Научно-исследовательская работа "От Менделеева до кухни"
проект по зож (4 класс)

Погибелева Татьяна Борисовна

Научно-исследовательская (исследовательская проектная) работа. Тема  "От Менделеева до кухни".Теоретическая значимость данной работы заключается в личном вкладе автора исследования в такую область как здоровый образ жизни современного школьника. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, классных часах и родительских собраниях.Новизна исследования: учитывая, что ООН объявила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов Менделеева,  нами  предпринята попытка рассказать об этом ученом и увлечь одноклассников химическими экспериментами на кухне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_mendeleeva_do_kuhni.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

ГОРОД РАДУЖНЫЙ

Научно-исследовательская работа

на IX городскую научно-практическую

конференцию «Первые шаги в науку»

От Менделеева до кухни

Автор Артемчук Анна 4 “г” класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“ Средняя общеобразовательная школа№8”

Руководитель:

Погибелева Т.Б. учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа№8”

Радужный

2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I . Что такое химия?

Глава II. 2.1.Химические вещества на кухне

2.2. Изучение общественного мнения

Глава III. Опыты на кухне.

Заключение

Список литературы

Список приложений

Введение

Организация Объединенных Наций приняла резолюцию об объявлении 2019 года Международным годом Периодической таблицы химических элементов. В 2019 году Периодическому закону Дмитрия Менделеева исполняется 150 лет. Я слышала об этом ученом – химике от своей мамы. Она работает в лаборатории, и я не понаслышке знаю, что есть такая интересная наука химия.

Когда я бываю в кабинете у мамы меня завораживает, как умело, мама проводит эксперименты и лабораторные анализы. И ей не надо волшебную палочку как у Гарри Поттера, чтобы превращать. Ей нужно просто хорошо знать химические элементы. О всех превращениях я читала в книгах, но так хотелось окунуться в этот волшебный мир. Я задумала «похимичить»!

Но моих знаний недостаточно, чтобы мама допустила меня к своей работе. Поэтому решено было сделать из нашей кухни маленькую химическую лабораторию. И вот мы на кухне. Что же такое мама добавила в блинное тесто? Почему это стало шипеть и бурлить? Мама продолжала изображать мага и чародея и приговаривать: «Кухня – это научная лаборатория!» Как же связаны между собой блины и магические превращения с химическими веществами?

Я знаю, что мне поможет в этом главный начальник химической лаборатории на кухне, это моя мама. Продукты, как химические вещества у нас есть, кухня как лаборатория имеется. Появилась и идея исследования – провести собственные опыты.

Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на нашей кухне.

Гипотеза: предположила, что у нас на кухне можно проводить занимательные опыты и увлечь этим одноклассников.

Цель: доказать, что и на кухне химические опыты возможны.

Задачи:

1. Изучив литературу о химии, расширить знания.

2. Провести на кухне химические опыты с продуктами.

3. Доказать, что кухня — это целая химическая лаборатория.

Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием общества к здоровому образу жизни.

Новизна исследования: учитывая, что ООН объявила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов Менделеева, мною и моим руководителем предпринята попытка рассказать об этом ученом и увлечь одноклассников химическими экспериментами на кухне.

Организация и этапы исследования:

2019 год – сбор информации по теме исследования;

2019 год – обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи.

При проведении исследования использованы следующие методы: изучение научной, справочной литературы, по теме исследования, опрос одноклассников Материалы данного исследования могут быть использованы на классных с целью увлечь детей научными открытиями.

Глава I. Что такое химия?

Химия существует вокруг нас. Вот мы только родились и сделали первый вдох, как в наш организм попала смесь газов. А белок начинает работать в организме ребенка с первым глотком материнского молока. А организм человека похож на реактор, он может превращать вещества и давать нам от них энергию.

Полезных веществ так же много, как и бесполезных. А вот как они влияют на нас, как используются их свойства для этого и нужна такая наука, как химия. Знания химических исследований нужно в каждой профессии. Что же такое химия?

Химия – наука о природе, происходящих в ней, об изменениях. Я нашла в словаре С. Ожегова объяснение, что химия это наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращениях. Оказалось, что очень много полезных и вредных веществ в мире. И все они вокруг нас!

Некоторые вещества создала природа. Это — углекислый газ, вода, камень кислород, древесина и так далее. А некоторые вещества создал, придумал человек. Все мы знаем такие предметы: резина, пластмасса, стекло и другие. Это полезные вещества, они нам нужны. А вот вредные вещества оказывают неблаготворное воздействие на нашу жизнь. Это выхлопные газы и дым с труб заводов, также хлор мы чувствуем при уборке помещений, а ртуть в градуснике, если он разобьется, наносит непоправимый вред здоровью.

Так же я узнала, что бывают вещества в чистом виде, а бывают и такие, которые состоят из смеси веществ. И если запустить реакцию, то они могут превратиться в новое вещество.

Про химию знали с древности. А вот как наукой она стала недавно – около 200лет назад. Начало заложили Анаксагор и Демокрит, ученые из Греции. А создал современно представление о химии великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон.

Глава 2

2.1.Химические вещества на кухне

Можно представить, что кухня - это лаборатория для химических опытов. А если заглянуть в кухонный шкаф, то там, на полочке, стоят уксус, растительное масло, мука, молоко, пищевая сода, крахмал, сахар, соль, мясо.

Знакомые продукты питания, а что же тут химического? Продукты, да продукты!

Но это, оказывается, настоящие химические вещества, с их помощью у нас на столе появляются разнообразные блюда. Мама назвала мне их химические названия. Поделюсь с вами. Например:

  • Соль- это хлорид натрия;
  • Сахар- это сахароза;
  • Крахмал- это полисахарид (вкусный кисель делается из него);
  • Уксус- уксусная кислота;
  • Молоко- лактоза;
  • Пищевая сода- гидрокарбонат натрия;
  • Мясо- белки и жиры.

2.2. Изучение общественного мнения

С целью изучения заинтересованности химией доступной для школьников мною было проведено исследование. В исследовании приняли участие 25 учащихся 4 г класса нашей школы. Полученная информация была обработана и показала следующее. Учащиеся ответили на вопросы анкеты для 4-х классов. (Приложение 1).

На вопрос: Что изучает химия? Положительно ответили _ из 25 респондентов. Данные представлены в диаграмме 1 (приложение 2).

На вопрос: Знаете ли вы химические вещества? Положительно ответили только ____ из 25 человек.

На вопрос: Можно ли дома проводить химические опыты? Уверенно ответили ___ из 25 чел.

На вопрос: Хотели бы дома провести опыты? Большая часть опрошенных ответила желанием.

Большая часть опрошенных детей 4 г класса мало знают о химии и химических веществах, но и у большинства есть желание провести опыты в домашних условиях, чем и подтверждается моя гипотеза, что у нас на кухне можно проводить занимательные опыты и увлечь этим одноклассников.

После обработки результата я поделилась со сверстниками своими опытами. Вот как это было.

Глава III. Опыты на кухне.

  1. Приступаем к интересному процессу. И проведем первый опыт с использованием химического элемента соли (это хлорид натрия).

Мне понадобится: банка с водой, пищевая соль, яйцо.

Что делаем: Наливаю полбанки воды и опускаю в неё яйцо. Яйцо утонуло. Затем я высыпаю в банку стакан соли и растворяю ее. Результат - яйцо всплыло как поплавок. Солёная вода помогла ему удержаться на поверхности. Вот почему в море плавать легче, чем в реке. А в Мёртвом море и вовсе сильно солёная.

Вывод: яйцо не тонет, потому что оно тяжелее обычной воды, но легче солёной.

  1. Проведем второй опыт, и он будет с использованием такого химического элемента, как пищевая сода.

Мне понадобится: стакан или небольшая баночка, лимон, пищевая сода.

Что делаем: На дно стакана высыпать пищевую соду. Добавить лимонный сок или уксус. И что же мы видим? появились пузырьки на дне стакана.

Вывод: кислота, соединяясь с содой, выделили углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем. Советую взять больше соды и уксуса и образовавшимся углекислым газом надуть воздушный шарик!

  1. Для третьего опыта берем соль, как химический элемент.

Мне понадобится: перец и воздушный шарик.

Что делаем: смешиваю соль и перец. Надуваю шарик, завязываю и трем им о шерстяную ткань или голову. Подносим шарик поближе к смеси соли и перца. Что происходит? Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Вывод: При помощи шарика можно сортировать рассыпанные вещества.

  1. Чтобы провести четвертый опыт возьмем 2 стакана чая.

Ход моих действий: добавляем в один стакан кусок лимона

И что же произошло? Чай стал светлым!

Вывод: лимон- волшебный отбеливатель!

  1. Для пятого опыта используется молоко.

Ход действий: Наливаем молоко в чашку. Берём кисточку и смачиваем в молоке кисточку и пишем на бумаге молоком, как чернилами. Ничего пока не видно. Но уже через 10 минут проглаживая лист бумаги с молочными записями можно раскрыть секрет письма! Почему? В молоке содержится такие вещества, как вода, белок казеин. Мы нагрели лист бумаги утюгом. Вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.

Вывод: молоком можно писать секретные письма.

  1. С удивлением узнала, что седеют не только старые люди, но и шоколад. В шестом опыте я это докажу.

Как я действовала: надо смочить шоколад и завернуть в фольгу, убрать в холодильник (не замораживать!). Через 2 недели достаем шоколад. На шоколаде образовался налет, как седина. Вода притянула кристаллики сахарозы, они и выступили на шоколаде.

Вывод: Шоколад из-за воды может стать «седым».

  1. Седьмой опыт с Кока-колой – меня поразил.

Я взяла: пустой стакан, пепси – колу, кусочек сырого мяса.

Ход действий: Оставили на несколько дней кусочек сырого мяса в стакане с Кока-колой. Мясо растворилось, и появился осадок

Вывод: Кока-кола способна растворять даже кусочки мяса! Представляю, что будет с моим желудком, если я буду пить этот вредный напиток.

  1. Опыт с желатином.

Желатин - это животный клей, получаемый из хрящей, жил и костей телят, поросят и высушенный для длительного хранения.

Желатин продается в магазине и из него делают желе. Это вещество является полезным и вкусным продуктом. Я приготовила желе согласно инструкции.

Вот вам результат: при помощи желатина можно получить съедобные фигурки!

Заключение

Я постаралась, чтобы моя увлеченность химией в дальнейшем увлекла и моих сверстников. Я изучила литературу, а на опытах убедилась, что на кухне, можно проводить химические эксперименты. Все что происходило на кухне – это химические явления. По результатам работы сделаны следующие выводы:

  1. Узнали - что такое химия и химические вещества.
  2. Исследовали, что продукты являются химическими элементами.
  3. Выяснили, что кухня — это целая химическая лаборатория.

Таким образом, наша гипотеза исследования: «На кухне можно проводить занимательные опыты и увлечь этим одноклассников» нашла свое подтверждение.

Но, думая и говоря о гении Менделеева, конечно, невозможно остановиться только на этом его великом открытии, хотя его одного было бы более чем достаточно, чтобы имя ученого обрело бессмертие. Но у Менделеева были и «Толковый тариф», и классические «Основы химии», и «Органическая химия». Данная тема была актуальна в свое время, актуальной остается и сегодня.

Использованные источники

1.Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель».

2.www.alhimik/teleclass/azbuka/1gl.shtml — электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3.Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...