Главные вкладки

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ
    план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

    Малыхова Наталья Владимировна

    Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа".  Даннаое занятие было разработано на основе программы внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир»

    Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

            Класс: 1  

            Тип урока: урок получения новых знаний, второй урок по теме.

            Вид занятия: исследовательская деятельность, проектная деятельность.

            Форма проведения: практическая работа

            Форма организации деятельности учащихся: групповая

    Цель: провести анализ чистоты снега.

    Задачи: 

    • установить, чем может быть загрязнен снег, создать условия для развития умения наблюдать, рассуждать, слушать, сравнивать
    • учитывать мнение товарища в группе,
    • сравнивать, высказывать собственное мнение
    • формировать навыки здоровьесбережения.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    - готовность и способность к саморазвитию, установка на здоровый образ жизни;

    Метапредметные:

    Коммуникативные:

    • обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
    • отвечать на вопросы,
    • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
    • осуществлять взаимный контроль и оценку, самооценку,
    • проявлять активность и толерантность во взаимодействии;

    Регулятивные:

    • удерживать учебную задачу
    • составлять план действий, предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задачи

    Познавательные:

    •    поиск, выделение и передача необходимой информации из различных источников (в том числе и с помощью ИКТ),
    • сравнивать и обобщать,
    •    проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование,
    •    следовать инструкции при проведении опыта, делать выводы на основе полученных результатов.

    Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, лупы, фотоаппаратразнообразные фильтры, материалы и инструменты для опыта (стаканчики со снегом, ткань, ватные диски для фильтрования), листы бумаги, карандаши, фломастеры, учебник окружающего мира.

    Ход занятия

    Этапы занятия

    Содержание

    деятельности педагога

    Содержание деятельности обучающихся

    Инструментарий

    1.Организаци-

    онный момент.

    Учитель приветствует учащихся.

    Учащиеся просматривают фрагмент клипа.

    https://youtu.be/_HgI73V8QuU

    Делятся впечатлениями.

    Компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

    Клип из Интернета.

    2.Актуализация знаний

    Целеполагание.

    Учитель предлагает учащимся вспомнить, о чем они говорили на прошлом занятии и ответить на вопросы:

    - Что такое снежинка?

    - Какой формы бывают снежинки?

    - От чего зависит форма снежинок?

    В качестве домашнего задания, обучающимся было предложено нарисовать рисунок с любимыми зимними забавами

     

    На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.

    Разыгрались дети на морозе, раскраснелись. Ах, как хочется попить!

    – Что мы делаем?

    – Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег, сосульку?

    – Как вы думаете, правильно ли это?

    (Обоснуй свой ответ)

    Учитель обращает внимание детей на стаканчики со снегом. Предлагает рассмотреть снег и сравнить с белым листом бумаги.

    Учитель предлагает детям поработать с учебником по окружающему миру (стр.35) и проверить вывод детей. Маша и Миша предлагают нам провести исследование.

    - Вернемся к стаканчикам со снегом. Этот снег был взят ребятами с разных мест пришкольной территории

    - Снег из какого стаканчика будет чище?

    - Что для проверки нашего предположения предлагают нам авторы учебника?

    - Предложите, какой продукт нашего проекта мы сможем сделать после проведения исследования?

    Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь информацией, полученной при просмотре видеоролика и знаниями, приобретенными на прошлом занятии.

    https://youtu.be/uAn9bN5jfyc

    Дети демонстрируют рисунки

    (игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках)

    Мнения детей разделилось

    Дети рассматривают снег невооруженным глазом и приходят к выводу, что на первый взгляд снег достаточно чистый по сравнению с листом бумаги, и вполне пригоден для утоления жажды.

    Учащиеся с помощью иллюстраций учебника ставят проблему исследовательского проекта «Почему нельзя есть снег?» и задание для проведения опыта «Проверь, чист ли белый снег».

    С опорой на иллюстрации учебника, учащиеся планируют этапы проведения исследования.

    Дети высказывают свои предположения

    Изготовление мини-плакатов «Почему нельзя есть снег?», создание фотоколлажа с пошагового выполнения проекта.

    Компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

    Клип из Интернета.

    Комплекты луп.

    Цель: наблюдение.

    Учебник окружающего мира.

    3.Практическая работа.

    Учитель предлагает приступить к исследованию.

    - Пока тает снег в стаканчиках, давайте подумаем, с помощью чего мы проверим, чист ли снег.

    - Мы воспользуемся фильтром. Кто знает, что это такое? Кто видел фильтры, пользовался ими дома?

    Фильтр – это приспособление для очистки воды.

    - Какие бываю фильтры?

    Давайте рассмотрим разные фильтры, которые человек использует для очистки воды. Для чего надо очищать воду?

    Чтобы выполнить исследования учащиеся делятся на группы.

    Описание опытов.

     Опыт 1. Сравнение цвета талой воды и цвета чистой дистиллированной воды.

    Опыт 2. Дети процедили эту воду через марлю, сложенную в 5 слоёв, ватные диски.

    Опыт 3. Дети исследуют чистоту снега с помощью микроскопа.

    Учитель предлагает сделать вывод после проведенного опыта «Можно ли есть снег?»

    Учитель предлагает оформить результаты проделанной работы в форме рисунков.

    Учащиеся ставят стаканчики с водой на батарею.

    Учащиеся предлагают рассмотреть, процедить воду

    Учащиеся рассматривают различные фильтры для воды, высказывают предположения о том, как они работают. Отвечают на вопросы учителя.

    С помощью учителя ребята пробуют изготовить самодельные фильтры.

    Рассматривают воду в стаканчиках.

    Учащиеся видят, что вода от снега, взятого на дороге намного грязнее. Но и в стаканчике со снегом с пришкольного участке так же есть частички грязи, соломинок и т.д.

    Учащиеся, под руководством учителя выполняют опыты.

    Даже без специальных приборов видно, что снеговая вода мутная, имеет желтоватый оттенок.

    На фильтре, через который пропускали талую воду, остался сероватый осадок и соринки.

    Вывод: талая вода не пригодна для питья.

    Вывод: под микроскопом чётко видны комочки почвы, значит талая вода – грязная.

    Учащиеся делают вывод, что снег есть нельзя, даже если он кажется чистым. Так как он содержит частички грязи, песка, соломы, шерсти животных и т.д. Кроме того, снег холодный. Этим можно нанести вред своему здоровью.

    Учащиеся распределяют роли в группе, совместно работают, учитель осуществляет помощь группам.

    Фильтры для воды.

    Марля, сложенная в пять слоев, ватные диски, бумага.

    Стаканчики с растаявшим снегом.

    Учащиеся производят фотосъемку всех этапов проекта.

    Листы бумаги, фломастеры, карандаши.

    Литература по теме.

    4.Презентация проекта.

    Учитель предлагает группам представить результаты своей деятельности.

    Группы слушают выступления друг друга, оценивают мини-плакаты.

    Выставка мини-плакатов.

    5.Подведение итогов.

    Рефлексия.

    - Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале занятия?

    - Удалось ли нам их достичь?

    - Что понравилось в работе над проектом?

    - С кем вы можете поделиться теми знаниями и умениями, которые получили сегодня на занятии?

    В конце занятия учитель предлагает детям создать фотоколлаж с пошаговым выполнением проекта в домашних условиях.

    Учащиеся с помощью учителя подводят итоги занятия.

    Рекомендуемая литература

    1. Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности : 1-4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2: 344 с.
    2. Федотова О.Н., Окружающий мир: Учебник : 1 кл. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 80 с. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

    Занятие по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир». 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

    Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса

    Основная цель занятия: создать содержательные и организационные условия для изучения материала по теме "Школьные принадлежности"...

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

    Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане"

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане". Напрвление внеурочной деятельности: интеллктуальное. Цель: изучить легенду об Абакане. Создать мультфильм....

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме: «Волшебный квадрат»

    Цель Развитие познавательной активности детей;  мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления, математических представлений....

    Методическая разработка занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам».

    Данная методическая разработка предназначена для дополнительной работы по русскому языку в рамках  внеурочной деятельности....