«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»
статья по зож (1 класс) на тему

Ольга Маринина Владимировна

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

373.31

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК

О.В. Маринина

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области»

город Ртищево, Россия

E-mail: olga.marinina79@yandex/ru

НАЗВАНИЕ

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы» первоклассника

O.V. Marinina

Municipal Educational Institution «Secondary School No. 7 in Rtishchevo, Saratov Region»

Rtishchevo, Russia

Аннотация: В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток.

Abstract: In this article, the role of the use of physical education in classrooms in the first grades is considered, and the classification of physical culture is cited.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физкультурные минутки, младшие школьники, начальная школа.

Keywords: health-saving technologies, physical education, junior schoolchildren, primary school.

На сегодняшний день проблема здоровья является одной из самых актуальных проблем современного общества. По данным, приведенным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации из 16,3 млн детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья, заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 9,3%, а среди современных обучающихся первых классов только 4,3% являются абсолютно здоровыми [1].

Среди такого ряда факторов, влияющих на состояние здоровья,  как режим отдыха и труда, стрессы, питание, особенности развития для школьников можно выделить - повышенные умственные, физические и психические нагрузки, которые, в особенности, возникают в первый год обучения в общеобразовательной школе. Так, по мнению, В.А. Сухомлинского «примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

В период младшего школьного возраста происходят сильные изменения в познавательной сфере детей, интенсивное формирование приемов запоминания, от более простых - повторение, рассмотрение материала, до более сложных - группировка, осмысление и построение логических связей между частями предложенного учебного материала. В данном возрасте восприятие становится целенаправленным произвольным, подчиненном определенной задаче. Наиболее существенные изменения наблюдаются и в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер.

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости.

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую и динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведение педагогами на уроках физкультурных минуток -  средства активного, деятельного отдыха для снятия локального утомления и общего воздействия.  Г.Селье считал, что при правильном и рациональном выборе педагогом физкультминуток, они способны поддерживать у младших школьников запас «адаптационной энергии», то есть способствуют более успешной адаптации к условиям обучения в общеобразовательной школе,  а также стимулировать процессы роста и развития основных физических качеств, таких как выносливость, силу, быстроту, оказывать лечебно-оздоровительное влияние [2].

Согласно п.10.17 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз, а согласно п. 10.18 настоящих санитарных правил, после использования технических средств обучения в конце урока необходимо проводить комплекс физических упражнений для профилактики общего утомления. В указанных выше настоящих санитарных правил имеется разработанный рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ), направленный на улучшение мозгового кровообращения, снятия утомления  плечевого пояса и рук, туловища, отдельный комплекс упражнений для обучающих начальной ступени образования на уроках с элементами письма [3].

Физиологи и гигиенисты, с учетом физиологических особенностей детей в возрасте от 6 до 14 лет, рекомендуют педагогам проведение физкультминуток в течение двух-трех минут со второго или третьего урока, когда у школьников появляются первые признаки утомления (снижение внимания, вялость и т.п.).

Следует отметить, что проведение физкультурных минуток до начала урока способствует повышению внимания и быстрому включению обучающихся первых классов в работу, помогает удерживать правильную осанку и формирует привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Кроме основной функции - укрепление и сохранение физического здоровья младших школьников, физкультурные минутки также способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе и групповой сплоченности детского коллектива, что также оказывает  позитивное влияние на процесс адаптации обучающихся первых классов. Физкультурные минутки могут проводится не только непосредственно педагогом, но и самими детьми (заранее подготовленными), а физические упражнения могут выполняться в парах.

В настоящее время на уроках педагогами используются не только комплексы упражнений, рекомендованные в СанПин, указанном выше, но и ряд других. Можно выделить следующие виды физкультурных минуток:

1. Оздоровительные физкультурные минутки: а) ритмические, когда движения выполняются по определенной инструкции и часто под заданный счет; б) танцевальные - используются для детей дошкольного и младшего школьного возраста, выполняются под веселую, детскую музыку. Движения носят произвольный характер; в) гимнастика для глаз - выполняется комплекс упражнений, помогающий снять усталость, расслабить внутриглазную мышцу и улучшить зрение; г) пальчиковая гимнастика - упражнения, направленные на развитие моторики рук, развитие и коррекцию зрительно-моторной координации, которые также эффективно снимают напряжение с кистей рук при длительном письме. Пальчиковая гимнастика особенно рекомендована для использования педагогам с обучающими первых классах, когда происходит обучение письму.

2. Физкультурно-спортивные физкультурные минутки: а) подвижные игры; б) общеразвивающие упражнения - относятся  к традиционной гимнастике, выполняемой под счет, направленной на укрепление определенной группы мышц.

3. Двигательно-речевые физкультурные минутки: а)дыхательная гимнастика; б) артикуляционная гимнастика.

4. Когнитивные физкультурные минутки: а) двигательные действия и задания, в которых выполнение тех или иных мыслительных операций, например, выполнение счета, сопровождаются определенными двигательными действиями; б) развивающие игры; в) психогимнастика - развитие мимики, выражение различных эмоциональных состояний; г) дидактические игры с движениями.

5. Креативные физкультурные минутки - упражнения, игры, задания, направленные на развитие воображения, восприятия, памяти, мышления. Так, например, это использование различных ребусов, кроссвордов, шарад. А также это комплекс двигательных упражнений, целью которых является улучшение мозгового кровообращения.

6. Тематические физкультурные минутки - упражнения, сочетающие в себе лингвистическую, моторную, театральную, кинетическую наглядности. Использование таких физкультурных минуток одновременно способствует решению дидактической задачи урока, обеспечивая смену деятельности и отдых обучающихся. Двигательные упражнения тематических физкультурных минуток выполняются под определенный ритмический текст, часто в стихотворной форме. Такие физкультурные минутки связаны с учебным материалом урока и способствуют лучшему усвоению новых знаний.

Таким образом, применение физкультурных минуток на уроках в начальных классах помогает укрепить и сохранить здоровье младших школьников, формирует культуру здорового образа жизни, оказывает положительное влияние на формирование благоприятного психологического климата в классе, способствует групповой сплоченности коллектива.

Список литературы:

1. Голикова, Т.А. О выполнении в 2007-2009 годах мероприятий плана реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленных на улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков [Электронный ресурс] / Т.А. Голикова: Тезисы выступления.  – Режим доступа: http://www.minzdravsocст. 291 ТП 2010.ru/helth/prior/52

2. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; пер. с англ. А.Н. Лука, И.С. Хорола. – М. : Прогресс, 2005. – 123 с.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей

Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей...

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....

Пути и средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника....

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.

Показан опыт в сфере деятельности  педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...