Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей
статья

Перунова Ольга Дмитриевна

Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon укрепление здоровья детей49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

как метод сохранения и укрепления здоровья детей

Автор: Перунова Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов

МКОУ Хвощеватской ООШ, perunovaolga04111988@gmail.com

Забота о здоровье ребенка и взрослого стала занимать во всем мире приоритетные позици. Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья в образовательных организациях всегда остается одним из главных. Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем. В младшем школьном возрасте  закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния. Здоровье ребенка -это совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий.

Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Сохранение здоровья - это не просто отсутствие болезней; это ещё и состояние полного  психического а также социального благополучия.

На сегодняшний день уровень развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко идут по жизни вместе с нашими детьми.

В связи с этим, нашей основной задачей становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, приобретение элементарных знаний о законах жизни и применение их в повседневной жизни. 

Поиск эффективных технологий, решающие внутренние проблемы ребёнка ориентировал меня на использование сказкотерапии.

             - Сказку любят все.

-  В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно).

 -  Для сказочного героя и выход из положения придумать легче.

 - В сказке можно всё! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо кончается. Это известно всем!

Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что сказка приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение.

Целью сказкотерапии является: формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков к здоровому образу жизни, а также использование полученных знаний в общении с окружающими людьми.

Но данная цель достигается через ряд задач: а именно

  • Снятие тревожности;
  • Развитие контроля над импульсивностью;
  • Развитие положительного отношения к себе и другим;
  • Обучение навыкам снятия напряжения, работа с негативными чувствами и эмоциями;
  • Развитие эмпатии и рефлексии.

В процессе сказкотерапии происходит изменение внутреннего мира ребёнка – активизируется процесс взаимодействия детей между собой, формируется благоприятная среда, в которой дети освобождаются от того, что сковывало их внутренние потенциалы, дети становятся более адаптивными, меняется их видение внешнего мира и отношение к нему.

Сказкотерапия предусматривает снижение негативных эмоциональных состояний. Ребята учатся  различать и определять собственные чувства, переживания, развивать эмоциональное самовыражение.

Таким образом, постепенно у детей снижается уровень тревожности и мы достигаем поставленной коррекционной цели.

Безусловно, каждый рассказ имеет определённую направленность и определённые ситуации, схожие с теми, в которые часто попадают дети. Также в нём должны описываться чувства, возникающие у детей, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Я часто использую в сказках имена героев, созвучные с именами детей. Это помогает детям быстрее включить в поле сказки свой личный опыт.

Особое внимание уделяю окончанию сказки. Оно должно быть торжественно по форме и эмоционально по содержанию и обязательно должно включать в себя «залог» на будущее.

Обратите внимание! Сказку лучше рассказывать, а не читать, т.к. при этом можно наблюдать, что происходит в процессе работы с детьми.

Существуют ещё и определённые правила  проведения сказкотерапии. Давайте на них обратим внимание:

  • Во время рассказа следует расположиться  перед детьми так, чтобы они могли видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз.
  • При рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства.
  • Нельзя допускать затянувшихся пауз.
  • Рассказ должен содержать актуальную для детей проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.
  • Ситуации и вопросы должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить детей самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Необходимым условием проведения занятия является то, чтобы сказка подходила детям по возрасту.

Если рассматривать терапевтическую (коррекционная) функцию сказкотерапии, то она заключается в ненавязчивой сказочной форме предложения детям положительного примера поведения, и нет ничего удивительного, что воспитанники начинают часто вести себя как и сказочные герои. Они стремятся пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. 

Таким образом, основной замысел  заключается в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, «расширением» своего поля сознания и поведения, а также поиском нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций.

 Эта форма работы даёт уникальную возможность детям за 25-30 минут «пережить», «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственного здоровья, а также является эффективным способом воспитательно-образовательной работы с детьми.

Если в младшем школьном возрасте у детей не проводить коррекцию негативных эмоциональных состояний, то страхи могут сохраняться в детском организме длительное время, что будет служит признаком неблагополучия и ослабленности нервной системы ребёнка, что может привести к понижению иммунитета ребёнка и увеличению числа психосоматических заболеваний. Таким образом, это ещё раз подтверждает, что работа в данном направлении является необходимостью в образовательном учреждении.

 Зная проблемы ребёнка сказку можно использовать не только авторскую, но и придумывать её самим.

Таким образом, актуальность данного направления в современных условиях очевидна, она приносит положительные  результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям.

Необходимо помнить, что именно терапевтическая сказка является мощным фактором, влияющим на снятие внутренних зажимов, развития чувства уверенности в себе, и, как результат, возможности безбоязненно раскрыть внутренний потенциал, который будет благоприятно влиять не только на здоровье, но и на успешное будущее ребенка.

Сейчас появилось много литературы, посвященных работе со сказками, освещающих методические особенности работы, методические приёмы, использование сказок как для индивидуальной работы, так для работы в группах. Большинство рекомендаций дано психологам, но и воспитатель и учитель начальной школы и родители могут использовать сказкотерапию в работе с ребёнком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Энергоинформационное поле сказки – это особая энергия, оставляющая у слушателя определённое « послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей, впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора, содержит о нём информацию. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и « посмотреть со стороны».

Изложенный мною материал могут использовать в своей работе не только психологи, но  и учителя начальных классов.

Тезисы работы

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Сохранение здоровья - это не просто отсутствие болезней; это ещё и состояние полного  психического, а также социального благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.

В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...

Консультация "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"

       Без совместной работы с родителями, хороших результатов никогда не добиться. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусмат...

Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей.

В статье поднимается проблема организации третьего урока физической культуры. Предлагается один из вариантов решения – обучение технике игры в настольный теннис....

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....