Главные вкладки

    Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
    план-конспект занятия (1 класс) по теме

    Вольская Ольга Анатольевна

    Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации. Данное занятие соответствует требованиям к внеурочной деятельности по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rast_irk_obl_volskaya.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  урока/занятия

    Предмет

    «Тропинки родного края»

    Класс

    1

    Тип урока/занятия

    Урок решения практических задач

    Технология построения урока/занятия

    Проблемно-диалогическая

    Тема

    Растения Иркутской области

    Цель

    Создание условий для проявления познавательной активности ученика; получения представления о  растениях Иркутской области

    Основные термины, понятия

    Карта Иркутской области, Красная книга Иркутской области, хвойные и мелколиственные леса.

    Планируемый (ожидаемый) результат:    Желание научиться пользоваться дополнительными источниками информации; применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

    Предметные умения

    Личностные УУД: 

    - проявлять интерес к учебному материалу;

    - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

     - определять правила работы в группе.

    Регулятивные УУД:

    - определять и формулировать цель деятельности  занятия;

    - принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей;

    - искать способ решения учебной задачи, осуществляя пробы.

    Познавательные УУД:

    общеучебные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; логические – уметь строить рассуждения в форме простых суждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблемы.

    Коммуникативные УУД:

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общении и взаимодействии.

    Организация пространства:  дети распределены на 4 группы по 7 человек.

    Формы работы

    Ресурсы

    Фронтальная

    Групповая

    Работа в парах

    Индивидуальная

    Книгопечатная продукция:

    Журналы «Сибирячок», 2000 -2008 г,

    Технические средства обучения:

    Компьютер, медиа проектор  

    Интернет: http://issuu.com/irkipedia/docs 

    http://baikalpress.ru/sm/2008/14/006003.html

    http://bogard.isu.ru/cbd/redbook/show_all_plants.htm

    Дидактические задачи этапов  занятия

    Этапы   занятия

    Дидактические задачи

    Организационный

    (этап мотивации)

    Подготовка учащихся к работе на занятии: создание положительного  отношения и благоприятного настроя на предстоящую работу. Выработка осознанного вхождения ученика в пространство учебной деятельности на занятии.

    Актуализация опорных знаний и умений

    Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

    Постановка учебной проблемы

    Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

    Формулирование проблемы, планирование деятельности

    Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

    Открытие нового знания

    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

    Первичная проверка понимания

    Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

    Применение новых  знаний

    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

    Рефлексия учебной деятельности

    Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

    Технология изучения

    Этапы урока

    Формируемые умения

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Организационный

    Метапредметные (УУД):

    регулятивные:

    -проявлять готовность начать учебную деятельность;

     -осуществлять самоконтроль.

    коммуникативные:

    -излагать свое мнение, аргументируя его.

    1.Приветствие учащихся.

    2.Проверка готовности.

     

    – Проверим готовность к нашему занятию!

    - Почему это важно?

    Приветствуют учителя.

    Организуют свое рабочее место.

    Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего рабочего места.

    Актуализация знаний

    Предметные:               - правильно называть

    звуки леса

    Метапредметные (УУД): познавательные:

    - умение сравнивать, классифицировать.

    регулятивные:               -умение

    Слайд 2.

    Задаёт вопросы ученикам, даёт прослушать аудиозапись (звук шума листвы и голосов птиц).

    - Ребята закройте, глаза, прослушайте аудиозапись.

    Слушают аудиозапись  

     

    контролировать правильность ответов своих одноклассников

    коммуникативные:

    -слушать и понимать речь одноклассников

     - Что вы услышали? Чьи звуки?

    - Подумайте, где можно услышать эти звуки? (в лесу)

    - Кто из вас был в лесу?

    Осознанно отвечают на поставленные вопросы

    Постановка  учебной проблемы

    Предметные:

    - составление карты Иркутской области.

    Метапредметные (УУД):

    познавательные:

    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    регулятивные:

    - высказывать свои предположения;

    коммуникативные:

    - точно и полно выражать свои мысли.

     Слайд 3.

    1. Распределение задач по группам.

    Игра «Собери мозаику»

     - Сегодня мы будем говорить о растениях, которые обитают в той области, которую вы соберёте из «пазл».

    - Работаем по группам! Кто быстрее?

    - Что у вас получилось?

    (карта Иркутской области)

     

    Принимают учебную задачу.

    Работают в группах.

    Составляют мозаику.

    Высказывают свои предположения.

     

    Формулирование проблемы, планирование

    Личностные:

    - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?).

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные: 

    - определять и формулировать цель своей деятельности

     – А много ли растений вы знаете, которые растут только в Иркутской области?

     - Поставьте себе цель сегодняшнего занятия.

    - Что же нам на занятии  предстоит выяснить?

    - Для чего всё это нам нужно знать?

    Сталкиваются с незнанием многих растений.

    Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

    Открытие нового знания

    Предметные:

    - знать отличительные особенности растительного мира Иркутской области.

    Личностные:

    - определять общие для всех правила поведения;

    - определять правила работы в группе;

    - формирование уважительного отношения к мнению другого.

    1.Выдвижение гипотезы.

    - Посмотрите на физическую карту Иркутской области, какой растительный мир Иркутской области? Какие у вас есть предположения, мысли?

    2.Формулирование вывода               Слайд 4

    - Из  вышесказанного можно сделать вывод, что растительный мир Иркутской области

    Слушают, рассматривают карту Иркутской области.

    Осознанно отвечают на поставленные вопросы.

    Открытие нового знания

     

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    - выдвигать свои гипотезы;

    - отличать верно выполненное задание от неверного;

     познавательные:

    - овладеть умениями поиска и выделения необходимой информации;

    - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    очень разнообразен и отличен от растительного мира западных областей России.

     3.Первичное закрепление.

    - Я сейчас буду загадывать загадки, а вы говорить отгадки и рассказывать об отгаданном растении.

    А) деревья:

    - Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год. (Ель)             Слайд 5

    - Никто не пугает, а вся дрожит.                                                        (Осина)            Слайд 6

    - Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (Лиственница)  Слайд 7

    - У какого дерева плоды растут на макушках ветвей?  (Кедр)            Слайд 8

     Физминутка.  Слайд 9

    - Утром дети в лес пошли
    (шаги с высоким подниманием ног)
    И в лесу грибы нашли

    Наклонялись, собирали
    (наклоны вперёд),
    По дороге растеряли
    (ритмичное разведение рук в стороны).

    Б) цветы:

    - Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает

    (подснежник) Слайд 10                

    Высказывают свое мнение

    Отгадывают загадку.

    Рассказывают о данном растении.

    Повторяют движения за учителем.

    Открытие нового знания

     

    - Нам запах свежести лесной

    Приносит позднею весной.

     Цветок душистый,  нежный                                              Из кисти белоснежной

    (ландыш)       Слайд 11

    - Как называется это растение? 

    (купальница)    Слайд 12

    - Как называется дикая роза с ярко-красными ягодами-плодами?  (шиповник)      Слайд 13

    В) Ягоды

    - Что за бусинка вот тут
    На стебле повисла?
    Глянешь – слюнки потекут,
    А раскусишь – кисло. (брусника)      
     Слайд 14

    - Как называется ягода, созревающая  в конце июня начале июля, с дивным чарующим ароматом?

    (земляника)       Слайд 15

    - Какая ягода снега не боится?

    (клюква)             Слайд 16

    - Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами

    (черника)         Слайд 17

    - Какую лесную ягоду любит медведь?  (малина)          Слайд 18

    4. Знакомство с проектом Красной Книги Иркутской области.            Слайд 19

    Отгадывают загадку.

    Рассказывают о данном растении.

    Открытие нового знания

    -Прочитайте предложение на слайде Как вы его понимаете?

    (Земля – наш общий дом, и мы должны его беречь и охранять!)

                                Слайд 20                                                             - Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов для включения в Красную книгу Иркутской области утвердил губернатор Дмитрий Мезенцев. В список включено 408 видов растений и животных.

    - Красная книга Иркутской области будет издана до конца 2010 года. Ее тираж составит 1 тыс. экземпляров, также она будет выпущена на компакт-дисках.

    Читают предложение.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Применение нового знания

    Предметные:

    - уметь различать растения Иркутской области от других.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    - отличать верно выполненное задание от неверного;

     - осуществлять самоконтроль;

    познавательные:

    - осуществлять анализ учебного материала;

    коммуникативные:

    работать в группе, осуществлять взаимоконтроль, оказывать помощь друг другу

    Исследовательская работа                                                  -  Сейчас мы будем работать группами  и решать экологические задачи.

    Выполнение разноуровневых заданий. Учитель раздает конверты с карточками разной сложности

    (картинки различных растений).

    - Найдите и уберите лишнее растение.

    -  Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом

    Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.

    Каждая группа учеников выбирает свой уровень задания.

    Выполняют работу: выбирают растения Иркутской области.

     

    Физминутка - Игра:                             «Это делают любители природы?»                                         - Если согласны - хлопайте, если нет – топайте! - Любители природы:

    -  Разоряют птичьи гнёзда? (нет)

    - Вывешивают скворечники и кормушки? (да)

    - Рвут цветы охапками? (нет)

    - Сажают деревья? (да)

    - Оберегают родники? (да)

    - Собирают берёзовый сок? (нет)

    - Ломают ветки деревьев? (нет)

    - Разоряют муравейники? (нет)

    - Жгут прошлогоднюю траву? (нет)                                         - Убирают за собой мусор? (Да)

    Слушают учителя.

    Отвечают жестами на вопросы

    Рефлексия учебной деятельности

    Личностные:

    - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

    Метапредметные (УУД):

    регулятивные:

    осуществлять самоконтроль;

    - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

    - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;

    коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?                    - На все ли задачи удалось найти правильный ответ?    

    Работа в парах                        - Ребята, подведем итог нашего занятия. Расскажите друг другу о приобретённых на занятии знаниях. Для этого воспользуйтесь фразами, которые записаны на   слайде    21                                                                                                        – Я узнал …

    - Я удивился …

    - Я запомнил …

    - Оцените свою работу, показав смайлик.

    Отвечают на вопросы учителя.

     

    Рассказывают другу другу о приобретённых на занятии знаниях.

    Отвечают на вопрос учителя   смайликами.

    Список используемой литературы

    1. Адольф Т.А. и др. Заповедными тропами. М.: Просвещение, 1993.
    2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 5.
    3. Жукова Т.И. Часы занимательной экологии. М.: Просвещение, 1993
    4. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
    5. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005.
    6. Новосёлова Т.М., Павловская Т.А. «Тропинки родного края». Авторская комплексная образовательная программа. – Иркутск, 2009.
    7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд, испр. и доп. – Самара, 2007.
    8. Сборник «Сибирячок» №1, 2  2007. Иркутск: Вост -Сиб книжное изд-во, 2009.
    9. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Сборник нормативных и методических материалов. Ч.1. 3-е изд., перераб. и допол. / автор-составитель Чистякова Л.А.- Иркутск: ИИПКРО, 2012.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

    Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе  " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...

    Разработка занятия по внеурочной деятельности: Кабан – дикий родственник домашней свиньи.

    ·         Расширить знания детей о кабане, его повадках,  образе жизни, внешнем виде.·         Воспитывать лю...

    Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс

    Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"...

    Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

    Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

    «КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)

    «КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка  занятия по внеурочной деятельности  (кружок «В мире слов»)...

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

    Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

    Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....