Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме: «Волшебный квадрат»
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Цель Развитие познавательной активности детей;  мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления, математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sbornika.docx134.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Лицей»

 







Открытое занятие по внеурочной деятельности по курсу «Путешествие в Счисляндию»

по теме:

«Волшебный квадрат»

(разработка занятия для 1 класса)




Подготовила:

учитель начальных классов

Ларионова Марина Александровна


Тема занятия: «Волшебный квадрат»

Цель Развитие познавательной активности детей;  мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления, математических представлений.

Планируемые результаты:

Предметные:

       - сформировать представление  о магических квадратах и их разновидностях ( танграм)

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.

Познавательные УУД:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков;

- использовать знаково-символические средства;

- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

- умение структурировать знания;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение;

 - задавать вопросы,строить понятные для партнёра высказывания;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

- работать в паре, осуществлять самопроверку;

        - осознанное вхождение учащегося в  пространство учебной деятельности                

Оборудование: : компьютер, интерактивная доска, презентация, фрагмент мультфильма, картинки из квадратов, конверты с частями «Танграма», с геометрическими фигурами для рефлексии, дидактическая игра «Магические кружочки».

Ход занятия: «Волшебный квадрат»

I . Организационный момент.

Здравствуйте,  ребята! Сегодня у нас необычное внеурочное занятие, к нам пришли гости. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады гостям!

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”

II. Определение целей и задач занятия

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

На парте-листы (на каждого ученика).Возьмите  листочки желтого цвета. Решите примеры, отгадайте слово.

6

4

1

3

8

1

7

к

в

а

д

р

а

т

 

2+2

в

 

7-6

а

 

3+3

к

9-2

т

5-2

д

4+4

р


– Какое слово у вас получилось? ( «квадрат»)

-Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня? Тема нашего занятия КВАДРАТ. (Открыть карточку на доске-квадрат. Надпись в форме квадрата.)

Давайте определим цель нашего занятия

1. Ответить на вопрос, что такое … ; (квадрат)

2. Узнать,  какие бывают …; (квадраты)

3. В каких предметах встречается квадрат….. (квадраты)

III. Введение в тему

Ребята, мы часто встречаемся с таким математическим понятием, как квадрат.

 Вспомните и ответьте: Что такое – квадрат?

Ученики:

Квадрат-геометрическая фигура, четырехугольник с равными сторонами. Прямоугольник, у которого все стороны равны. У этой фигуры 4 угла и все стороны равны.

Возьмите конверт с надписью-геометрические фигуры. Достаньте  только квадраты. (На каждого ученика –по квадрату )

А вы знаете, что квадрат – это волшебная геометрическая фигура?

Он умеет превращаться! Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

 (объяснение сопровождается показом)

Приложите один уголок квадрата к противоположному углусгиб прогладь «утюжком». В какую фигуру наш квадрат превратился? (в треугольник). 

 Разверните  свой  квадрат, получилась  «дорожка». Как она называется? (диагональ).

 Сделайте тоже самое с другими двумя углами,  разверните квадрат.Что вы видите? (четыре треугольника).

Наш волшебный квадрат может превращаться не только в треугольники.

Приложите одну сторону к другой противоположной стороне, аккуратно совместите уголки, и прогладим «утюжком» сгиб. В какую фигуру превратился квадрат? (два прямоугольника).

Уберите свои квадраты обратно в конверт . (Я забираю конверты)

Давайте поработаем в группах.(4 группы) Повторить правила работы в группах.  

Дидактическая игра «Разложи квадраты» на скорость. Кто быстрее? Задания:

  • Разобрать квадраты по цветам в четыре стопки;
  • Разложить все квадраты по цвету по порядку от 0 до 10;
  • Подобрать к цифрам 1, 3, 5 и т.д. квадраты с таким же количеством кружочков;
  • Из маленьких квадратов одного цвета сотавьте один большой квадрат. Не забудьте о свойствах квадрата (Одинаковые длины всех сторон).

Возьмите счетные палочки.

1)Сколько палочек потребуется, чтобы сложить квадрат? (Четыре).

2)Из 7 палочек составьте два квадрата :

3)Из 10 палочек составьте три одинаковых квадрата:

4)А сколько палочек потребуется, чтобы сложить пять квадратов?  (20 или 16). Сложи 5 квадратов из 16 палочек.

5)Образуйте на столе с помощью двух палочек квадрат. (Положить на край стола)

6)Головоломка со счетными палочками-фигуры из квадратов: Из 5 квадратов сложи лесенку:

   Убери 3 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

Можно назвать квадрат волшебным? (Да)Почему? Какие превращения мы сотворили?

Физминутка

 Презентация

 Не зря наши далекие предки подметил, что квадрат–магическая фигура.

Послушайте легенду.

(Звучит Музыка Фаусто Папетто "Сонный берег" или другая музыка со звуками журчащей воды.)

Послушайте музыку воды, а я поведаю вам историю.

Существует предание, согласно которому китайский император Ию, живший примерно 4000-5000 лет до нашей эры, однажды увидел на берегу реки священную черепаху с узором из черных и белых кружков на панцире.

Слайд 1.

http://xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai/74/77.jpg

Сообразительный император сразу понял смысл этого рисунка. Черными кружками в этом квадрате изображены  четные числа, белыми - нечетные  числа.

Чтобы и нам стал понятен смысл, заменим каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кружков. Слайд 2.

http://xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai/74/78.gif

 Символ изображенный на черепахе, китайцы считали магическим - он использовался при заклинаниях. Поэтому квадратные таблицы чисел с тех пор называют магическими квадратами. Магические квадраты служили талисманами, защищая тех, кто их носил, от разных бед.

Что же в нем магического? (Ответы детей).Девять порядковых чисел размещены в девяти клетках квадрата так, что суммы чисел вдоль каждой строки, каждого столбца и каждой из двух диагоналей одинаковы - это основное свойство волшебного квадрата.

 Слайд 3. Предлагаю поработать с магическим квадратом. Коллективная работа.

2

7

6

  9  

5

1

  4

3

8

- Сосчитайте сумму чисел в первой строке?  И т.д.

- Что интересного заметили?(Сумма чисел везде одинаковая, она равна 15)

Слайд 4-серый

     Сейчас у каждой группы будет интересное задание с квадратом.

Впишите в пустые клетки квадрата такие числа, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны квадрата равнялась 10.

(На каждую группу-панель-магический квадрат и числа-дети работают самостоятельно, приклеивают нужную карточку с подходящим числом в пустое окошко)

1

3

       

10

  0

2

                                                   

1

2

10

4

0

1

0

10

2

3

4

1

10

0

2

Проверка. Каждая группа выходит, остальные проверяют. Аплодисменты.

А какие волшебные квадраты знаете вы?  (Танграм)

Танграм-старинная китайская игра-головоломка, которая возникла 4 тысячи лет назад.

Возьмите танграмы. Соберите фигуру по схеме и наклейте ее на панель.

Выберите одного представителя в своей группе, который покажет вашу фигуру у доски. ( От каждой команды выходят представители,).

Давайте поаплодируем этой группе за правильное расположение частей танграма.

 Следующая группа. Молодцы. Справились с заданием. Давайте их тоже поддержим аплодисментами.

Следующая группа. Давайте поаплодируем этой группе.

 Слайд 5.

Квадраты находят нас везде, иногда даже там, где мы совсем не ожидаем их увидеть.

      C:\Users\Ольга\Pictures\img3.jpg    C:\Users\Ольга\Pictures\img5.jpg  C:\Users\Ольга\Pictures\1331572830_kvadrat.jpg 

(Дети поясняют каждую картинку: шахматная доска, сытый кот, конь по кличке «Квадрат»)  .Где еще можно встретить предметы квадратной формы? Слайд6

VI .Тренинг «Волшебный клубочек»

 Давайте сделаем квадрат. Я попрошу вас, передавая волшебный клубочек, друг другу, назвать предметы, в которых встречается квадрат . Итак, я начну, а вы продолжайте: «Стол,стул,тарелка,лист,шахматная доска,коробка от диска, табуретка,салфетка,скатерть,плакат,картина,долька шоколада,часы, дорожный знак,окно,портфель, пакет,сумка……… (передавая клубок, наматывать нитку на палец каждого,называя предмет ,  и передавать дальше)                                        

 Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Давайте поднимем руки, и мы увидим, квадрат.

Опустите руки. Снимите нитки.

                                                                   

VII.Рефлексия:

-  Что узнали на занятии ?

- Какую цель ставили перед собой?

- Почему квадрат можно назвать волшебным?

-  Чему вы научились?  Какие превращения сотворили с квадратом?

Я каждому хочу подарить вот такие   квадратики со стихами.

Стихи читают дети ,один из группы-хор.чит.)

Для 1 группы:

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире.

Для 2 группы:

Стороны четыре в нём,

Две скрепляются углом.

Круг в нем может разместиться,

В куб он сможет превратиться.

Для 3 группы:

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Для 4 группы:

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

 Оцените свою деятельность на занятии. На каждого ребенка по два квадратика зеленого и желтого цвета. Если Вы довольны сегодня собой и у вас все получилось  на занятии, поднимите квадрат зеленого цвета.  А если считаете, что получилолсь хорошо,то желтого цвета.

Подарите свои улыбки друг другу. Молодцы! Большое спасибо за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ

Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа".  Даннаое занятие было разработано на осно...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса

Основная цель занятия: создать содержательные и организационные условия для изучения материала по теме "Школьные принадлежности"...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане"

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане". Напрвление внеурочной деятельности: интеллктуальное. Цель: изучить легенду об Абакане. Создать мультфильм....

Методическая разработка для 2 класса на тему: "Волшебный мир доброты"

Формирование нравственных представлений учащихся о доброте....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3-4 КЛАССАХ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛЕШИНСКАЯ СОШ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУТОНА ТЮЛЬПАНА »

Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не дол...