                

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1.  изменить мировоззрение учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных  чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

2.   изменить отношение учителя к обучающимся. Педагог должен  принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

3. изменить отношение учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие обучающихся с максимально сохраненным здоровьем.

       Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с обучающимися.

       Педагог,    как   ведущий    фактор    образовательной    среды,    в    соответствии    с результатами диагностики класса, группы обучающихся отбирает, учитывая программу и используемую технологию обучения, ряд методик и упражнений по различным направлениям физиологической, психологической и медикаментозной коррекции. Продумывает структуру и динамику урока таким образом, чтобы они не подрывали здоровье школьников. Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Но  в первую  очередь,  педагог должен  начать работу с себя.  Такая работа предполагает:

- личное принятие  здорового образа жизни (ЗОЖ);

- создание психологической обстановки для приятия ЗОЖ детьми и благоприятного психологического климата в школе;

- воспитание у себя и у детей потребности в ЗОЖ;

- использование здоровьеразвивающих технологий обучения и воспитания;

- взаимодействие со специалистами для самообразования.

2. Основная идея проекта   заключается в том, чтобы создать необходимые условия для реального  становления указанных профессиональных качеств учителя и педагога дополнительного образования на рабочем месте. Это возможно при его специально организованной регулярной методической работе в деятельностном режиме в сотрудничестве с коллегами в рамках семинара-практикума по здоровьесберегающим технологиям.

3. Объектом  работы является процесс профессионализации  педагога на рабочем месте.

4. Предмет составляют основные характеристики  построения профессионального педагогического действия педагога в области здоровьесбережения и условия их реализации на рабочем месте.

5.  Цели проекта:

  1. Формировать компетентности педагогов в области здоровьесбережения.
  2. Снизить  влияние вредных факторов окружающей среды на развитие детей и состояние здоровья педагогов.
  3. Предупредить, по возможности, профессиональную деформацию, стрессы и синдром «выгорания» педагогов.

Конечная цель: создать педагогические условия для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей и педагогов на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков в рамках совместной деятельности на уроке и внеурочное время.                                                                                                                    

6. Задачи проекта:

 1. Научить педагогов проводить мониторинг своего здоровья, здоровья учащихся, своей деятельности и образовательной среды.

2. Научить осуществлять свою деятельность на основе здоровьесбережения.

3.  Обучить в практическом плане здоровьесберегающим технологиям, применяемым в образовательных учреждениях.

4. Объединить усилия педагогического сообщества школы по распространению идей и опыта инновационной деятельности в области здоровьесберегающих технологий (путем взаимопосещения уроков и  мероприятий, совместного проектирования деятельности, обобщения опыта).

5. Мотивировать педагогов на самообразование и повышение квалификации вне образовательного учреждения в области здоровьесбережения.

7.  Организация деятельности по проекту.                                                                                                    

  1. Проработка нормативно-правовой  базы.
  2. Научно-методическое обеспечение.
  3. Кадровое обеспечение.
  4. Создание условий: организационных, информационных, мотивационных.

8. Основные направления работы в рамках проекта

1. Обучение педагогического коллектива.

Цель: Дать педагогам психологические, физиологические и основы медицинских знаний с целью создания педагогических условий сохранения и развития психофизиологического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                    Теоретическая подготовка педагогического коллектива  в области здоровьесбережения в рамках семинара-практикума (нормативно-правовая база работы педагогов в области здоровьесбережения, СанПиНы;  физиологические  и  психологические особенности детей разного возраста, пола и темперамента, фазы развития детей, основы неврологии; модели здоровьесберегающей деятельности, различные здоровьесберегающие технологии в области физиологической, психологической, медикаментозной коррекции и т.д.).                                                                                                                                                                        Практическая подготовка педагогов по следующим вопросам:                                                                                                          -  практическое ознакомление педагогов со здоровьесберегающими  технологиями на тренингах и практических занятиях, в ходе взаимопосещений уроков и сопровождения инновационных проектов;                                                            -   обучение методам диагностики и  проведение диагностики оценки состояния психологического и физиологического здоровья детей и педагогов класса;                                                                                                                                                                     -    выработки общих и индивидуальных рекомендаций по дальнейшему сохранению и развитию психологического и физиологического здоровья;                                                                                                   -  внедрения коррекционно – развивающих,  физкультурных пауз, «минуток здоровья» (с учетом общих и индивидуальных рекомендаций) в режим дня школьников;                                          

 2. Оценка состояния психофизиологического здоровья детей и педагогов.                                             

 Проведение мониторинга:  

- тестирование психологического и физиологического здоровья детей;

- проведение мониторинга уровня здоровья педагогов;  

- анализ полученных результатов тестирования;

- разработка общих и индивидуальных рекомендаций в проведении коррекционно-развивающих пауз в соответствии с  результатами тестирования.

 3. Оценка компетентностей и деятельности педагогов в области здоровьесбережения.   

 Мониторинг:                                                                                                                                                        - экспертная оценка урока и внеурочной деятельности с точки зрения     здоровьесбережения в ходе посещений и сопровождения учебной и внеучебной деятельности;

- тестирование   и анкетирование педагогов,

- изучение уровня участия в здоровьесберегающей деятельности   и отзывов родителей.          

 4. Включение здоровьесберегающей деятельности (ЗД)  в образовательную программу класса (ОПК).

Цель: выработать  и закрепить  здоровьесберегающие навыки у детей в рамках ОПК, формировать компетентности в области здоровьесбережения у педагогов и обучаемых в ходе совместной деятельности.    

Направления:                                                                                                                                                                      -  использование    здоровьесберегающих образовательных технологий    (развивающее обучение, интегрированные курсы, лаборатория В.В. Шогана «Технологии  духовно-нравственного диалога»);                                                                                                                                                           -  проведение коррекционно-развивающих пауз в рамках режима работы начальной школы;                                                                                                         -  использование критериев результативности в процессе проведения коррекционно-развивающих пауз;                                                                                                                                     -  обучение желающих родителей комплексам упражнений, позволяющим вырабатывать и закреплять здоровьесберегающие навыки;                                                                                                             -  включение совместной здоровьесберегающей деятельности педагогов, родителей и детей в образовательную программу класса (ОПК).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

5. Научно-методическое сопровождение.                                                                                                          Цель: Оценить  результативность здоровьесберегающих технологий.                                                

 Задачи:  

- разработать  научно-методические планы  с использованием ЗД для педагогов (физиологический и психологический аспекты);

- разработать режим школы полного дня для младших школьников с включением коррекционно - развивающих пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен и прогулок на свежем воздухе;

- разработать  критерии  эффективности работы педагогов с точки зрения здоровьесберегающей деятельности;

- организовать обмен  опытом, анализ, тиражирование полученного положительного опыта.

III. Модель реализации проекта

1.Описание модели проекта:

    При создании модели организации проекта мы исходили из  базовой модели по организации системной комплексной работы  по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях (Безруких М.М., «Здоровьесберегающая школа», 2004,  приложение № 1, схема № 1)  и в своей работе пользуемся  ею  (шесть блоков критериальной оценки). Первоначально проект объединял наиболее активных педагогов, заинтересованных в сохранении своего здоровья и здоровья учеников. Постепенно он охватил весь педагогический коллектив.

 Модель реализации проекта мы можем представить следующим образом.

Семинар – практикум «Учусь быть здоровым».                                                        

Задачи:                                                                                                                                                          внедрить эффективную систему пропаганды ценностей здоровья и здорового образа жизни;               

 создать постоянно действующую  систему теоретического и практического обучения педагогов в области здоровьесбережения.

 В основе модели реализации проекта  - семинар-практикум «Учусь быть здоровым»  (организация системы просветительской, методической и практической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение компетентностей педагогов и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья). В рамках семинара – практикума проходит теоретическая и практическая подготовка педагогов.

Линии реализации:  лекции, семинары-практикумы с учителями и педагогами дополнительного образования, разработка  здоровьесберегающих  программ  в первой и второй половине дня с привлечением педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивный мероприятий, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек; тренинги и просветительская работа с родителями, мониторинг (предварительный и итоговый) и обсуждение его результатов, специальные  практические занятия по различным оздоровительным технологиям, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья; организация самообразования и приобретение необходимой научной литературы. 

Большое внимание уделяется формированию мотивации в области здоровьесбережения и сохранения здоровья.  Планирование работы и тематика семинаров определяется после проведения мониторинга  уровня компетентностей педагогов в области здоровьесбережения,  качества здоровьесберегающей деятельности и уровня их здоровья. Количество годовых семинаров зависит от результатов мониторинга. К работе дополнительно привлекаются специалисты: врачи, физиологи, педагоги на договорной и безвозмездной  основе. Так, например, можно отметить   творческое сотрудничество с НОУ СОШ «Аз Буки Веди», ЦРР №77,  с профильными медицинскими учреждениями в области врачебных консультаций и проведения профилактических бесед по сохранению своего здоровья (МЦ «Мария», МЦ «Авиценна», лечебно-оздоровительный центр «Теrrа Vitае», «Центр планирования семьи» и др. (Приложение №2. План работы семинара-практикума «Учусь быть здоровым» на 2010 -  2011 учебный год),

Проект «Формирование компетентностей педагогов  в области  здоровьесбережения» включает в себя модули выхода на практическую здоровьесберегающую деятельность (Приложение № 3, схема № 2 Модель реализации проекта.).

Модуль «Мониторинг».                                                                                                      

Задачи:

 обучить педагогов методам и методикам диагностики;

внедрить систему мониторинга здоровья участников образовательного процесса;

 создать систему медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

Зачем школе нужен мониторинг?   (Презентации: №3 «Оценка  здоровьесберегающей  деятельности МОУ СОШ «Эврика Развитие» (в контексте ФГОС)»; № 4. «Мониторинг уровня здоровья обучающихся  и педагогов»).

  • Здоровье – один из измерителей качества образования.
  • Оценка деятельности образовательного учреждения по охране здоровье является необходимой при оценке инновационной деятельности.

Целью мониторинга является получение обратной связи о том, насколько эффективно вводятся  образовательные программы и технологии, как они влияют на уровень здоровья всех участников образовательного процесса. В рамках проекта педагоги не только участвуют в мониторинге, но и получают необходимые знания и навыки для  самостоятельного проведения мониторинга уровня своего здоровья,  деятельности, среды  и уровня здоровья обучающихся своего класса. Мониторинг играет важную роль в любой деятельности, и в том числе в области здоровьесбережения, так как определяет всю стратегию работы на учебный год. Алгоритм  формирования компетентностей педагогов школы в области здоровьесбережения можем представить в виде таблицы  (Приложение № 4, схема № 3). Он тоже начинается с мониторинга.  

     Мы согласны с Безруких М.М., что должна быть разработана система критериев оценки (параметры, критериальные блоки, характеризующие разные направления системной работы по охране и укреплению здоровья школьников). Оценка системы критериев количественная и качественная.  Система индикаторов – показатели, используемые для оценки изменений, произошедших в результате использования системы средств и методов охраны  и укрепления здоровья школьников.

Система индикаторов  включает:

  • комплексную оценку состояния здоровья обучающихся (распределение на группы здоровья);
  • параметры рациональной организации учебного процесса (разгрузки);
  • параметры рациональной организации рабочего дня;
  • параметры (показатели) изменения функционального состояния, напряженности  и текущей заболеваемости;
  • параметры изменения физического развития и физической подготовленности;
  • параметры изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.

В систему индикаторов включены те показатели, которые непосредственно связаны с организацией жизни ребенка в школе, с учебной и внеучебной нагрузкой и отражают адекватность методов, методик и условий обучения возможностям организма школьников.

 В соответствии с направлениями программы «Здоровье» здоровье-сберегающая деятельность педагогов начинается с проведения монито-ринга состояния здоровья каждого обучающегося. В рамках проекта мы обучаем педагогов методам и методикам диагностики. Все эти методы и методики известны и достаточно трудоемки. Поэтому на первоначальном этапе мы выбрали некоторые методики определения состояния и уровня здоровья, которые доступны не только каждому педагогу, но и включены в самоисследовательскую деятельность учащихся в рамках работы клуба «Как быть здоровым?». Речь идет  о методе оценки уровня здоровья по продолжительности задержки дыхания  (Кайма В.Е. 2003) и об определении состояния здоровья с помощью «тест-упражнений» (Кайма В.Е. 1996). Тем более, что с помощью этих тестов можно не только определить состояние здоровья, но и повысить его, если выполнять упражнения регулярно. Использование этих методик привлекательны и для родителей при проведении родительских собраний по привлечению их к здоровьесберегающей деятельности в рамках ОПК.  Тематический раздел «Образование и здоровье»  на сайте  школы – http://eureka-rostov.ru/index.php 

 На данном этапе проекта высокий уровень квалификации педагогов позволяет организовать проведение мониторинга в классах по разным методикам: мониторинг физического развития обучающихся (фронтальное экспресс-обследование); углубленное обследование (педагогическое, психологическое, логопедическое, нейропсихологическое, экспресс-оценка уровня здоровья); дифференциальная, срезовая и итоговая диагностика. В школе проводится сравнительная экспертиза образовательной среды, уровня валеологической грамотности,  здоровьесберегающей деятельности и здоровья педагогов по ряду факторов, влияющих на качество образования и уровень здоровья детей (например, организация и содержание образовательного процесса, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, педагогический коллектив, семья, социум и др.). Мониторинг проводится силами психологической, логопедической  и медицинской службы, студентами-физиологами. Обучающиеся 5-6 классов проводят исследовательскую деятельность по определению уровня своего здоровья, физиолого-гигиеническую оценку образовательной среды своих кабинетов.   Мониторинг уровня здоровья обучающихся начальной школы  проводился путем сбора анамнеза, анкетирования, тест – упражнений, экспресс-оценки, диспанцеризации, профосмотра;  средняя и старшая школа – анамнез и анкетирование, диспанцеризация. Мониторинг уровня здоровья педагогов проводился добровольно путем самооценки уровня здоровья и  анкетирования, тестирования. По результатам мониторингов студентами-физиологами были защищены курсовые и дипломные работы.

В 2008-2009 учебном  году в связи с участием школы в апробации материалов ФГОС в мониторинг образовательной среды и уровня здоровья были апробированы дополнительные параметры. «Гигиеническая оценка условий реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе» проводилась с помощью специальных форм–анкет  как скрининг-оценка условий обучения учащихся в  школе, включающая характеристику: участка и здания школы; оборудования школы;  воздушно-теплового режима; естественного и искусственного освещения; организации учебного процесса; организации школьного питания учащихся, а также оснащение медицинского кабинета школы оборудованием и инструментарием.

Результаты мониторинга обсуждаются на семинарах и практических занятиях, методических объединениях учителей начальных классов и педагогов второй половины дня. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о положительной динамике уровня здоровья обучающихся, об отсутствии часто болеющих детей в школе, снижении процента  детей с хроническими заболеваниями, увеличении процента детей, отнесенных к основной группе здоровья для занятий физической культурой, удержание на низком уровне среднего показателя заболеваемости (количества дней, пропущенных по болезни, в расчете на одного ребенка).    В школе нет часто болеющих детей. (Презентации №2 «Формирование компетентностей педагогов школы в области здоровьесбережения (из опыта работы)», №4. «Мониторинг уровня здоровья обучающихся  и педагогов»).     

Модуль «Технологии индивидуального образования»                               

Задачи:

создать систему медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, инновационных образовательных программы школы;

научить педагогов школы проектировать и анализировать свои уроки, проектировать  экспериментальную деятельность  по апробации инновационных проектов и внеурочную деятельность с точки зрения здоровьесбережения.                                                                    

     Главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения и  организации всего учебного процесса, их соответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся. И  этот выбор – так же результат здоровьесберегающей деятельности школы. Иногда вредоносное влияние неадекватных методов работы с ребенком может привести не к сиюминутным нарушениям здоровья, а к разрушению его в более зрелом возрасте. Например, ранняя интеллектуализация ребенка и перегрузка его памяти в раннем возрасте, приведет в дальнейшем к ранним склеротическим изменениям в его организме, к инсульту или инфаркту. Бездумная иммунизация, без жизненно необходимых показаний – к снижению иммунитета и запуску аллергических заболеваний. Эти заболевания в дальнейшем не свяжут со школьными факторами, но они – то наиболее важные для дальнейшей судьбы человека и его здоровья. Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы  решается задача сохранения здоровья обучающихся и педагогов.

 Модуль «Технологии индивидуального образования» выполняет две задачи. С одной стороны, включает в себя изучение причин и механизмов нарушения здоровья обучающихся в образовательном процессе, критериальной оценки «здорового» урока, влияние образовательных технологий на сохранение здоровья обучающихся. С другой, в рамках проекта осуществляется сопровождение всех программ  инновационных проектов школы: начальная школа – развивающее обучение (система Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова), подростковая школа - интеграция видов деятельности как основание моделирования индивидуального образования  (интегрированный курс «Педагогические инверсии» - авторские разработки учителей школы «Эврика-Развитие»), деятельностные модели образования, учитывающие возрастные особенности подростков,  образовательные практики  - создание «игрового поля» моделирования отношений, образования, индивидуальных образовательных траекторий, педагогические мастерские - образовательное пространство проб, самоопределения, самореализации,  школьная исследовательская конференция - организация исследовательской деятельности обучающихся и учителей; старшая школа - технологии  духовно-нравственного диалога («Научно-методический центр «модульной организации личностно-ориентированного образования» Южного федерального университета).

В рамках модуля каждый учитель учится проектировать и анализировать (оценивать) свои уроки, проектировать  экспериментальную деятельность  школы по апробации инновационных проектов и  внеурочную деятельность с точки зрения здоровьесбережения». (Приложение №5, схема № 4 Основные направления работы по включению здоровьесберегающих методик в уроки учителей и в режимные моменты МОУ СОШ «Эврика – Развитие»;  презентации № 6. «Значение   речи в становлении человека и человечества», № 7. «Инновационные здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда»,). 

Оценка компетентностей в области здоровьесбережения педагогов при проектировании уроков учитывает не только здоровьесберегающую деятельность педагога и параметры «здорового урока», но и субъективное приятие образовательной технологии обучающимися. Так, в 2009-2010 и 2010 - 2011 учебных годах был проведен мониторинг приятия обучающимися технологии  духовно-нравственного диалога.    (Инновационные образовательные программы школы "Эврика-Развитие" -  презентация на сайте школы http://eureka-rostov.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=15  Презентация № 5 «Влияние образовательных технологий на сохранение  уровня здоровья обучающихся»).

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.   

Ключ: чем выше балл, тем большая заинтересованность ученика в своем интеллектуальном развитии и в обучении по этой  технологии.

Сравнительный анализ данных диаграмм «Уровень приятия технологии» за 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы на одних и тех же школьниках, показал, что у учеников класса за учебный год значительно повысился уровень приятия технологии. Так,  в 2009 – 2010 учебном году у одного ученика было негативное отношение к технологии (ниже 10 б.), у троих учеников   познавательный интерес к технологии не был сформирован (10 – 14 б.), семь  школьников испытывали   положительное отношение к изучаемому курсу, но данный курс привлекал формально (внешние факторы, атрибутика, общение) (15 – 19 б.), еще у 7  человек  заинтересованность в развитии своих познавательных способностей была, сформирована, и был интерес к курсу (20 – 24 б.)  и только два ученика проявили высокий интерес к предметам, проводимым в рамках интегрированного курса и высокую заинтересованность в своем интеллектуальном развитии и росте (в развитии своих познавательных способностей) (25 – 30 б.).

В 2010 – 2011 учебном году все обучающиеся стали проявлять заинтересованность в развитии своих познавательных способностей и интерес к курсу, из них  9 учеников класса - высокую заинтересованность в изучении курса и развитии своих способностей. В этом классе не осталось обучающихся с формальным или негативным отношением к технологии.

Модуль «Образовательная программа класса» (ОПК).

Задачи:

внедрить систему мониторинга здоровья участников образовательного процесса в ОПК;

создать благоприятную  среду для детей с ограниченными возможностями здоровья;

внедрить эффективную систему пропаганды ценностей здоровья и здорового образа жизни;

обеспечить полноценную адаптацию обучающихся к условиям образовательного процесса.

Школе важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового  образа жизни.

Образовательная программа класса строится на взаимодействии нескольких образовательных пространств, в которых сочетаются и взаимодействуют между собой различные виды деятельности обучающихся: учебная, исследовательская, творческая, проектная (Приложение № 6, схема №5 Модуль «Образовательная программа класса»).

Цели и задачи ОПК формулируются исходя из психологических особенностей обучающихся с учетом предшествующего опыта. Руководителем ОПК ведется системный мониторинг развития, как класса в целом, так и каждого ребенка индивидуально. На основании выявленного уровня здоровья детей в образовательные программы классов включена работа по сохранению физического, психического и социального здоровья обучающихся, проводятся практические занятия в 1-7 классах по укреплению физического здоровья (упражнения для профилактики нарушений зрения, осанки, стопы, точечные массажи, упражнения для пространственной ориентировки). В уроки и в часы внеурочной деятельности включены физминутки и минутки здоровья  (см. схему №4 Основные направления работы по включению здоровьесберегающих методик в уроки учителей и в режимные моменты МОУ СОШ «Эврика – Развитие»)

Для сохранения и укрепления психического здоровья детей психологами школы проводятся тренинги общения, занятия по психическому развитию и развитию интеллектуальных способностей.(Приложение №7. Методическая разработка открытого занятия для родителей и презентация: « Роль семьи        в формировании у детей и подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни».  Вервекина Ю.Г., педагог-психолог МОУ СОШ «Эврика – Развитие»).

 Сохранение и укрепление здоровья со стороны медицинского персонала включают в себя проведение профилактических прививок и других медицинских мероприятий, контроль за воздушным, тепловым и световым режимом школы, соблюдением СанПинов и нормативно-правовых актов. Однако, организует здоровьесберегающую образовательную среду руководитель ОПК с командой педагогов, имеющих высокий уровень компетентностей в этой области.

Этапы реализации проекта и промежуточные результаты  

(по учебным годам).

Учеб. годы

Содержание работы

Промежуточные результаты

Первый этап (2006-2007, 2007-2008 учебные годы):     информационно-подготовительный.                Обучающий.

1. Разработка системы обучения педагогов школы на своем рабочем месте в рамках семинара – практикума по здоровьесберегающим технологиям.   Теоретическая и практическая подготовка педагогов школы в рамках здоровьесберегающих технологий программы «Здоровье»;

2.  Разработка системы внутренних (для школы) организационных форм и содержания проектировочной деятельности педагогов  по следующим направлениям: проектирование и анализ (оценка) урока, проектирование экспериментальной деятельности педагогов  школы по апробации инновационных проектов и проектирование внеурочной деятельности с точки зрения здоровьесбережения.                                                                    

3. Разработка системы внутреннего и внешнего мониторинга здоровьесберегающей деятельности педагогов (ЗД) и уровня здоровья  педагогов и учащихся.                                                                              

4. Разработка  проекта «Положения об экспертизе здоровьесберегающей деятельности педагога второй половины дня»

 Модели проектов методической и экспериментальной работы по указанным направлениям, включающие описание системы мероприятий и условия их эффективности.

Диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала  школьников.

Диагностика психологического, физиологического состояния  педагогов.

Второй этап (2008 -2009, 2009-2010 уч. годы): Внедренческий.

1. Апробация предложенной системы организационных форм в рамках выделенных направлений.              

 2. Отражение здоровьесберегающей деятельности (ЗД)  в ОПК. Апробация и первичная обработка результатов экспериментальной деятельности   с использованием ЗД.          

3.Совершенствование развивающей среды;  

 4. Теоретическая и практическая подготовка педагогов школы в рамках семинара-практикума «Учусь быть здоровым»;    Продолжение обучения навыкам и их развитию на уровне учебного и развивающего блоков, внеурочной деятельности в форме коррекционно - развивающих пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен и прогулок на свежем воздухе.                                      

5. Выделение модулей в  формирования компетенций и компетентностей в области здоровьесбережения у педагогов.

 Диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала  школьников.

Диагностика психологического, физиологического состояния  педагогов.

Выводы об эффективности предложенных моделей здоровьесберегающей   деятельности (ЗД) педагогов, первичные результаты апробации.

Третий этап (2010-2011, 20011-2012 учебные годы)  Оценочный.

1. Теоретическая и практическая подготовка педагогов школы в рамках семинара-практикума «Учусь быть здоровым»;                                                                  

2.Создание методического описания содержания и форм проектировочной работы педагогов с применением ЗД.

3.Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности педагогов. Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий, применяемых педагогами школы.                                                                

4. Подготовка методических рекомендации и положений  по организации работы с педагогами. Выводы об апробации и возможности внедрения здоровьесберегающих технологий в урочную и внеурочную деятельность педагогов и обучающихся

Диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала  школьников.

Диагностика психологического, физиологического состояния  педагогов.

Анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов;

IV. Эффективность проекта.                                                                                                                                  

1. Рабочая гипотеза.                                                                                                                                            

Рабочая гипотеза – теоретическое и практическое образование в области здоровьесбережения позволит повысить компетентность  педагогов в этой области, при разработке уроков и внеурочной деятельности учитывать личностные, возрастные особенности и уровень здоровья детей; предупредит профессиональные деформации,  синдром выгорания и неврозы у педагогов.

2.  Основные ожидаемые  результаты  проекта (конечные).

Ожидаемые результаты (конечные)

Для ученика – овладение учебной деятельностью в индивидуальной форме в границах каждого возрастного этапа развития; достижение не только правилосообразного, рефлексивного, но и ресурсного уровня освоения предметных знаний (владение предметными знаниями на компетентностном уровне) без подрыва здоровья.

Для педагога – овладение и повышение профессиональных качеств в деятельностном режиме сотрудничества с коллегами, родителями и детьми, готовность к проектированию и проведению урока с позиций сохранения здоровья у всех участников образовательного процесса.

Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков в процессе учебной и внеучебной деятельности.

3.  Социальный эффект.                                                                                                                                                                                                                                                      

1.    Профилактика развития переутомления, хронического стресса, профессиональной деформации,  синдрома выгорания и неврозов у педагогов.                                                                                                          

2. Сохранение психофизиологического здоровья подрастающего поколения в социальных условиях современного общества.

3.    Профилактика развития переутомления, перевозбуждения, хронического стресса у обучающихся при увеличении учебных нагрузок, переходе на новую ступень обучения.

4.     Увеличение адаптационных и творческих возможностей учеников.

5.    Появление новых «интегрированных» курсов.

  1. Мониторинг компетентностей педагогов в области здоровьесбережения.

   (Презентация № 2. «Формирование компетентностей педагогов школы в области здоровьесбережения (из опыта работы)».    

                                                                                                                         

5.  Промежуточные результаты  проекта.

  1. Повышение уровня компетентностей у педагогов, обучающихся и родителей в области здоровьесбережения.
  2. Повышение мотивации к сохранению своего здоровья и здоровья обучающихся у педагогов школы.
  3. Создание системы научно-методического сопровождения  инновационных проектов, образовательных программ и внеучебной деятельности. Размещение программ в электронной библиотеке Московского института    образовательной политики «Эврика»  (программа клуба «Как быть здоровым» и материалов мониторинга на сайте МОУ СОШ «Эврика-Развитие»; http://eureka-rostov.ru).
  4. Организация сотрудничества с педагогическими учреждениями, занимающимися проблемами сохранения и укрепления здоровья детей (кафедра анатомии и физиологии человека РГПУ ЮФУ, НОУ СОШ «Аз Буки Веди», вальдорфские школы России, Украины и Германии), организация взаимодействия с физиологами и врачами города (Лысенко А.В., Баранова З.П., Шквирина О.И., Сафонов В.В.). (Приложения №8 и №9).
  5. Реализация подпроектов в рамках проекта «Формирование компетентностей педагогов школы в области здоровьесбережения»:

«Дети и масс-медиа» (2006-2009 гг.)

Этапы:

  • 2006 г.  - мониторинг уровня здоровья и режима дня школьников 1-4 классов начальной школы;
  • теоретическое изучение проблемы влияния масс-медия на развитие речи ребенка, его интеллектуальное развитие, на уровень здоровья детей и взрослых;                                                              
  • по результатам изучения режима дня школьников начальной школы (1-4 классов) была проведена работа с родителями, учениками, общественностью по улучшению ритма жизнедеятельности детей;                
  • совместно с журналом «Деточки» и 35 каналом Дон ТР была проведена большая просветительская работа: публикация статьи «Хожу, говорю, думаю» из опыта работы по предупреждению речевых нарушений в журнале «Деточки» №2 (29) февраль 2006, статья в журнале «Дети и телевизор» или почему телевизор не для детей» (май 2006), встреча за круглым столом в прямом эфире, цикл рекомендаций телезрителям по охране органов чувств детей и организации ритма их жизни (июнь 2006);
  • внутри  школы совместно с педагогами дополнительного образования:  беседы и практические занятия с учениками и родителями, организация исследовательской работы среди обучающихся 5-6 классов по проблеме, разработка программ родительских собраний, тренингов и бесед;
  • сотрудничество с МЦ «Мария» и вальдорфскими школами России, Украины и Германии в области пропаганды и самообразования по проблеме;                                                                                                                      
  • участие в Международной конференции «Детство в современном мире. Первые 7 лет и вся жизнь» (Москва, июнь 2009).  

                                                                                                           «Возраст первоклассника и развитие здоровья» (2008 – 2010 гг.)

Совместный проект российских и немецких школ.

  • 2007 г.- Международная конференция школьных врачей и педагогов вальдорфских школ в Гетеануме  - Дорнах (Швейцария (октябрь 2007);
  • 2008 г. - исследования состояния развития детей на этапе приёма в школу в  российских и немецких вальдорфских школах. Конференция на базе вальдорфских школ в Ульме (Германия. Май 2008), на которой состоялся обмен мнениями по различным направлениям здоровьесберегающей деятельности (по моделям проведения мониторинга уровня здоровья детей и их готовности к школе, организации здоровьесберегающей среды и образовательного процесса в различных школах и др.);
  •  2009 г. – посещение руководителем программы «Здоровье» вальдорфской школы в Geislingen, Германия. Обмен опытом с коллегами. Приезд в МОУ СОШ «Эврика – Развитие» учителя русского языка из школы Geislingen, Германия. Заключение договора о сотрудничестве в области образования и охраны здоровья школьников.
  • 2011г. - планируется обмен группами школьников и педагогов.

«Главное, ребята, сердцем не стареть» (2007-2008 гг.)

Совместный проект по исследованию уровня здоровья педагогов и пути сохранения его.

Организация практики и курирование исследовательской деятельности студентов-физиологов факультета естествознания (кафедра физиологии и анатомии человека), сотрудничество с кафедрой медико-педагогических дисциплин РГПИ ЮФУ (док.биол.н. Лысенко А.В., к.п.н. Шквирина О.Н.) позволило использовать школу как экспериментальную лабораторию не только по изучению динамики здоровья обучающихся, но и уровню здоровья педагогов. Были проведены лекции и практические занятия для педагогов по укреплению здоровья и его сохранению в условиях образовательной системы.  Результатом совместной деятельности является публикация тезисов (в соавторстве) руководителя программы «Здоровье» Чекусовой Н.М. «Использование пептидных биорегуляторов в профилактике и коррекции преждевременного старения преподавателей» на ІІІ Российском симпозиуме «Белки и пептиды» в Пущино (сентябрь 2007).

«В начале было слово» (2010 -2011 гг.).

Совместный проект с МЦ «Мария» по речевой терапии. Возник в результате мониторинга речевого развитие школьников, который показал увеличение количества детей с речевыми нарушениями среди первоклассников.  

Алгоритм работы: мониторинг, информация на родительских собраниях и методических объединениях, изучение проблемы и поиск путей выхода, подготовка материала для просветительской работы, выступление на XI Штайнеровских чтениях с докладом и презентацией (презентация № 6 «Значение   речи в становлении человека и человечества» (аспекты речевой терапии) в марте 2011 г.

В планах: опубликование материалов по проблеме на сайте, проведение обучающего семинара на базе МЦ «Мария» с участием педагога по сценической речи и речевой терапии из Швейцарии (июль, 2011),  проведение мастер – классов педагогами школы (октябрь 2011),    подготовка программы курса по развитию речи с использованием логопедических технологий для дошкольников и обучающихся 1-2 классов; подготовка курса по технике речи с элементами речевой терапии для старшеклассников на 2011- 2012 учебный год.

 Кропотливая работа по развитию компетентностей в области здоровьесберегающей деятельности в МОУ СОШ  «Эврика-Развитие» позволила принять  участие в международных и региональных конференциях по проблемам здоровья: участие в Международных конференциях по антропософски ориентированной медицине и вальдорфской педагогике, инновационным технологиям развивающего обучения (2005, 2006, 2007); Международная конференция школьных врачей и педагогов вальдорфских школ в Гетеануме  - Дорнах (Швейцария. Октябрь 2007), Областная научно-практическая конференция «Роль психологической службы в реализации приоритетного национального проекта «Образование» (февраль 2008), Областная межведомственная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающее образование: проблемы и перспективы» (март 2008), конференция МОУ СОШ  «Эврика – Развитие» «Результативность программы развития» (апрель 2008),  конференция на базе вальдорфских школ в Ульме (Германия (май 2008), областная научно-практическая конференция «Педагогические здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая среда в условиях школы» (24 декабря 2009 г.), Ежегодная конференция Антропософской медицинской секции в Дорнахе (Швейцария (сентябрь 2007), сентябрь 2009 и сентябрь 2010), Образовательный форум «Образование. Карьера. Бизнес. 2009» 

Руководитель программы «Здоровье» ежегодно повышает свою квалификацию в области медицины, лечебной педагогики, терапии и терапевтического ухода на курсах International Postgraduate Medical Training (IPMT) Международного последипломного образования по антропософской медицине (Санкт- Петербург, 2007г.; Одесса 2008, 2009, 2010, 2011  гг.)

V. Стоимость реализации проекта, источники финансирования проекта

Реализация основной части проекта – формирование компетентностей в области здоровьесбережения  педагогов школы и создание педагогических условий для сохранения здоровья школьников  осуществляется, преимущественно, за счет привлечения к проекту педагогов школы.  

Финансирование осуществляется за счет:   1). Средств бюджетного финансирования, в части оплаты ставок штатного расписания. 2). Средств АНОО «Альянс - АВ», осуществляющей свою деятельность на основании договора о сотрудничестве с МОУ СОШ «Эврика - Развитие», в части оплаты ставок педагогов дополнительного образования и специалистов (логопеда, педагога-психолога, медицинского работника).                                                                              Дополнительно, по необходимости, привлекаются  к работе по данному проекту  специалисты (врачи, физиологи, педагоги) и студенты – физиологи  на договорной и безвозмездной  основе.  Для мониторинговых исследований уровня здоровья и его коррекции желательно приобретение оборудования и компьютерных программ.

Приложения

1. Схема № 1 Базовая модель работы  по сохранению и укреплению здоровья школьников.

  1. План работы семинара-практикума «Учусь быть здоровым» на 2010 -  2011 учебный год.  
  2. Схема № 2  Модель реализации проекта.
  3. Схема № 3 Алгоритм  формирования компетентностей педагогов школы в области здоровьесбережения.
  4. Схема №4 Основные направления работы по включению здоровьесберегающих методик в уроки учителей и в режимные моменты МОУ СОШ «Эврика – Развитие».
  5. Схема №5  Модуль «Образовательная программа класса».
  6. Методическая разработка открытого занятия для родителей и презентация: « Роль семьи    в  формировании у детей и подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни».  Вервекина Ю.Г., педагог-психолог МОУ СОШ «Эврика – Развитие».
  7. Договора сотрудничества с заинтересованными организациями.
  8. Отзывы о здоровьесберегающей деятельности педагогов МОУ СОШ «Эврика-Развитие»     и   АНОО «Альянс-АВ».
  9. Тематический раздел сайта школы «Образование и здоровье»  - http://eureka-rostov.ru/index.php

http://eureka-rostov.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=42

Список презентаций

 № 1. «Программа   «Здоровье»     в условиях МОУ СОШ «Эврика - Развитие».                          

№ 2. «Формирование компетентностей педагогов школы в области здоровьесбережения (из опыта работы)».                                                                                                                              № 3. «Оценка  здоровьесберегающей  деятельности МОУ СОШ «Эврика Развитие» (в контексте ФГОС)».                                                                                                        № 4. «Мониторинг уровня здоровья обучающихся  и педагогов».                                                         № 5. Влияние образовательных технологий на сохранение  уровня
здоровья обучающихся».

№ 6. «Значение   речи в становлении человека и человечества».

№ 7. «Инновационные здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность в области постановки целей и задач. Программа по курсу "Личностно-ориентированный класс (подготовка к школе)" на 2015-16 уч.г.

Рабочая программа по кружку  "Скоро в школу"  для подготовительной работы к школе  с 6-летними детьми....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление образовательной деятельности "

Презентация к докладу на тему " Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление образовательной деятельности "...

Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельности в школе коррекционного обучения....

Внеклассная работа учителя начальной школы и дефектолога в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Данная статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельност в школе коррекционного обучения....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...

Презентация к проекту «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы».

Презентация к проекту «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы».Проект «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы&ra...