Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.
статья по зож

Саакова Амалия Аркадьевна

Показан опыт в сфере деятельности  педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Саакова Амалия Аркадьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №37

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья.

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий.

Таким образом, в сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что следует обратить внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов.

Шкала трудности предметов для младших классов в соответствии ФГОС.

№ п/п

Предмет

Балл

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Математика

Русския язык/Английский язык

Окружающий мир

Родная литература

История(4кл)

ИЗО / технология/ музыка

Физкультура

Физкультура /хореография

8

7

6

5

4

3

2

1

Учебные предметы распределяются по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Среда  обязательно планируется как облегчённый день.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.    Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.

2.    Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3.    Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.    Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.    Активизация развития всех сфер личности обучающихся.

6.    Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.    Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8.    Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

9.    Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития обучающихся.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических (освещенность, оборудование, проветривание, растения) и психолого-педагогических условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения необходимо проводить физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части обучающихся класса). Кроме этого желательно фиксировать психологический климат на уроке, организовывать при необходимости эмоциональную разрядку; постоянно обращать внимание за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

·         упражнения для формирования правильной  осанки;

·         упражнения для укрепления зрения;

·         упражнения для укрепления мышц кистей рук;

·         упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

·         упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

             Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Особое внимание необходимо уделять профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Один из приемов  расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На магнитном стенде над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены цветные фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка», спираль, зигзаг, волны) с толщиной линии 1 см.  С  помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения:  вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.

Все виды физкультминуток проводятся согласно следующим требованиям:

- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления;

- комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;

- упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижает
интерес к ним.

Использование информационно-комуникативных технологий на уроках способствует  не только разнообразить учебный процесс, но и разнообразить форму проведения проведения гимнастики для глаз. Электронные  физкультминутки для глаз с музыкальным оформлением нравятся детям. В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, письма и развития речи, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Кроме этого, на уроках  используются разнообразные приемы работы, чтобы обучающиеся не утомлялись. Введение и закрепление материала проводятся в игровой форме с использованием яркого наглядного материала.

Занятия проводятся с использованием различных педагогических технологий (игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, ИКТ), в интересных игровых формах, так как именно игра является основным видом деятельности детей.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является  работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.

Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья обучающихся класса.

Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья обучающихся.

Организация работы по формированию правильного отношения обучающихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье обучающихся мною проводятся учебные занятия и внеклассные мероприятия, которые способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.

Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то, совместно с учителями и предметниками классов - групп организуются и проводятся для обучающихся  тематические праздники. Дети участвуют в сценках, в танцах, читают стихи и поют песни. Все это радует ребят.

Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал уроков развития речи и внеклассных занятиях. На этих занятиях мы изучаем «Азбуку здоровья», «Познай себя», «Здоровье всему голова», « Советы Доктора Айболита», «Движение основа жизни», «Вредные привычки». «Правильное питание – залог здоровья», «Моя безопасность».

Традицией стало проводить каждую осень и весну «День здоровья» (общешкольное мероприятие), «Веселые старты», «Богатырские турниры» к Дню защитника Отечества. «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек, практическое занятие «Чистота – залог здоровья», «Урок Чистой воды» - беседа с просмотром презентации. В конце каждого месяца проходят инструктажи по технике безопасности «Дорожная азбука», «Улица полна опасностей», « ЗОЖ».

         С детьми проводятся беседы по профилактике гриппа и простудных заболеваний, физминутки, зарядку для снятия утомления глаз, каждый день до начала уроков проходит зарядка, дети выучили комплекс упражнений и с удовольствием по очереди проводят зарядку. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Дети посещают спортивные секции в школе.

Деятельность учителя – классного руководителя по организации здорового питания младших школьников

Деятельность классного руководителя в начальной школе  по организации здорового питания регулируется принципы рационального, сбалансированного, щадящего питания:

1. Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями.

2. Сбалансированность рациона по всем пищевым веществам.

3. Соблюдение режима питания с достаточной продолжительностью каждого приема пищи (завтрак

20 минут, обед - 20-25 минут).

4. Максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

5. Технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов.

6. Исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения).

7. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов продуктов или блюд). Важно, чтобы кроме энергии пища содержала все вещества, которые непрерывно расходуются в организме на протяжении всей жизни. Белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и вода определяют химические свойства пищевого рациона. Кроме того, значимым принципам здорового питания являются эстетические требования к пище – она должна выглядеть внешне здоровой, свежей , иметь красивый внешний вид и свежий запах.

 На сайт школы каждый день выставляется меню школьного питания, для ознакомления родителями с рационом детей.

Формы внеклассной работы

 «Азбука здоровья» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры по тематикам «Азбуки здоровья» всегда  соответствуют  возрасту и подготовленности играющих, доступны для мальчиков и девочек, просты по содержанию, легко объяснимы, интересны и увлекательны. Комплекс игр составляются  так, чтобы в нем есть игры с различным содержанием, и нагрузкой и  эти игры правильно чередуются. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью.

В начальных классах школы большое применение имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся  «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.

Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные внеурочные часы, но также на  праздниках, прогулках, экскурсиях .

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеурочной  работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований.

Недели физической культуры

В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах .

В рамках недели физкультуры были проведены следующие мероприятия:

«Веселые старты»

1-2 классы

«Веселые старты»

3-4 классы

Конкурс спортивных   стенгазет

4 классы

«А, ну-ка,девочки /мальчики!»

1--4 классы

                                                               Дни здоровья

Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-4 классы

. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.

                                                          Экскурсии и походы в группе продленного дня

Экскурсии и походы  в ГПД проводят классные руководители вместе с учителем физической культуры и родителями. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком.

Прогулки обычно совершаю  без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся  по заранее намеченной тематике.

В походах в отличие от экскурсий сочетаю выполнение образовательных задач с условиями походной жизни ( приготовление пищи, преодоление трудностей  и т. д.).

Тематика экскурсий и походов  соответствует общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.

                                                 

                                          Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед занятиями в режиме учебного дня.  Комплекс УГ меняется 1 раз в две недели, разрабатывается  и разучивается с детьми.  Зарядка длится 10 минут.  

         

                                                              Спортивные праздники

Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. В школе традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, девочки/мальчики».

Количество школьников, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса ребят к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни. 

А  наиболее интересной   формой организации и проведения учебной и внеурочной  физкультурно-оздоровительной и спортивной работы  в период летних каникул  для младшихшкольников, организация летнего спортивно - оздоровительного лагеря «Созвездие».

 В летнем оздоровительном лагере дети ежедневно принимают участие в спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях.

Анализируя работу спортивно-оздоровительного лагеря и  проводимых мероприятий в нем, составляются новые праздники и соревнования с учетом желаний и интересов  детей и применением новых игровых технологий.

Наиболее полюбившиеся праздники и соревнования: «Золотой ключик», «Следствие ведут знатоки», «Мы богатыри!», «Российская  грация», «Поиски клада», а также открытие и закрытие лагеря.

В лагере организована «Школа безопасности». Целью и задачей которой стало  изучение опасностей, угрожающих школьнику  и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека. Закрепление практических навыков и умений, находясь  в экстремальных ситуациях.

Мероприятия в «Школе  безопасности»:

«День Айболита»,  где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и  применяют на практике дыхательные упражнения,  упражнения для улучшения  осанки, профилактики плоскостопия и  близорукости.

«Школа юного туриста», на занятиях в которой  дети впервые учатся ориентироваться на местности.

 Проводятся занятия по правилам дорожного движения, и соревнования с использованием знаков дорожного движения.

В лагере дети тренируются и отдыхают, дружат и становятся одной спортивной семьей. Школьный лагерь – это прекрасная возможность заинтересовать юных спортсменов .  

Анализируя свою работу, пришла к выводу, что недостаточно применять различные формы и методы организации внеурочной деятельности. Необходим творческий подход. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни? С этой целью используются межпредметным связям.  

Итак, используя различные знания и умения в таких предметах как: математика, русский язык, окружающий мир ,ОБЖ, история были разработаны новые праздники. А именно :

  • физкультура и  ОБЖ ( игры по правилам дорожного движения);
  • физкультура и окружающий мир (День Айболита);
  • физкультура и окружающий мир/история («Спортивная викторина», праздник:  «По дорогам Олимпии» );
  • физическая культура и русский язык (использование  топографических диктантов в играх: перевод письменных  условных знаков  на схематические и др.);
  • физическая культура и математика( «Разведшоу»);
  • национальные традиции (изучение  игры «Лапта»)  

Цель - возрождения народных игр.

    Из всего выше сказанного, хотелось бы отметить важность соблюдения принципа индивидуального подхода к ученику. Нужно помнить, что успех, обучения во многом определяется интересом к  занятиям. Его можно пробудить, предоставив детям возможность творческого мышления на занятиях.

Используя  выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми,  учителя начальной школы способствуют сохранению и укреплению  здоровьяобучающихся, и тем самым повышают их социальную активность.        

Учителю начальных классов необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении обучающийся должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...

Компетентностный подход к контролю и оценке УУД обучающихся начальных классов с учетом требований ФГОС-2

Приоритетной целью школьного образования становится:• развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели,• проектировать пути их реализации,• контролировать и оценивать свои достижени...

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....

Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов в свете требований ФГОС

Что в современном мире может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет и настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к обучению русском...

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....

Пути и средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника....