Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс
план-конспект занятия (окружающий мир, 1 класс) по теме

Алексеева Оксана Вячеславовна

Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект   урока - путешествия

по внеурочной деятельности на тему

«Культурные растения»

(садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

от 27.11.2013  1 – В класс

Подготовила учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 г.  Можайска

Алексеева Оксана Вячеславовна

Цель урока:  познакомить учащихся с  многообразие культурных растений и их роль в жизни человека. Формировать понятие об экологических правилах поведения в окружающем мире. 

Личностные результаты: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты обучения: учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделяют нужную информацию для решения практической или учебной задачи;

Предметные результаты обучения:  учащиеся в ходе урока выделяют существенные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;  

Задачи урока:

  1. расширить знания учащихся о цветковых растениях;
  2. познакомить учащихся с основными группами культурных растений;
  3. познакомить с историей введения в культуру некоторых хорошо известных всем растений;
  4. развивать умение узнавать по слайдам растения и определять, к какой группе они относятся;
  5. продолжить воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;
  6. развивать познавательную активность учащихся и самостоятельность;
  7. развивать способность выступать перед аудиторией, умение слушать других.

Методическая основа урока

Тип урока – изучение нового материала, с использованием компьютерной технологии

Форма урока – урок-путешествие

Методы – беседа, рассказ, демонстрация слайдов,  

Средства обучения – компьютер, компьютерная презентация,  выставка продукции, полученной от культурных растений,  

Технологии – компьютерные, информационные, игровые

Предварительная  работа -   сбор  информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами – родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации  в интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона)

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных  знаний.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей Родине, но побываем и в других дальних странах.  Нас ждет экспресс Знаний. Но в путешествие  смогут отправиться  только те ребята, которые правильно ответят на все мои вопросы. Итак, открывается билетная касса.

  –Вспомните, на какие три группы можно разделить растения? (деревья, кустарники, травы.)   Правильно  на   деревья, кустарники, травы.

 Возьмите карточки,  рассмотрите растения и   подчеркните красным карандашом деревья,  кустарники - синим, травы – зелёным. Обменяйтесь карточками с соседом. Проверьте  работу друг друга.

 Получают билеты – ученики………………………

Рассмотрите изображения  растений. Назовите их.  Что мы можем сказать об их листве? (Слива, малина, сосна, крыжовник, одуванчик, лиственница, репейник, крапива,  кедр, мать-и-мачеха, тополь.) Правильно. Поэтому мы их разделим на 2 группы – лиственные и хвойные. Проверка по слайду

Получают билеты – ученики………………………

- Чем отличаются лиственные  деревья  от хвойных деревьев?

  Рассмотрите другие карточки у себя на столе. Подчеркните в этих карточках хвойные  деревья зеленым цветом, а лиственные деревья - красным.

 (Ива, липа, ель, берёза, кедр, дуб, сосна, рябина, лиственница.)

Давайте проверим.(слайд)

Получают билеты – ученики………………………

Итак, все ученики с билетами. Внимание! Внимание!  Поезд отправляется в путешествие. Уважаемые путешественники будьте внимательны  – нам встретится много интересного и важного.

3.Основная часть урока.

3.1 .Остановка первая.  Культурные растения.

-    Давайте рассмотрим и прочитаем названия растений на экране.

Сосна

Яблоня

Можжевельник

Крыжовник

Одуванчик

Помидор

Крапива

Роза

 - Как вы думаете, почему эти растения разделили на 2 части, группы?

- Чем отличаются растения в каждой паре?

Первая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и в поле, и на водоёме.

- Как вы думаете, как  называется эта группа? (Дикорастущие). Правильно ребята.

Вторая группа – растения, которые выращивает специально человек.

- Как называется эта группа? (Культурные).  Совершенно верно.

           Дикорастущие                   Культурные

Сосна

Яблоня

Можжевельник

Крыжовник

Одуванчик

Помидор

Крапива

Роза

Итак, мы с вами выяснили, что растения можно разделить на две группы – дикорастущие и культурные.

Внимание! Внимание!  Уважаемые путешественники просьба занять свои места в вагоне. Проезд продолжает свой путь.

3.2. Остановка вторая. Зачем культурные растения  нужны  человеку ?

Ребята, посмотрите какая интересная станция. Мы с вами попали на ярмарку.

Сколько разных товаров  тут можно увидеть! (хлеб, крупа,  картофель, сезонные овощи,  фрукты,  масло растительное, льняные ткани   и др.  товары).

- Как вы думаете, почему на ярмарке мы все это видим?

 Сегодня мы не можем себе представить обеденный стол без черного и белого хлеба. В нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества было время, когда не существовало культурных растений. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Однажды люди заметили, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян и плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо.

- Давайте подумаем, а для чего человек выращивает культурные растения?

1. Человек понял, что он сам может себя обеспечивать пищей и др. необходимыми вещами.

2. Для человека это было выходом – он перестал зависеть от матушки-природы.

3.  Современный человек очень часто задумывается о правильном отношении к окружающей среде и о правильном использовании даров природы.

Возможность человека самому выращивать все необходимое,  сокращает истребление человеком многих природных ресурсов. Кто из вас знает название книгу, куда записаны исчезающие растения и животные? Правильно.
КРАСНАЯ КНИГА.

Итак, мы с вами узнали, что культурные растения очень важны для человека.

Внимание! Внимание!  Уважаемые путешественники просьба занять свои места в вагоне. Проезд продолжает свой путь.

3.3.  Остановка третья.   Станция игр и  загадок.

Ребята посмотрите – мы остановились у входа в огород и сад. Вам интересно что там находиться? Пройти смогут те, кто правильно отгадает загадки.

Загадки о культурных растения.

1.На круглых, маленьких полях,
Не с лесом темным на краях,
А с золотыми лепестками,
Теснятся семечки рядками.
(Подсолнух)

2. Не зима сейчас, а лето,
И не ёлка, кустик это.
Хоть на вид совсем простой,
Но колючий он и злой.
На куст дружно навались,
Но смотри — не наколись.
Рукой ветки раздвигай,
Витамины собирай.
(Крыжовник)

3. Листики зелёные.
А плоды мудрёные:
По пяток в рядок,
Закутаны в платок.
Как поспеют,
Как созреют -
Платок скинут,
Не поднимут.
(Горох, фасоль, бобовые)

4. Все зубочки в ряд
Из земли глядят.
Лето пролетит,
Изменится их вид:
Будут не зубочки,
А «зубастые» клубочки.
(Чеснок)

5. Когда придёт пора -
Цвету я синим цветом,
Когда пройдёт жара -
Я к вам с другим приветом:
На тонком стебелёчке
Качаю погремушкой,
Цветочек — не цветочек,
Не рви, я не игрушка.
Из головы начинка
Пойдёт тебе на маслице,
А стебелёк-тычинка -
На кофточку и платьице.
(Лен)

6. Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты — вот моё название.
Подумай, приложи старание.

(Фасоль)

7. Интересное зерно -
Треугольное оно,
Немного необычный
Цвет светло-коричневый.
Каша из него вкусна,
И полезная она.
(Гречка)

8 .Закутан младенец
В семь полотенец,
Хвостик снаружи,
А он и не тужит.
Качается высоко,
Всё видит далеко.
(Кукуруза)

9. Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям.

(Овёс)

 Слайд – загадка о картофеле (учащиеся отгадывают, о каком растении пойдет речь).  Послушайте рассказ  о  первых  путешественниках,  которые  прибыли к нам с западного побережья Южной Америки. Послушайте, что они нам поведают.

Слайд – загадка о томате (учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор) Теперь посетим Родину этого удивительного овоща и послушаем историю,  о том, как  его завезли в Европу.

 Слайд – загадка о кукурузе и подсолнечнике.  Рассказ  учителя о   происхождении этих растений.

Какие дети молодцы! Все загадки отгадали.

Внимание! Внимание!  Уважаемые путешественники просьба занять свои места в вагоне. Проезд продолжает свой путь.

3.4. Остановка   четвертая.   Станция экологическая.

Люди за долгие годы вывели много новых видов растений. Все они радуют нас урожаем. Но при  этом люди должны помнить о бережном отношении к окружающей природе. Когда  человек выращивает культурные растения – он должен помнить о том что находиться в природе, что ее нельзя загрязнять.

Нельзя  использовать химические вещества. Нельзя загрязнять почву отходами. Нельзя уничтожать лес. Есть особые правила пользования землей, которые должны знать люди выращивающие  культурные растения    на полях, огородах, в садах.(работа по слайду)

 Внимание! Внимание!  Уважаемые путешественники просьба занять свои места в вагоне. Проезд продолжает свой путь.

3.5. Остановка  пятая.   Станция игровая.

 Вот  мы и прошли  в сад и огород.

 Посмотрите сколько всего тут растет у хозяин.  Мы сейчас с вами поиграем в игру.

Игра «Чудесный мешочек»

( В корзинке  находятся  фрукты и овощи.  Дети с завязанными глазами  выбирают себе фрукт или овощ, описывают его, а остальные дети угадывают)

Внимание! Внимание!  Уважаемые путешественники просьба занять свои места в вагоне. Проезд продолжает свой путь.

3.5. Остановка    шестая - художественная.

Выполнение детьми аппликации «Дары осени»  из заранее подготовленных  шаблонов.

Внимание! Внимание!  Уважаемые путешественники просьба занять свои места в вагоне. Проезд   отправляется в обратный путь.

Ну вот мы с вами вернулись в класс.

4. Подведение итогов урока.

- О чем на уроке вы сегодня узнали?

- Какое задание понравилось больше всего?

-   О чем  вы  расскажете дома родителям?

-  Каких правилах поведения в природе мы с вами говорили?

На этом уроке мы узнали, что растения делятся на дикорастущие и культурные. Чтобы получить урожай, человек должен ухаживать за культурными растениями. Только в этом случае он поучит богатый урожай.

Список использованной литературы

1. «Окружающий мир» учебник  О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова,  

С.А. Трафимова. М., Академкнига. 2011 год

2. «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир» к УМК О.Н. Федотовой.  ПНШ , Т.Ю.Целоусова . Москва, ВАКО, 2011год

3. «Зеленые страницы»  А.А. Плешаков. М.Просвещение, 2009 год

4. «От Земли до неба» атлас-определитель А.А. Плешаков,

М,Просвещение, 2009 год

5. «Растения» Энциклопедия для детей. М.Де Агостини, 2010 год

6. Добро пожаловать в экологию! О. ВоронкевичРабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Подготовительная группа. Часть 1 . М. Издательство-пресс , 2013год

7. Интернет ресурсы.

http://festival.1september.ru/

http://www.farosta.ru            фактор роста.

http://www.unikru.ru/signin/         мир  конкурсов от уникум

 http://www.mir-konkursov.ru/     мир конкурсов

http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/saity-  konkursov-dlya-pedagogov-i-obuchayushchikhsya

Приложение № 1

Сообщение о картофеле

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком состоянии в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500м, можно встретить почти все известные виды этого растения. Испанские завоеватели в конце XY века обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно им незнакомый продукт питания, который у местных жителей назывался «чуньо». Это были высушенные клубни картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (надо сказать, что в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.

Долгое время картофель высаживали в ботанических садах и на аптекарских  огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских  огородах и полях.

Сначала картофель в пищу не употребляли, придворные дамы украшали прически его цветами. В Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позднее он стал продуктом питания.

«Земляные яблоки» (так в то время называли картофель во Франции) были встречены весьма недружелюбно. Даже в знаменитой «Большой энциклопедии», которую издавали в 1765г. виднейшие ученые Франции, было написано: «Картофель – это грубая пища для нетребовательных желудков». Подозрительное отношение к картофелю поддерживалось и церковниками, которые называли его «чертовым яблоком». Они утверждали, что это растение разносит проказу и вызывает одурь. Надо сказать, что известные в ту пору сорта картофеля содержали много соланина – вещества, которое придает клубням горький привкус и в больших дозах вызывает отравление. Со временем утвердилась репутация картофеля,  как ценного продукта, хотя и выращивали его в очень небольших количествах. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом. Его подавали к столу лишь в богатых домах.

В конце XYII века это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметьеву мешок картофеля. В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мелкая ботва и мелкие горьковатые клубни. Население не знало еще. Как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.

Труден был вкус картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала «вторым хлебом».

Приложение № 2

Сообщение о томате

Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата, как сорняк, проник в другие тропические районы Ю.Америки. В Мексике томат стал впервые возделывать, как культурное растение. Диких родственников томата по сей день находят в тропических лесах Ю.Америки.

Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент в 1523г. Эрнаном Кортесом, вскоре после завоевания Мексики.

Далее томаты были завезены в Азию, потом в Китай, Японию и Индию. Появление томата в Великобритании зафиксировано в 1579г. В этой стране их называли «яблоко любви». В России помидоры появились во второй половине XYIII в. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма  растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского «помидоро», «золотое яблоко» и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными.

Плоды нового растения в европейских странах, за исключением Италии, стали употреблять в пищу не сразу. Считали, что плоды томата ядовиты, т.к. его близкими родственниками по семейству пасленовые являются красавка   белладонна и мандрагора – растения ядовитые. Рассказывают, что враги Джорджа Вашингтона даже пытались отравить его плодами томата. Повар-шпион Джеймс Бейли приготовил блюдо с ломтиками помидоров. Джордж Вашингтон – же вопреки ожиданиям заговорщиков стал нахваливать новое кушанье.

В XYII веке в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов.

Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появляться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.

В настоящее время томат распространен по всему миру.

Приложение № 3

Сообщение о подсолнечнике

Подсолнечник тоже когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке  - и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение «солнечного цветка» носили на торжественных церемониях.

Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Колумб в своих дневниках писал: «Я видел злак, называемый маисом». А один из его спутников описал маис подробнее: «На полях росли растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра». Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.

Родина подсолнечника  - Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510г. и высеяны в мадридском ботаническом саду.

В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев - крепостной крестьянин графа Шереметьева открыл новое свойство «солнечного цветка».

При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе  " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка  занятия по внеурочной деятельности  (кружок «В мире слов»)...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ

Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа".  Даннаое занятие было разработано на осно...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса

Основная цель занятия: создать содержательные и организационные условия для изучения материала по теме "Школьные принадлежности"...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 3 классе по курсу «Знатоки родного края»

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 3 классе по курсу «Знатоки родного края» Тема "Города Калининградской области" Цель: формирование реальных представ...