Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Оксана Викторовна Булатова

Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на сердечко , оно дает росточек, который приносит плод. Ключевые слова : сострадание, жалость, помощь, забота, доброта, привязанность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока внеклассного чтения

Характеристика обучающихся:  занятие ориентировано  на детей 7 – 8 лет. Это обучающиеся 2 класса.

Основные проблемы, предполагаемые для обсуждения:  Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на сердечко , оно дает росточек, который приносит плод. Ключевые слова : сострадание, жалость, помощь, забота, доброта, привязанность.

Тема: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»

Цель:  - повторить и обобщить изученные произведения о животных;

- развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

- развивать речь как средство общения, развивать память и мышление.

Задачи:  расширять представление детей о мире природы;

- учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как друзьях наших меньших;

- рассказывать о значении природы в жизни человека;

- обогащать словарный запас детей понятиями духовно – нравственной культуры ( добро, зло, послушание, стыд, совесть, милосердие, сострадание, честь, честность и т.п.)

- познакомить обучающихся с новыми авторами и их произведениями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.

Ресурсы: клип Светланы Копыловой «Про кота», книги представленные обучающимися, презентация учителя « Советую прочитать».

Ход урока:

Организационный момент:  Приветствие детей. Объявление темы урока

- Добрый день, дорогие ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрим вместе за окошко… Скажите, что интересного вы увидели сейчас за окном? ( Ответы детей).

Вступительное слово учителя: Сегодня вы подготовили презентацию своих любимых книг о животных, птицах, насекомых. Нам предстоит вспомнить те произведения, которые мы изучали на уроках литературного чтения.

 Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери говорил : «Мы в ответе за тех, кого приручили», а наш замечательный русский поэт Сергей Есенин называл животных «братьями нашими меньшими». Вот о них и пойдет речь на сегодняшнем занятии. Тема звучит так : «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»

Основная часть урока:  Ребята, вспомните , к каким литературным жанрам относятся изученные нами и прочитанные вами произведения? (Ответы детей)

- Совершенно верно, это и рассказы, и сказки, и стихи, и были. Молодцы.

-  Теперь я предоставляю слово вам, мои дорогие читатели. Расскажите, презентуйте свою книгу ребятам так, чтобы они захотели ее прочитать. ( Дети показывают книгу, называют автора, рассказывают ( очень коротко) о сюжете, главных героях и делают свои выводы.

Физкультминутка:  

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайка ждет...
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Поиграем мы сейчас.

Беседа:

Ребята, представьте , что вы идете со взрослыми на прогулку, в магазин или просто сидите во дворе на лавочке… Вдруг к вам подходит котик, что вы делаете, что говорите ему, какие желания у вас возникают? ( Ответы детей).

Хорошо, молодцы! Скажите, а что говорят вам взрослые, когда вы гладите на улице бездомного котенка или кота? ( Ответы детей).

Давайте посмотрим клип о бездомном коте.

Просмотр видеоклипа Светланы Копыловой « Про кота»

(Этот видеоклип однозначно вызовет слезы и сострадание, жалость и боль у детей).

- Ребята, скажите, какую ошибку совершали люди в этой истории?

- Какие чувства им были чужды? (Подводя итог сказанному, говорю о том, что же такое доброта, забота, сострадание, милосердие).

Просмотр презентации

- Ребята, взгляните, кто это смотрит на вас такими добрыми глазами? ( Кот)

- Какой он, опишите. ( На слайде обложка книги Юрия Ситникова «Кот»)

- Это история домашнего кота, который по вине людской прихоти и жестокости был вынужден скитаться в поисках хозяев. На своём пути к дому Коту пришлось преодолеть множество препятствий, столкнуться с добром и злом, верностью и предательством, познать человеческую теплоту и любовь, равнодушие и бесчеловечность.
Я советую вам прочитать эту историю и записать о ней отзыв в свой « Дневник читателя».

Это произведение замечательного современного автора Юрия Ситникова не оставит равнодушным никого. Попробуйте почитать эту историю на ночь своим родителям и попросите их написать короткий отзыв об услышанном. Вставьте этот отзыв в свой «Дневник читателя», потом вы сможете поделиться своими отзывами и отзывами родителей  с ребятами в классе.

- Есть еще очень интересные книги о наших маленьких друзьях. Посмотрите на слайд.

Это произведение Павла Верещагина « Рыжий по имени Рэд»

- Я прочитаю вам маленький отрывок из него.

Весной Вера принесла домой щенка. Она подобрала его на стройке. Вера торопилась, срезала дорогу, а тут на тропинке – он. Завилял хвостом, будто бы они давно знакомы. Потом припал на передние лапы и обаятельно зарычал - такой маленький и симпатичный. Вокруг огромные грузовики и бульдозеры, опасные экскаваторы и подъемные краны, голодные гасторбайтеры и кровожадные скорняки, любители собачьего меха. А он предлагает поиграть. Вера поняла: это наш кадр, сердце ее дрогнуло. Она принесла щенка домой и назвала Рэдом. В смысле Рыжик…

Что было дальше постарайтесь узнать сами.

Итог урока:

- Ребята, скажите, почему так важно заботиться «о тех, кого приручили»?

- Почему важно уметь пожалеть, помочь, сопереживать?

Рефлексия: ( если остается время)

- Нарисуйте, применяя технику « пятно», своего четвероногого, крылатого или пушистого друга.  А я закончу урок словами Павла Верещагина: «И вот знаете что… Касательно дружбы… И любви… Ведь у каждого из нас есть друзья и любимые. И сами мы кому-то приходимся любимыми и друзьями. Но… как бы это сказать поточнее… Дружба и даже любовь занимают в нашей жизни лишь очень определенное место. У каждого,  кроме любви и дружбы, есть много еще чего: работа, жизненные планы, родственные обязательства, тщеславие, амбиции, спорт, автомобили и футбол, божественный огонь творчества, в конце концов.  А у Рэда, кроме дружбы, в жизни ничего больше нет. Ну, вообще ничего. Быть нашим другом - это главный смысл его существования, в этом все его радости и огорчения. В этом вся его жизнь…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в з классе " А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

Очень важно в начальной школе развивать у обучающихся читательскую самостоятельность и формировать общеучебное умение -  осознанно  читать литературные произведения. В этом очень помогают ур...