Внеурочное занятие "Ядовитые растения и съедобные ягоды, грибы".
методическая разработка по зож (2 класс)

Познакомить учащихся с правилами обращения с ядовитыми грибами и растениями, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении, воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yadovitye_rasteniya_i_sedobnye_yagodygriy.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сергиев Посад

Открытое внеурочное занятие.

«Ядовитые растения и съедобные ягоды, грибы»

        

Провела: учитель

высшей квалификационной категории

 Сорокина Н.В.

 

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами обращения с несъедобными и ядовитыми грибами и растениями, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых и оказывать первую помощь при отравлении.

Личностные результаты осознают необходимость беречь своё здоровье.

УУДпознавательные осуществляют наблюдения, опыт, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста, чтение информации, отраженной на иллюстрациях, составляют рассказ – рассуждение, участвуют в игре-упражнении.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Ход занятия.

1.Мотивирование к учебной деятельности

2. Актуализация знаний. Определение границ между знанием и незнанием

- Знания, полученные вами на прошлом уроке, мы проверим, выполнив тест.

Тест.

1) Опасность представляют:

а) любые животные

б) уличные животные

2)Уличные кошки могут быть заражены:

а) лишаём

б) клещами

в) ветрянкой

3) При общении с животными нужно:

а) гладить их во время приёма пищи

б) дёргать за хвост

в) целовать

4) Ядовитыми животными являются:

а) заяц
б) гадюка

в) скорпион

г) лев

5) При встрече с гадюкой нужно:

а) тихо, но быстро уйти

б) ударить её

7) Укус скорпиона:

а) безопасен для человека

б) может быть смертельным

8) При укусе пчелы нужно:

а) извлечь торчащее жало

б) обработать рану йодом

- А сейчас выполните взаимопроверку в парах.

3. Целеполагание

- Но не только животные и насекомые могут представлять опасность для человека.

Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.

Вкусный суп.

Ведьма суп сварить решила.

Змей сушёных покрошила,

Развела большой костёр

И поставила на стол.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор-

Отыскала мухомор,

Для приправы-бузины,

Для отравы - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины.

Супчик вышел то, что надо:

Целых двадцать литров яда!

- Почему суп оказался ядовитым?

- Назовите их.

- Сформулируйте тему урока (учащиеся предполагают тему «Ядовитые грибы и растения»).

- Исходя из темы, какие поставим перед собой цели урока?


4. Планирование

- Сегодня мы будем исследовать ядовитые грибы и растения. А изучать мы их будем по определённому плану. Давайте его составим вместе.

Для того, чтобы не перепутать ядовитый гриб от съедобного, нужно знать …. (Как они выглядят)

План исследования ядовитых грибов и растений.

1.Внешний вид.

- Если всё-таки случилось так, что ядовитый гриб или растение были употреблены человеком, и он отравился, нужно уметь … (оказывать первую помощь)

2.Первая помощь.

- И, конечно же, чтобы никогда ничего подобного с человеком не случилось, каждый человек должен соблюдать …. (Правила безопасного поведения)

4.Выработка правил безопасного обращения с ядовитыми грибами и растениями.

5. “Открытие” нового знания

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
- Сбор даров леса и прежде всего грибов и ягод, является одним из самых массовых любимейших занятий людей всех возрастов .

Но чтобы поход в лес был здоровым и увлекательным отдыхом, каждый грибник должен знать лес, уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

- Какие названия грибов вы знаете?

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Грибное коварство известно в природе?

Грибы - двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.

6. Учебные действия по реализации плана

- Работаем по первому пункту плана. Я знаю, что вы уже знаете некоторые грибы, отгадайте загадки съедобных грибов. На ваших столах лежат картинки с их двойниками - ядовитыми грибами. И попробуем сравнить их, найти различие.

1. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

Снежной, бархатной прокладкой

(белый гриб)

Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Вот как их различить. У «царя грибов» шляпка белая или желтовато- коричневая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателя шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет.

Сатанинский гриб – имеет красноватую окраску нижней части шляпки и красный сетчатый рисунок ножки. На изломе будет синеть.

  1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их…(опята)

Двойники есть и у опят. Они ядовиты. При сборе опят нужно помнить правило: на ножке съедобных опят всегда есть «юбочка» на ложных опятах «юбочка» отсутствует.

  1. Растут в лесу сестрички.
    Рыжие…( лисички)

Ложная лисичка лишь по форме имеет сходство со съедобной лисичкой, но по окраске её нельзя спутать. Окраска шляпки у ложной лисички красновато-оранжевая или оранжево-жёлтая. Пластинки ярко-красные или оранжевые. Если сломать ножку ложной лисички, то выступает белый сок.

  1. Люблю я в разных шапках быть,

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это…(сыроежки)

Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. У поганки в основании ножки есть разорванный мешочек, которого нет у сыроежек.

А это-красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки (мухомор)

Мухомор вонючий: цвет шляпки меняется от белого до грязно – белого, иногда с розоватым оттенком. Ножка бывает искривлённой.

А теперь подчеркните слова, которые показывают различие съедобного гриба от ядовитого

- А сейчас проверим как вы запомнили съедобные и несъедобные грибы. Я буду показывать и называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладёте в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб – разводите руки в стороны и делаете повороты головой.

( опёнок, подберёзовик, мухомор, подосиновик, белый гриб, бледная поганка, шампиньоны, маслёнок, желчный гриб, лисичка ложная, сыроежка)

-А теперь поговорим о ядовитых растениях.

-Откройте учебники на стр.25.

(Дети работают по странице учебника 25)

-Рассмотрите растения, изображенные на картинке.

Все эти растения ядовитые. Ребята, а какое растения у вас вызвало недоумение? (Ландыш)

Ребята нашего класса подготовили мини-доклады об этих растениях. Послушаем их.

(Подготовленные ученики делают мини-доклады о ядовитых растениях, показывая предметную картинку.)

Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим темно- зелёные листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков - колокольчиков на тонкой ножке цветочной стрелке не видно нигде.

Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Плод - круглая оранжево - красная ягода. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

Белена. Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Иногда дети поедают её семена, похожие на мак, и это приводит к тяжёлому отравлению. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащённо, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят даже животные.

Вороний глаз. Вороний глаз - опасное растение. Его единственная ягода сизовато-чёрного цвета, похожа на глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Просто пройди мимо. Вороний глаз не любит солнечного света, а если окажется на солнце, то долго не выдержит и погибнет. Вороний глаз легко узнать по 4 крупным листьям, расположенным друг против друга.

Дурман. Дурман очень ядовитое растение. Высокое до 1 метра. Растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Крупные белые цветки и плоды с шипами привлекают внимание. Неприятно пахнут. Но прикасаться к ним не нужно. Ядовиты все части растения, даже семена. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.

Волчье лыко. Волчье лыко - маленький лесной кустарник, очень красивый, но и очень ядовитый. Цветёт ранней весной. А летом созревают его красные плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Даже животные обходят его стороной.

Игра «Узнай меня».

-Ребята нам с вами рассказали о ядовитых растениях. Сейчас я и узнаю, как вы внимательно слушали докладчиков.

1) У этого растения 4 крупных листа и одна ягода сизовато-чёрного цвета (вороний глаз).

2) Кустарник, на котором созревают красные плоды. Эти плоды даже животные не едят (волчье лыко).

3)Зацветает растение на 7 год и цветёт 2-3 раза за свою жизнь (ландыш)

4) Цветы белые и неприятно пахнут. Растёт на пустырях, свалках (дурман)

5) Дети иногда пробуют семена этого растения, похожие на мак (белена).

- Ну и пришло время нам выработать правила безопасного обращения с несъедобными и ядовитыми растениями и грибами. Для этого вы будете работать в группах. Перед вами различные утверждения, если вы согласны с ними нужно ставить +, если не согласны -.

Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+», если нет – то поставь «−».

1. Собирай только те грибы, ягоды и растения, которые хорошо знаешь.

2. Когда ищешь грибы, разрывай и раскидывай в стороны листву, мох.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются полезные вещества.

6.Обязательно нужно советоваться со взрослыми, которые лучше вас разбираются в грибах и растениях.

7. Не уничтожайте несъедобные грибы.

8. Ни в коем случае не пробовать на вкус незнакомые грибы и ягоды.

9.Никогда не собирайте грибы у дорог и предприятий. (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества).

10. Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

- Ребята, ну, а если всё же случилась беда. Вы отравились грибами. Что делать?

Первая помощь при отравлениях грибами.

- Слушайте внимательно и запоминайте!

При всяком грибном отравлении, даже лёгком, необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» по телефону 03;

Промыть желудок и дать больному выпить подряд 5-6 стаканов воды. Затем вызвать рвоту 3-5 раз, для этого можно дать больному соленой воды;

непрерывно давать ему теплое питье, а при резкой слабости — крепкий чай;

Остатки грибов, вызвавшие отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории .

7. Рефлекси.

-Что больше всего запомнилось на уроке?

-О чём самом главном мы должны помнить?

-Зачем нам нужно знать ядовитые растения и грибы?

У вас на столе лежат листочки. Оцените свою работу и ощущения на уроке:

Кому было интересно, комфортно на уроке – приклейте солнышко.

Кому было, что-то не понятно, чувствовал себя не очень комфортно, или не всё получалось, как хотелось – приклейте солнышко с тучкой.

Кому было не интересно, чувствовал себя не комфортно — приклейте тучку тёмную.

- Спасибо всем за урок!

8. Домашнее задание

Дома ещё раз повнимательней рассмотрите ядовитые растения и грибы, запомните как они называются, как выглядят. Подготовьте сообщения о других растениях и грибах, нарисуйте одно из растений. Можно составить кроссворд.

9. Итог урока

Оценки

Мы сегодня с вами говорили о ядовитых растениях и грибах, но мы должны помнить, что для нас они ядовиты, а кому – приносят пользу.

Прошу, природу берегите!

Не рвите ландыши, прошу!

Их мало на земле осталось,

Храните леса красоту.

Она не даром нам досталась,

Сегодня все должны понять:

Природу надо охранять.

Она, как малое дитя,

К тебе протягивает руки.

И дарит всем нам красоту,

Чтоб мы не знали в жизни скуки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Красочная презентация "Растения Иркутской области" к занятию по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" со списком источников ресурсов....

Внеурочное мероприятие на тему: «Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты»

Внеурочное мероприятие на тему:«Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты» Цель: сформировать представление о правильном (здоровом) питании, полезных продуктах.Задачи:1. Воспитывать ...

Конспект внеурочного мероприятия "Растения в домашней аптечке"

Тема: «Растения в домашней аптечке»Цель: Формирование знаний о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком....

Внеурочная деятельность Растения поглотители

В данном материале рассказывается о комнатных растениях ,которые могут поглощать электромагнитные излучения.Детям было интересно ,какие растения можно ставить около компьютеров и других предметах....

Конспект урока на тему: «Лето. Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.».

Методическая разработка по предмету "Мир природы и человека" (3 класс) на тему: "Лето. Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, гриб...

Презентация по теме "Ягоды. Грибы"

Мультимедиа презентация с вопросами и загадками ...