Методическая разработка для 2 класса на тему: "Волшебный мир доброты"
методическая разработка (2 класс)

Коровина Яна Петровна

 Формирование нравственных представлений учащихся о доброте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_volshebnyy_mir_dobroty.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для 2 класса

на тему:

«Волшебный мир доброты».

разработала Коровина Яна Петровна

                                                                    воспитатель СПб ГБПОУ

«Академия ледовых видов спорта

«Динамо Санкт-Петербург»

Василеостровского района.

Санкт-Петербург 2021

Цели и задачи.

Формировать нравственные представления учащихся о доброте, душевности, выявить в ходе занятия, какого человека можно считать добрым.

Побудить у детей желание помогать родителям, друг другу, слабым, научить ценить чувства других.

Научить задумываться над своими поступками.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 

Оборудование.

- Презентация;

- Белые листы бумаги (каждому по 1 шт.);

- Дерево добрых поступков (зеленые, желтые, красные листочки)

- мультфильм « Просто так», ролик - притча «Два волка»,  цветик – семицветик, сердце и маленькие сердечки на каждого, мешочек.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Познавательные УУД:

добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Предметные УУД:

получат представления о добре и зле, научатся различать данные качества

в различных жизненных ситуациях

Ход занятия

1.     Организационный момент

- Добрый день и добрый час!
Вы друг к другу повернитесь,
С добротою улыбнитесь.

Поприветствуйте гостей.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.

 

Внимание, на экран! Давайте сейчас посмотрим

мультфильм «Просто так»

       2. Постановка проблемного вопроса

Это слово «волшебное» звучит уже несколько раз,

О чем мы говорим здесь и сейчас?

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь,

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это, это ведь сердец ……. Доброта

Дети читают стихи: (Новиков, Ващенков)

Что такое доброта?
1. Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

2. А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.

Учитель: Есть в мире нашем закон Доброты,

Соблюдать его должны Я и Вы.

 

3.     Работа над темой урока.

Мы отправляемся в путешествие в волшебный мир Доброты. Сейчас мы в гостях у сказки «Цветик - семицветик»

(лепестки прикреплены на доске)

    4 .  Интерактивные игры по теме

Игра «Цветик - семицветик»

Дети по очереди срывают лепестки, на обратной стороне которых записаны разные задания, игры. Перед выполнением задания дети хором читают волшебные слова:

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Облети вокруг Земли
Быть, по-моему, вели.

Первый лепесток: 3.   «Эксперимент»

-Сейчас мы проведем эксперимент. Возьмите белый лист бумаги.

Сегодня я вам разрешу делать то, чего никогда не разрешала.  Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, то будем загибать листок бумаги. (Отстань, мы больше не друзья, не дам тебе ни чего, стукнули кого то, уйди, не мешай)

 

-Посмотрите на лист, изменился ли он? Сравним. Почему листы разные? Можем ли мы что изменить? Как нам исправить положение? (пожелать, сказать что приятное, хорошее)

 

-Давайте будем говорить хорошие и вежливые слова, и тем самым будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

 

-Ребята, а сейчас посмотрите на лист, своими словами вы разгладили его? Но стал ли он таким, каким был вначале эксперимента? (нет) Почему?

 

-Вывод: Боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить!»

-Нравится ли вам когда вас обижают?

-Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

-А если мы будем каждый день говорить друг другу плохие слова? Что с нами произойдет?

-Непросто быть вежливым человеком. Этому надо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом родители, учителя, и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.

Итак, кто поможет оторвать второй лепесток? (выходит ученик)

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Облети вокруг Земли

Быть, по-моему, вели.

 

Второй лепесток: «Что такое ДОБРО?»

 

- Что же такое ДОБРО? (ответы детей)
Да, это всё хорошее, доброе, красивое.
- Например: солнце, весна, улыбки окружающих тебя людей, звонкий детский смех и ваши счастливые лица…
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
— Добрый человек – это тот, кто…… (мнения детей)
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек.
Вывод детей: Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее,

злой – дурное.

(Чтение учащейся Аверьяновой А. стихотворения)

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

 

- Итак, кто поможет оторвать третий лепесток? (выходит ученик)

 

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Облети вокруг Земли

Быть, по-моему, вели.

Третий лепесток: « Что такое ЗЛО?»

 (Ответы детей).

Зло – это чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
– Как ведет себя злой человек? 
(Ответы детей).

- Ребята, посмотрите на эти рисунки (на доске двух волков)
- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)

- Почему один волк белый, а другой черный?

- Что они символизируют?

- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется

«Два волка».

Просмотр притчи «Два волка"

Обсуждение и анализ притчи.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
- Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
- Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
- А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)

Добро Всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
- А я хочу пригласить прочитать  маленькое, но очень глубокое по смыслу стихотворение                           Шиш В.

 


Хочешь, чтоб тебя любили?

Делай людям ты добро.

Очень скоро убедишься –

Поступаешь ты умно!

 

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…


- Кто поможет оторвать четвертый лепесток? (выходит ученик)

 

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Облети вокруг Земли

Быть, по-моему, вели.

Четвертый лепесток:  Физкультминутка «Твори добро»

- Предлагаю немного отдохнуть и потанцевать.

- Молодцы, а кто поможет оторвать пятый  лепесток? (выходит ученик)

Лети, лети лепесток,

Через запад — на восток,

Облети вокруг Земли

Быть, по-моему, вели.

Пятый лепесток: Моделирование жизненных ситуаций.

                          «Заморочки из мешочка»

 

—В жизни случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить. Я предлагаю рассмотреть некоторые жизненные ситуации, которые могут произойти с каждым из вас, и совместно выбрать достойный выход из них.

 

Ситуации:

1.     Твой приятель заболел, не ходит в школу, не выходит гулять. Что ты можешь для него сделать?

2.Ты гуляешь во дворе с друзьями. Вдруг вы замечаете плачущего малыша. Он потерялся. Как бы ты поступил?

3. Ты играл в мяч с другом. Вдруг приятель нечаянно разбивает мячом стекло. Твои действия?

     4.  Кто-то из ваших одноклассников сильно толкнул вас и свалил с ног.

Как вы поступите?

-начнете плакать

-ударите его

-сделаете ему замечание.

      5. Один из ваших одноклассников смеётся над вашим лучшим другом. Как поступить?

-пожмёте плечами и отойдёте

-будете тоже смеяться

-будете защищать товарища кулаками.

     6.  Вам не везёт. Вы второй раз подряд проигрываете в игру. Ваши действия.

-будете плакать

-продолжите игру

-начнёте злиться

-откажетесь играть

 

Вывод: всегда можно найти мирное решение проблемы, договориться, пойти на компромисс.

- Молодцы, а кто поможет оторвать шестой  лепесток? (выходит ученик)

Лети, лети лепесток,

Через запад — на восток,

Облети вокруг Земли

Быть, по-моему, вели.

Шестой лепесток:    Игра «Спеши обрадовать!»

– Дарить радость – значит творить добро. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которая называется « Спеши обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить так:

Один из ребят садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими. Нужно перечислить самые лучшие качества своего товарища, не обидев его.

Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём ценишь, что тебе нравится в его характере или что-то ещё (что ты сам придумаешь).

 

– Итак, ребята, игра эта заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлее.

(Чтение учащейся Чалой  Д. стихотворения )

 

Доброта непременно спасает наш мир,

Помогает расти всем на свете.

Чтобы людям душевный покой обрести,

Свое сердце в добре вы согрейте.

Много сил и старания нужно вложить,

Чтоб добро сбереглось и терпенье.

Только истина в том, чтобы в сердце хранить

Любовь, Доброту и Терпение.

 

- Вот, ребята, у нас и остался последний лепесток. А попрошу его оторвать _______________________________, но для этого нужно произнести слова:

 

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Облети вокруг Земли

Быть, по-моему, вели.

Седьмой лепесток: Итог «Доброе слово»

5.Итог.

-Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы много говорили о доброте.

-Путь к доброте не легкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научится быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- В память о нашем мероприятии примите маленькие сюрпризы

(вручение подарков)

-Поэтому доброта спасет наш мир! Будьте добры! Делайте добро! Это принесет вам счастье.

 

Твой приятель заболел, не ходит в школу, не выходит гулять. Что ты можешь для него сделать?

 

 

Ты гуляешь во дворе с друзьями. Вдруг вы замечаете плачущего малыша. Он потерялся. Как бы ты поступил?

 

Ты играл в мяч с другом. Вдруг приятель нечаянно разбивает мячом стекло. Твои действия?

 

Кто-то из ваших одноклассников сильно толкнул вас и свалил с ног.

Как вы поступите?

-начнете плакать

-ударите его

-сделаете ему замечание.

 

Один из ваших одноклассников смеётся над вашим лучшим другом. Как поступить?

-пожмёте плечами и отойдёте

-будете тоже смеяться

-будете защищать товарища кулаками.

 

Вам не везёт. Вы второй раз подряд проигрываете в игру. Ваши действия.

-будете плакать

-продолжите игру

-начнёте злиться

-откажетесь играть

 

Список литературы.

1.      А.Н.Кугач, С.В. Турыгина. Формула успеха. Сценарии выпускных вечеров, конкурсных программ, торжественных церемоний для школьников. Ярославль, Академия развития, 2007г.

2.      Журнал «Начальная школа» № - 2008.

3.      Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия 1-4 классы. Москва, «Вако», 2006. Сост. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова.

4.      Классные часы в 1-4 классах. Авторы-составители И.В. Персидская, Г.А. Фонова и др. Изд-во «Учитель». Волгоград, 2007.

5.      Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса "ИЗОНИТЬ"

ИЗОНИТЬ - искусство вышивания по картону и другим материалам – один из видов декоративно-прикладного искусства. - Презентация .Мастер-класс "ИЗОНИТЬ"- Презентация. Образцы изде...

Методическая разработка мероприятия "В человеке красота - вежливость и доброта".

Методическая разработка классного часа " В человеке красота - вежливость и доброта" для 2 класса....

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Волшебные слова"

Внеклассное мероприятие на тему:"Волшебные слова. "Ребят ждёт увлекательное путешествие по Волшебном угороду сосказочными остановками,где они познакомятся с вежливыми словами через игры,зага...

Внеурочное занятие в 1 классе по теме "Волшебное превращение.Оранжевый цвет". Кружок "Волшебные краски"

Конспект внеурочного занятия по теме "Волшебное превращение.Оранжевый цвет" Класс 1. Направление-общекультурное....

Разработка открытого урока по чтению во 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой

Разработкаоткрытого урока по чтениюво 2 «Д» классе на тему: «Волшебное слово» В.А.Осеевой...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»

Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на...

Методическая разработка родительского собрания "Давайте воспитывать в детях доброту".

Методическая разработка родительского собрания на тему:"Давайте воспитывать в детях доброту"....